конспект по ФЦКМ Мой Тукай
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №99 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе «Творчество Г. Тукая»
Выполнила воспитатель:
Хабибуллина
Валентина Николаевна
Задачи:
Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.
Закрепить умение выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривать звуки, правильно строить предложения.
Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Оборудование:
Портрет Г. Тукая; иллюстрации к сказкам Г. Тукая «Водяная», «Шурале», «Сказка про Козу и Барана»; «Забавный ученик»; конверт с заданием. Показ слайдов. Выставка книг.
Предварительная работа:
Чтение сказок Г. Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка про Козу и Барана», «Забавный ученик».
Ход занятия
В.: Здравствуйте, ребята. Исәнмесез (на татарском языке).
Пусть для всех это занятие принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. Ребята, для начала мы с вами сядем в круг и по очереди соединяем свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу. А еще скажем «Я рад тебя видеть, Таня!» (дети называют имя своего соседа).
В: А сейчас садимся на стульчики.
Ребята, послушайте стихотворение:
Стоит деревня наша на горе крутой,
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все краю моем...
Мне памятны навеки события детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
Это стихотворение называется «Родная деревня». Каким трепетом и нежностью пишет поэт о своей родной стороне. Мы сегодня с вами будем говорить о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Дети, вы любите сказки Г. Тукая? Чем они вам нравятся?
Д: Ответы детей.
В: Как вы думаете, чему они учат?
Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.
В: Великий татарский поэт Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел много сделать за это время, оставил нам много стихов, волшебных сказок. Он родился 26 апреля 1886 года в деревне Кырлай. Мы с вами должны гордиться им и помнить его. Ребята, давайте перечислим произведения, которые мы знаем?
Д: «Шурале», «Водяная», «Наша семья», «Забавный ученик».
В: А сейчас я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно. Из сказки Г. Тукая найдите мне отгадку.
- Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (баран «Сказка про козу и барана»)
- Бородатый и богатый
Заберётся в огород.
Съест капусту и томаты
И горошек, и укроп. (коза «Гали и коза»)
- Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю. (собака «Забавный ученик»)
- Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у тёмной ёлки
Кто мы? Лисы или волки? (волк «Сказка про козу и барана»)
В: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тюбетейка».
(Дети стоят в кругу, звучит музыка, они передают тюбетейку, если музыка остановилась, ребёнок, у кого тюбетейка должен сказать слово или фразу по-татарски).
В: Молодцы! Хорошо поиграли.
В: Ребята, я сейчас буду читать описание героя, а вы должны угадать кто это.
«Золотым, блестящем гребнем над зеркальною водой. Космы ведьма продирает, прядью тешится седой»
Д: Водяная.
В: Что украл деревенский мальчишка в сказке Габдуллы Тукая «Водяная»?
Д: Золотой гребень.
В: Кто скажет, в чём смысл этой сказки?
Д: Чужое брать нельзя.
В: Давайте вспомним, какими словами поэт преподносит урок:
«Есть хозяин или нет ввек чужого не бери». Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.
В: Мальчик из сказки какой? Опишите его.
Д: Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т. д.
В: Су анасы какая?
Д: Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т. д.
В: Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам ещё задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.
Он похож на человека,
очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом
в палец наш величиной.
У него же в пол аршина
пальцы на руках кривых,
десять пальцев безобразных,
острых, длинных и прямых. Кто это?
Д: Шурале
В: Кто обманул Шурале?
Д: Джигит Былтыр.
В: А как он обманул Шурале?
Д: Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели.
В: Парень из сказки какой? Опишите его.
Д: Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т. д.
В: Шурале какой?
Д: Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т. д.
В: Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему?
Д: ответы детей.
В: А кого вам жалко?
Д: Ответы детей.
В: Какие вы молодцы! Мы немного устали, и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ минутка:
Звери упражняются (сгибают, разгибают руки),
Спортом занимаются:
Ежик – бегом (бег на месте),
Зайка – кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях).
Лисичка хочет похудеть:
Вправо-влево, вправо-влево
Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловищем вправо-влево).
В: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа. Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.
1) Кончил дело – гуляй … (смело)
2) Что посеешь, то и … (пожнёшь)
3) Свет не без добрых … (людей)
4) Любишь кататься – люби и саночки … (возить)
5) Поспешишь – людей … (насмешишь)
6) Яблоко от яблони недалеко … (падает)
7) Без труда не вытащить рыбку из … (пруда)
8) В гостях хорошо, а дома … (лучше)
9) Глаза бояться, а руки … (делают)
В: Молодцы!
Ребята о каком поэте мы сегодня говорили? Какие его произведения мы вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-225920-1417449092.jpg)
Конспект по ФЦКМ на тему: "Путешествие в страну женских профессий"
Конспект по окружающему миру для подготовительной группы...
Конспект НОД ФЦКМ "Безопасность в нашей группе" (вторая младшая группа)
Безопасное поведение в группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-83307-1586182908.jpg)
Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)
Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365117-1386693673.jpg)
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-587352-1424969994.jpg)
Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность»
Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность» Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытов...