конспект по ФЦКМ Мой Тукай
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хабибуллина  Валентина Николаевна

Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.

Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.

Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №99 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе «Творчество Г. Тукая»

Выполнила воспитатель:

Хабибуллина

Валентина Николаевна

Задачи:

Продолжать знакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая.

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.

Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.

Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.

Закрепить умение выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривать звуки, правильно строить предложения.

Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.

Оборудование:

Портрет Г. Тукая; иллюстрации к сказкам Г. Тукая «Водяная», «Шурале», «Сказка про Козу и Барана»; «Забавный ученик»; конверт с заданием. Показ слайдов. Выставка книг.

Предварительная работа: 

Чтение сказок Г. Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка про Козу и Барана», «Забавный ученик».

Ход занятия

В.: Здравствуйте, ребята. Исәнмесез (на татарском языке).

Пусть для всех это занятие принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. Ребята, для начала мы с вами сядем в круг и по очереди соединяем свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу. А еще скажем «Я рад тебя видеть, Таня!» (дети называют имя своего соседа).

В: А сейчас садимся на стульчики.

Ребята, послушайте стихотворение:

Стоит деревня наша на горе крутой,

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все краю моем...

Мне памятны навеки события детских лет,

Нет времени счастливей, забав беспечней нет.

Я помню, как, бывало, по черной борозде

Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,

И ждет меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б ни был и что б ни делал я,

Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Это стихотворение называется «Родная деревня». Каким трепетом и нежностью пишет поэт о своей родной стороне. Мы сегодня с вами будем говорить о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Дети, вы любите сказки Г. Тукая? Чем они вам нравятся?

Д: Ответы детей.

В: Как вы думаете, чему они учат?

Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.

В: Великий татарский поэт Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, но успел много сделать за это время, оставил нам много стихов, волшебных сказок. Он родился 26 апреля 1886 года в деревне Кырлай. Мы с вами должны гордиться им и помнить его. Ребята, давайте перечислим произведения, которые мы знаем?

Д: «Шурале», «Водяная», «Наша семья», «Забавный ученик».

В: А сейчас я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно. Из сказки Г. Тукая найдите мне отгадку.

  1. Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. (баран «Сказка про козу и барана»)

  1. Бородатый и богатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты

И горошек, и укроп. (коза «Гали и коза»)

  1. Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю. (собака «Забавный ученик»)

  1. Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у тёмной ёлки

Кто мы? Лисы или волки? (волк «Сказка про козу и барана»)

В: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тюбетейка».

(Дети стоят в кругу, звучит музыка, они передают тюбетейку, если музыка остановилась, ребёнок, у кого тюбетейка должен сказать слово или фразу по-татарски).

В: Молодцы! Хорошо поиграли.

В: Ребята, я сейчас буду читать описание героя, а вы должны угадать кто это.

«Золотым, блестящем гребнем над зеркальною водой. Космы ведьма продирает, прядью тешится седой»

Д: Водяная.

В: Что украл деревенский мальчишка в сказке Габдуллы Тукая «Водяная»?

Д: Золотой гребень.

В: Кто скажет, в чём смысл этой сказки?

Д: Чужое брать нельзя.

В: Давайте вспомним, какими словами поэт преподносит урок:

«Есть хозяин или нет ввек чужого не бери». Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.

В: Мальчик из сказки какой? Опишите его.

Д: Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т. д.

В: Су анасы какая?

Д: Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т. д.

В: Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам ещё задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.

Он похож на человека,

очень тонкий и нагой.

Узкий лоб украшен рогом

в палец наш величиной.

У него же в пол аршина

пальцы на руках кривых,

десять пальцев безобразных,

острых, длинных и прямых. Кто это?

Д: Шурале

В: Кто обманул Шурале?

Д: Джигит Былтыр.

В: А как он обманул Шурале?

Д: Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели.

В: Парень из сказки какой? Опишите его.

Д: Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т. д.

В: Шурале какой?

Д: Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т. д.

В: Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему?

Д: ответы детей.

В: А кого вам жалко?

Д: Ответы детей.

В: Какие вы молодцы! Мы немного устали, и я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физ минутка:

Звери упражняются (сгибают, разгибают руки),

Спортом занимаются:

Ежик – бегом (бег на месте),

Зайка – кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях).

Лисичка хочет похудеть:

Вправо-влево, вправо-влево

Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловищем вправо-влево).

В: Г. Тукай любил свою Родину, хотел, чтобы Земля наша процветала, дети росли здоровыми, трудились для блага своего народа. Родины. В его стихах мудрость, справедливость, правда. То же, что сохранилось в народных пословицах. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете пословицы. Я говорю пословицу, а вы её заканчиваете.

1) Кончил дело – гуляй … (смело)

2) Что посеешь, то и … (пожнёшь)

3) Свет не без добрых … (людей)

4) Любишь кататься – люби и саночки … (возить)

5) Поспешишь – людей … (насмешишь)

6) Яблоко от яблони недалеко … (падает)

7) Без труда не вытащить рыбку из … (пруда)

8) В гостях хорошо, а дома … (лучше)

9) Глаза бояться, а руки … (делают)

В: Молодцы!

Ребята о каком поэте мы сегодня говорили? Какие его произведения мы вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ на тему: "Путешествие в страну женских профессий"

Конспект по окружающему миру для подготовительной группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)

Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность»

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность» Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытов...