Космоквест для детей старшей группы "Космические просторы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пученкина Елена Владимировна

Получив маршрутные листы, команды начинают поиск обломков летающей тарелки, выполняя задания Звездочета, Космонавта Белки, проводят опыты с ученым в лаборатории, проходят тренировку на Звездном стадионе с космонавтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Космический квест30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Космоквест для детей старшей группы «Космические просторы...»

                                                                                   Составила воспитатель: Пученкина Е. В.

Цель: уточнение и расширение представлений детей о космосе.

Задачи:

•Образовательные:

- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.  

- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

•Развивающие:

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

•Воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

Активизировать словарь детей: Вселенная, Солнечная система, космонавт, название планет.

Материал:

проектор и экран,

мультимедийная презентация,

звукозапись обращения инопланетян,

маршрутные листы,

правила поведения в лаборатории,

карточки с изображением и названием планет,

аудиозапись космической музыки группа «Зодиак»,

эмблемы команд,

чайник, стекло для опыта «Горячая планета»,

смесь для опыта «Вулкан»,

надувной бассейн с мукой и камнями для опыта «Метеоритные кратеры»,

растительное масло, краситель пищевой, емкости для опыта  «Космос в рюмке»,

клей - карандаш по количеству детей,

тарелочки по количеству детей,

квадраты 10*10 см, 8*8 см по количеству детей,

схема сборки «Собака»,

листы бумаги с изображением созвездий нарисованных свечой по количеству детей,

кисти по количеству детей,

краски акварельные по количеству детей,

баночки с водой по количеству детей,

2 мяча фитбола,

2 обруча,

2 ориентира,

4 стойки,

2 веревки, воздушные шары,

2 мяча,

2 мешочка,

звезды с цифрами для кабинетов,

изображения: солнечной системы, телескопа, лунохода, марсохода, созведий, звезды, планеты, ракеты, ракета с фотографией Белки и Стрелки.

части летающей тарелки.

Предварительная работа: Беседы о космосе, космонавтах, рассматривание иллюстраций и портретов космонавтов, отгадывание загадок, чтение книг о космосе, разучивание стихов, строительство космических кораблей из модулей и конструкторов; оформление группы, соответствующее космической тематике.

Ход игры:

Ведущий. Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму. Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Мечта людей о полете к звездам сбылась и первым космонавтом Земли, стал Юрий Алексеевич Гагарин. 

Теперь мы очень многое знаем о космосе и, надеюсь, что эти знания нам  сегодня пригодятся.

(На телефон приходит смс сообщение)

Ведущий. Ребята, я получила какое – то странное смс, послушайте.

Привет, Земляне! Мы жители созвездия Большая Медведица приготовили для вас подарок. Но наш корабль потерпел крушение! Помогите починить наш корабль и найдите подарок! Мы оставляем вам карту, которая поможет собрать все детали для ремонта. Удачи, Земляне!

Ведущий. Ну, что ребята, поможем инопланетянам починить летающую тарелку? Они оставили для нас маршрутную карту, на которой показано, где искать детали. Это место на карте обозначено цифрой, двигаясь по маршруту мы сможем выполнить задание и поможем инопланетянам. Чтобы было удобнее передвигаться по маршруту, мы разделимся на две команды: «Ракета» и «Комета», и проведем небольшую разминку.

«Космическая викторина»

1. Кто первый полетел в космос? (Ю. Гагарин)

2. Первые животными, которые совершили космический полёт и успешно вернулись на Землю? (Белка и Стрелка)

3. Назовите первую женщину, побывавшую в космосе? (В. Терешкова)

4. Когда мы отмечаем День космонавтики? (12 апреля)

5. Солнце – это звезда или планета? (Звезда)

6. Как называется прибор, в который с Земли учёные наблюдают за звёздами и планетами? (Телескоп)

7. Как называется уменьшенная школьная модель Земли? (Глобус)

8. Как называется спутник Земли? (Луна)

Ведущий. Ну что ж, команды готовы, капитаны получите маршрутные карты. (Команды рассматривают карту и определяют направление)

Первая станция. «Лаборатория по исследованию планет».(Детей встречает Звездочет)

Звездочет. Здравствуйте, вы в лаборатории исследования планет.

Знаете ли вы, что такое планеты? Это огромные шары, которые словно бы висят в космическом пространстве. Восемь* планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца — нашей звезды — называют Солнечной системой.

* Плутон больше не считается полноценной планетой Солнечной системы, его относят к карликовым планетам, которых помимо него открыто ещё несколько.

Чтобы изучать планеты, учёные наблюдают за ними с помощью специальных приборов телескопов, запускают на ближайшие планеты роботов (например, по Луне ездит робот, который называется «луноход», а по Марсу — «марсоход» — показ иллюстраций).

 Сейчас я проверю, что вы знаете о планетах нашей Солнечной системы.

(Звездочет проводит игру «Найди планету по описанию и составь карту Солнечной системы)

На одном столе лежит изображение Солнца. На другом столе хаотично лежат изображения восьми планет Солнечной системы.

Дети по очереди (парами) по описанию Звездочета находят соответствующие изображения планет и выкладывают их по порядку слева направо от изображения Солнца.

Правильность выполнения задания можно сверять с картой Солнечной системы (по ходу выполнения или в конце).

Описания планет:

1.Самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. Днем там царит жара, а ночью мороз.

Эта планета так близко вращается вокруг Солнца, что успевает за свои сутки облететь вокруг него два раза. На поверхности планеты есть области, в которых закаты и восходы можно наблюдать по два раза в сутки!

2. Хотя она вместе с Меркурием, Землей и Марсом относится к планетам "земной группы", но жизнь на ней невозможна. Планета укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. В ее атмосфере бушуют штормы и бьют молнии. Вторая планета Солнечной системы.

3. Много там тепла и света.

Много рек, морей и гор,

Что собой ласкают взор.

И эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила…(планета Земля).

4. Четвертая планета Солнечной системы. Когда-то здесь была жидкая вода. На фото поверхности видны дельты рек. Сейчас остались только ледяные шапки на полюсах, да возможные подземные резервуары с водой. Жидкую воду и следы возможной жизни сейчас ищут   марсоходы. А еще на планете находится самая большая в Солнечной системе гора, ее высота 26 км.

5. Самая большая планета Солнечной системы. Её масса в два раза больше масс всех остальных планет, вместе взятых! Она относится к газовым гигантам . Там нет твердой поверхности. В атмосфере наблюдается гигантский шторм. При своей огромной величине вращается вокруг своей оси быстрее всех планет в Солнечной системе.

6. Еще одна газовая планета-гигант. Планета окружена системой колец, состоящих из частичек пыли и льда. Кольца есть и у других газовых планет, но только у этой планеты они такие заметные. Некоторые спутники, (а их открыто 62) отвечают за удержание колец на их местах. Их называют "спутники-пастухи".

7. Планета-гигант. Это самая холодная планета Солнечной системы, даже холоднее находящегося дальше от Солнца Нептуна. Планета вращается вокруг своей оси "лежа на боку". Это первая планета, которая была открыта  с помощью телескопа.

8. Самая дальняя планета Солнечной системы. Она относится к ледяным планетам . В ее атмосфере бушуют самые сильные среди всех планет Солнечной системы ветра. Они достигают почти сверхзвуковой скорости.
Открыли эту планету не с помощью наблюдений и оптических приборов, а с помощью математических вычислений.  Это называют "открытие на кончике пера".

(Дети находят  планеты и раскладывают в нужной последовательности)

Ведущий. Ребята, давайте еще раз назовем все планеты по порядку.

Дети:

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, два — Венера,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун.

Ведущий. Ну, что Звездочет справились ребята с этим заданием?

Звездочет. С давних пор люди интересовались звёздами, наблюдали за звёздным небом. И заметили, что некоторые звезды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей, людей.

-Как люди назвали эти фигуры? (Созвездия).

А еще есть 12 особенных созвездий, которые расположены вокруг нашей Земли. Люди назвали их зодиаком, т.е круг животных. У каждого из нас, в зависимости от того в какой месяц мы родились, есть свое личное созвездие. И сейчас вы изобразите его. Для этого вам нужно просто закрасить лист синим цветом.

Давайте посмотрим, какие созвездия у вас получились.

Звездочет. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Созвездие». Вы маленькие звездочки двигаетесь под музыку, когда услышите команду 2 - вы должны собраться в созвездие из 2 звезд. Если услышите 5 – значит из 5 звезд, если 7 – значит из 7 звезд.

Звездочет. Мы хорошо провели время, но мне пора продолжить исследования звезд. Я слышал, что потерпела крушение летающая тарелка инопланетян, вот и ко мне попали какие –то обломки.

Ведущий. Спасибо Звездочет, до свидания!

Вторая станция. «Конструкторское бюро».(Детей встречает космонавт Белка)

Космонавт Белка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Белка и я приготовила для вас космические загадки. Вы готовы отвечать?

1. Чтобы глаз вооружить,

И со звездами дружить

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный. (телескоп)

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя. (астроном)

3. До луны не может птица

Долететь и прилунится,

Но зато умеет это

Делать быстрая. (ракета)

4. Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

5. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

6. Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. (Космонавт)

Раньше мечта о космосе была недосягаема. А сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.

Но прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Они были первыми живыми существами, отправившимися в космос и благополучно вернувшимися на Землю. Белка и Стрелка пробыли на орбите более суток и вернулись невредимыми.

Задание: Попробуйте сложить из бумаги космонавта Стрелку. (Дети собирают по схеме из бумаги собаку)

Космонавт  Белка. Ребята, а вы любите играть, я так давно ни с кем не играла.

Игра «Это правда или нет?»

При правильном слове дети могут хором говорить «да» или хлопать, при неправильном — «нет» или топать.

Космос — это пространство, в котором находятся:

Планеты?.. Космонавты?.. Игрушки?.. Конфеты?.. Метеориты?.. Подушки?..

Черепахи?.. Звёзды?.. Кометы?.. Спутники?.. Качели?.. Ракеты?..

Котлеты?.. Ботинки?.. Солёные огурцы?.. Вы — молодцы!

Космонавт  Белка. Ребята, у меня для вас есть обломок космического корабля, я знаю, что он вам очень нужен.

Ведущий. Спасибо тебе, Белка! До свидания!

Третья станция. «Космическая лаборатория».(Детей встречает Ученый)

Ученый. Здравствуйте ребята, вы находитесь в космической лаборатории. Здесь проводятся опыты и исследования космических объектов. Давайте вспомним правила поведения и безопасности в лаборатории. (Показ карточки).

- можно задавать вопросы;

- слушать;

- смотреть;

- трогать руками, но только с разрешения взрослого;

- нельзя ничего пробовать на вкус;

- громко кричать;

- громко разговаривать;

- быть аккуратными, чтобы ничего не разбить.

Надеваем халаты и шапочки, и подходим ко мне.

Посмотрите на экран, что вы видите?

На экране появляется картинка с изображением космического пространства)

( Ответы детей)

Ребята, а вы хотели бы узнать, как появилась наша Земля?

( Ответы детей)

Миллиарды лет назад, в космосе произошел  мощный   взрыв, в результате которого   и появились планеты.

Давайте попробуем создать свой Космос и узнать, как все происходило. Согласны?

(Ответы детей.)
Подойдите к столам, внимательно слушайте, что вам нужно сделать

У каждого на столе стоит стакан с обычной водой и  стакан с цветной водой, а в баночке растительное масло. Берем  стакан с цветной водой и выливаем в большой стакан с водой. Затем берем  баночку с маслом и тоже выливаем в большой стакан. Затем берем палочку   и все размешиваем. И добавляем в большой стакан белый кусочек шипучей таблетки.

(Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим)

-Ребята красиво? Что у нас получилось?

Вот так в результате взрыва появилась наша планета Земля.

Сначала она  была очень горячей, но постепенно она остывала. Давайте посмотрим, как это было. Проходите к следующему столу. 

 ( опыт Горячая планета)

Для опыта.Чайник (термос), стекло или зеркало.

Давайте представим, что чайник - это наша горячая планета Земля. Я открываю крышку и « наша планета» начинает остывать, Что при этом происходит? Мы видим , что вода начинает испаряться. В холодном воздухе пар снова  превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом стекло (зеркало). Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды? Совершенно верно, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю. Дождь шел так долго, что образовался океан, а в нем возникла жизнь.

Посмотрите на экран, что вы видите?

(На экране появляется изображение Луны).

- Совершенно верно, это Луна. Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг планеты.   Ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было? Давайте пройдем к следующему столу.

Опыт  ( Метеоритные кратеры)

Для опыта. (Емкость с мукой или манкой, камушки разных размеров).

Посмотрите, перед вами емкость с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти камешки   – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. (Дети бросают    в чашу с мукой камни с разной высоты).
— Что происходит с мукой?
  Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров?

А глубина ямки?
(Ответы детей).
Чем выше   от поверхности  камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
(Ответы детей.)
Посмотрите на экран, что вы видите? Какая это планета?

 ( Ответы детей)

Это Венера. На Венере очень жарко, её атмосфера ядовита из- за множества действующих вулканов, извергающих лаву. Хотите увидеть извержение вулкана?

