Конспект занятия «Экологическое развитие дошкольников посредством исследовательской деятельности»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие проведено для ГПО педагогов по познавательному развитию. Ц​ель - средствами исследовательской деятельности развивать агроэкологические способности дошкольников. Дошкольники выстраивают экологическую пирамиду, используя выводы опытнической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Экологическое развитие дошкольников посредством исследовательской деятельности»

Цель: Средствами исследовательской деятельности развивать агроэкологические способности дошкольников.

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к обследованию объекта с помощью экспериментирования.
  • Формировать способности дошкольников делать выводы о факторах влияния внешней среды на успешное развитие растений, с использованием экологической пирамиды.
  • С помощью опытов исследовать состояние почвы, показать ее значение для растений.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход совместной деятельности

Воспитатель проводит детей в центр группы.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли много гостей. Мы их рады видеть, давайте поздороваемся.

Дети здороваются

Воспитатель: Мы сегодня с вами вновь посетим наш агроэкологический центр, в котором я предложу провести интересные и полезные опыты. Но сначала, я предлагаю прислушаться и сказать, какие звуки нас сейчас окружают. Что вы слышите?

Дети: шум, люди разговаривают, на кухне гремят посудой.

Воспитатель: А теперь закройте глаза, и скажите, какие звуки вы слышите сейчас?

Звучат звуки леса, воды, голоса птиц (аудиозапись)

Воспитатель: Что же вы услышали?

Дети перечисляют

Воспитатель: А как мы можем назвать эти звуки.

Дети: Звуки природы.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А скажите, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А какое время года наступит после зимы?

Дети: Весна.

Воспитатель: А какие-то изменения произойдут весной в природе?

Дети: Тает снег, солнце греет сильнее, становится тепло, птицы прилетают, распускаются растения.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что нужно для растений, чтобы они красиво цвели, давали много плодов (овощей и фруктов)?

Дети: Да.

Воспитатель: Это мы узнаем с вами после проведения опытов. Проходите за столы в нашей лаборатории. (дети рассаживаются за столами)

Воспитатель: Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?

Дети:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Слушать внимательно педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4. Поддерживать порядок на рабочем столе.


(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)

Опыт № 1. 

Оборудование: Воспитатель: Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля

Воспитатель: Мы должны определить цвет и состава почвы.

1. Положим мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняем слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

3. Рассмотрим, какого цвета почва? (ответы детей)

4. Что вы еще увидели в почве? (под лупой). (ответы детей: палочки, веточки, листочки засохшие)

5. А для чего нужны в почве веточки, листочки в почве? (ответы детей: чтобы почва была рыхлой, чтобы в ней было много удобрений).

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, которые делают почву полезной для растений.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Опыт № 2.

Оборудование. Воспитатель. Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки  и вода.

Воспитатель: Мы должны определить, есть ли в почве воздух.

1. Возьмем комочек почвы.

2. Бросим её в стакан с водой

3. Наблюдаем, что происходит (ответы детей: появились пузырьки)

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Правильно, молодцы

Опыт № 3.

Оборудование. Воспитатель. Нам понадобятся лист белой бумаги, ложка.

Воспитатель: Мы должны определить есть  в почве вода.

1. Возьмем лист бумаги.

2. Насыпаем на неё немного почвы. 

3. Придавим её плотно к бумаге.

4. Стряхнем почву.

5. Наблюдаем, что произошло. (ответы детей: появилось мокрое пятно)

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда она берется в почве? (ответы детей: вода попадает в почву, когда идет дождь или ее поливают люди) 

Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были  настоящими учёными, и хорошо сотрудничали  все вместе в нашей научной лаборатории. И теперь, я предлагаю, на выводах сегодняшних, и ранее проведенных, составить экологическую пирамиду «Рост растений».

Экологическая пирамида (воспитатель достает пирамиду)

Воспитатель: Что, прежде всего, необходимо, для того, чтобы вырастить растение.

Дети: Семена.

Воспитатель: Куда мы будем высаживать семена?

Дети: В землю, почву.

Воспитатель  показывает первый слой пирамиды

Воспитатель: Мы посадили семена. Что нам понадобится для того, чтобы они не засохли?

Дети: Вода.

Воспитатель показывает следующий слой пирамиды

Воспитатель: Мы начинаем выращивать растение в помещении, что нам понравится, чтобы оно было зеленым?

Дети: Свет

        

Воспитатель показывает следующий слой пирамиды

Воспитатель: А если у нас здесь будет душно, растение сможет вырастить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что необходимо для растения?

Дети: Открывать окна, чтобы воздух был свежий.

Воспитатель показывает следующий слой пирамиды

Воспитатель: А если у нас здесь будет холодно, растение сможет вырастить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что необходимо для растения?

Дети: Тепло.

Воспитатель показывает следующий слой пирамиды

Воспитатель: Мы с вами проводили опыт и сделали вывод, чтобы в земле есть веточки, листочки. Что тогда еще нужно для успешного роста растения.

Дети: Ее удобрять.

Воспитатель показывает последний слой пирамиды

Воспитатель: Итак, смотрим на нашу пирамиду. Берем семена, кладем и в почву, поливаем, создаем хорошее освещение, проветриваем помещение, поддерживаем тепло, удобряем. И у нас вырастает вот такое растение.

Ребята, думаю нам пора отдохнуть.

 

Физкультминутка

Звучит музыка. (выбрать из предложенных)

Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории мы проводим не только опыты, исследования, но и научные проекты. Предлагаю вам вспомнить, как мы с вами работали над проектом «Волшебные травянчики».

 

Проект «Волшебные травянчики»

(Видео – Вика Никитина)

Текст для заучивания

Вика: Я очень люблю наблюдать за растениями: цветами, фруктовыми деревьями, овощами. Дома и в саду за ними ухаживаю, поливаю, рыхлю землю, обрезаю за сохшими листьями. Однажды воспитатели предложили выращивать травянчики, из которых получаются различные фигурки. Я не поверила, что такое, может быть, и решила вырастить свой травянчик. Получится ли у меня? Воспитатели дали нам различные фигуры. Посадила ее (его) в тазик с водой. …пропиталась водой, стала большой. Я наблюдала за …..поливала,  подстригала, ставила на окошко, даже накрывала пакетом. И вот у меня все получилось, и я вырастила вот такой травянчик. Я сделала вывод, что нужно для растения, чтобы оно выросло и не засохло. А мама мне предложила дома вырастить маленькое дерево. Я этому очень рада. Мне очень понравилось выращивать растения. И весной я буду сажать растения в теплицах у нас в саду. 

Воспитатель: Молодец, Вика. Ребята, но наши научные проекты не закончены и буду продолжаться. Мы с вами начали новый проект «Ласковые слова». Его цель: узнать, как добрые и ласковые слова влияют на рост растений.

Воспитатель: На первом этапе мы высадили семена в наши мини-теплицы. Поделили их на 2 группы. На одной поставил знак +, на другой  -. Первым семенам, которые обозначены знаком «+», будем каждый день говорить добрые и ласковые слова, вторым семенам, обозначенных знаком «-», вообще ничего не будем говорить. Затем мы будем наблюдать за растениями, какие же из них вырастут быстрее. Скажите, вам интересно узнать, какие же из растений вырастут быстрее.

Дети: Да. Интересно.

Воспитатель: Давайте, сейчас скажем добрые слова нашим семенам. Скажем их тихо, чтобы другие семена и не слышали.

Дети шепчут добрые и ласковые слова растениями

Воспитатель: Ребята, давайте, подведем итоги нашей работы в лаборатории. Что мы сегодня делали в лаборатории? Что Вам понравилось? Что нужно сделать для растения, чтобы оно выросло здоровым и красивым? Какие растения вы хотите вырастить весной? Молодцы. Проведя наши опыты, проекты, к весне, мы вырастим много растений, которые высадим на наших участках и в теплицах. Прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности

В данной статье  я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....

Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»

формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»

Конспект открытого занятия по развитию речи по средством театрализованной деятельности по сказке «Теремок»...