опыт «Извержение вулкана» (сода 2ст. л., лимонная кислота 2 ст. л., красная краска 1 ч. л., жидкое мыло 1 ст. л., вода 150 мл.

(Насыпаем в вулкан соду, краску, жидкое мыло и добавляем воду с лимонной кислотой.)

Вулкан красивое, но опасное зрелище, лава стекает по склону и разрушает все на своем пути.

Как вы думаете, возможна жизнь на Венере? Почему?

Понравилось вам в моей космической лаборатории? Но нам пора прощаться. Я знаю, что вы ищите обломки космического корабля инопланетян, поэтому отдаю вам, попавший в мою лабораторию обломок.     
(Дети снимают шапочки и халаты).

Ведущий. Спасибо. До свидания.

Четвертая станция. «Звездный стадион». (Детей встречает космонавт)

Космонавт. Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на Звездный стадион, где тренируются будущие космонавты. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

( Ответы детей)

Чтобы стать космонавтом, нужно быть смелым, сильным, выносливым, ведь в космосе человек испытывает большие перегрузки. Возможно, кто – из вас станет космонавтом. Поэтому предлагаю вам тренировку для космонавтов.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным быть и ловким.

Космонавт. Прошу команды занять свои места.

1. Эстафета. «Лунная прогулка».

Представьте, что вы оказались на Луне, а как известно, по Луне можно передвигаться только прыжками. А мы будем передвигаться, прыгая на мячах. Сидя на мяче, допрыгать до ориентира, обогнуть его, вернуться к своей команде и передать мяч следующему участнику.

2. Эстафета «Не задень астероид».

(На стойки натянута веревка с воздушными шариками на разном уровне).

А сейчас вам нужно преодолеть пояс астероидов. Пройти змейкой, огибая астероиды, не задевая их, дойти до ориентира и вернуться бегом к своей команде.

3.Эстафета «Горячая планета».

Капитан встает напротив команды, у него мяч. Капитан бросает мяч первому игроку, он ловит его, бросает назад капитану и садится на корточки. Капитан бросает мяч следующему.

4. Эстафета «Сбей метеорит»

В космосе много метеоритов, они представляют опасность для планеты, поэтому нужно сбить метеорит изменив траекторию его движения. Для этого нужно попасть мешочком в метеорит – кубик, но нельзя попадать в планету (Большой мяч)

Космонавт.  Наша тренировка прошла успешно, думаю вы сможете стать настоящими космонавтами. Я нашел на стадионе обломок космического корабля, возможно вам пригодиться.

Ведущий. Спасибо товарищ космонавт, до свидания!

Пятая станция.

Ведущий. Все обломки космического корабля инопланетян найдены, нам осталось собрать его. Дети собирают, в это время на экране появляется изображение улетающей тарелки.

Ребята, они улетели! Но посмотрите, они оставили послание:

«Правильно наложи три карточки друг на друга и просвети их с помощью фонарика и у тебя получиться то, без чего не обходиться ни один запуск летального аппарата. Там ждет тебя сюрприз».

Флэшмоб «Юные космонавты»

Ведущий. Вот и закончилось наше космическое путешествие. Сегодня мы сделали очень доброе дело – помогли кому-то в беде. Теперь инопланетяне спокойно вернутся к себе домой, на свою родную планету.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Теперь мы с вами знаем, какие планеты есть в нашей солнечной системе. Знаем, что человек, который летает в космос, называется космонавт. Он должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет,  станет космонавтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп «На просторах Югры»

Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края. Развивать внимание и память детей. Воспитывать заботливое, бережное отношение к окружающей нас природе. Вызвать эмоциональный отклик ...

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп. Тема: «Путешествие по просторам Крайнего Севера»

Данный материал - это обобщение опыта работы по использованию регионального компанента в воспитательно-образовательной работе в детском саду....

Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"

Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"...

Сценарий квеста «На космических просторах» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет группы компенсирующей направленности

Мероприятие проводится как итоговое по ФЕМП с использованием квест технологии, презентации.  Задания подобраны так, чтобы дети самостоятельно делились на мини группы и находили пути их решения за...

Развлечение ко Дню Космонавтики для детей старшей, подготовительной групп «Космические просторы…»

Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, воспиты...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»

Пособие предназначено для расширения и классифицирования познаний ребят дошкольного возраста о космосе, создает  понятие о себе как о жителе планеты Земля. Пособие поможет быстро и эффективн...