Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Скуратова Наталья Васильевна

Знакомство детей  с особенностями роста растений в комнатных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_proekt.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аистенок» п. Выгоничи

Экологический проект в средней группе

«Огород на окошке»

Познавательно-исследовательский

Краткосрочный (3 недели)

Подготовил:

Скуратова Наталья Васильевна,

 воспитатель высшей категории

Выгоничи, 2021

 Аннотация проекта «Огород на окошке»

Целью данного проекта является  расширение представлений детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о их выращивание в комнатных условиях.

Данный проект необходим прежде всего мне, как воспитателю ДОУ, для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе.

Результаты опроса детей и родителей о проблемах:

- Не все дети знают, откуда появляются овощи;

- Не все дети знают, что такое огород;

- Не все дети знают, что в огороде растёт;

- Не все дети знают, что нужно для роста растения;

В результате реализации проекта:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

2. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

3. У детей расширятся знания о растениях.

4. По ходу проекта у детей обогатится словарный запас.

5. У детей сформируется бережное отношение к растениям.

6. Дети получат положительные эмоции от новых знаний.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в ранне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.


Актуальность проекта

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.  В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица  гласит:  «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать  такую  информацию  самостоятельно, ребёнок  сможет, если  в группе оформить   «Огород  на окне», который   способствует    развитию  любознательности  и   наблюдательности у  детей,   помогает  лучше  познать растительный мир.  Он способен расширить представления детей  о растениях, как живых    организмах, об    условиях, необходимых  для их   роста  и  развития,  развивать  этическое  чувство, умение радоваться  красоте выращиваемых  растений и результатом своего труда.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, он будет им «сочувствовать» и помогать.

Дошкольник, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.


Цель проекта

 Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей. Формирование экологической культуры у детей и родителей.


Задачи проекта

- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди  выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

 - Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
-  Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.      -  Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. удовлетворить детскую пытливость.
-  Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
 - Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

- Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками

Тип проекта
• познавательно-исследовательский
• групповой
• краткосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Срок реализации проекта

3 недели

Предполагаемый результат проекта
- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

-  Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

-  Воспитатель продолжает прививать интерес детей к методу проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.


Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.


Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Этапы работы над проектом
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный
- выявление цели и определение задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»? Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
- работа с родителями : ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
- подготовка семян.

- определение темы художественного оформления огорода

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей

1 н е д е л я

Понедельник

Изготовление дидактических игр для помощи в реализации поставленных задач

развивать и поддержать в ребенке интерес к растениям;

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

рассматривание модели строения растения

Продолжать знакомить детей со схемой строения растения

подготовка почвы;
знакомство с моделью трудового процесса;

Познакомить с этапами работы по посадке семян

Вторник

д/и «Что сначала, что потом»

 рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, редис);

Познакомить  детей с внешним видом семян культурных растений

посадка: лук , горох, фасоль, перец,
посев: цветочных семян;

Развивать у детей желание помогать взрослым сажать семена культурных растений в грунт

Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? »

Продолжать знакомить с литературными произведениями по данной теме

Среда

Художественное оформление огорода на окне. Выбор детей: по мотивам мультфильма «Незнайка и его друзья» 2000г.

помощь родителей в оформлении огорода на окошке (приобретение земли, семян, контейнеров;  распечатка героев мультфильма «Незнайка и его друзья»

Опыт – эксперимент

« Вода и растения».

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

Четверг

Ситуативный разговор «Незрелый вкусный овощ».

Цель: заинтересовать детей удивительной информацией об огурце.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод)

Пятница

Образовательная ситуация «Вот какой огород! »

Цель: уточнить знания детей о культурных и декоративных растениях; продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растении; формировать умение делать простейшие выводы - практическая деятельность.

Чтение украинской сказки «Колосок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

2 н е д е л я

Понедельник

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел».

Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей  строить  взаимодействие  со  сверстниками,   играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.

Чтение стихов об овощах и фруктах

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Вторник

Дидактическая игра-шнуровка «Что где растет?»

Цель: уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия; развитие мелкой моторики.

Наблюдение

« Первые  всходы».

Цель: развивать  у  детей  наблюдательность.  Учить детей выявлять  изменения, которые  произошли  с посеянными семенами; дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под плёнкой); развивать творческие способности детей при передаче в лепке первых всходов.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Раскрашивание «Овощи – фрукты»

Цель: развивать умение детей  закрашивать округлые формы;

закреплять умение  набирать краску на кисть; развивать речь и мышление.

Среда

д/и «Чудесный мешочек»

Развивать умение узнавать на ощупь и называть овощи и фрукты.

Наблюдение

«Выращиваем лук».

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.

Чтение сказки Сутеева   «Мешок яблок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Аппликация «Овощной магазин»

Цели: научить раскладывать и наклеивать различные «овощи» на полосках на расстоянии один от другого; повторить названия цвета и формы овощей; закрепить умение пользоваться кистью и клеем.

Четверг

Чтение стихотворения Т. Казыриной
«А у нас в саду порядок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Наблюдение и уход за всходами

развивать  у  детей  наблюдательность.  Продолжать учить детей выявлять  изменения, которые  произошли  с посеянными семенами.

Чтение загадок про овощи и фрукты

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Пятница

Игровая ситуация «Сварим из овощей суп»

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия.

Чтение стихотворения А. Максаковой
«Посадила в 
огороде..»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

3 н е д е л я

Понедельник

д/и «Правильно-неправильно!»

Уточнить с детьми  знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека

Наблюдение и уход за растениями

Продолжать учить наблюдать за ростом и развитием растений; развивать умение ухаживать за растениями.

Пальчиковая игра «Капуста»

Развитие мелкой моторики, связной речи

Физминутка «Бабушка кисель варила…»

Развитие движений, мелкой моторики, связной речи, положительных эмоций

Вторник

Рассматривание вимильбуха «Огород»

Продолжать развивать наблюдательность, замечать интересные детали; развивать умение связно рассказывать об увиденном

Пальчиковая игра «Картошка»

Развитие мелкой моторики

д/и «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Среда

Д/ и «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Четверг

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

П/ игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Пятница

Беседа «Наш Незнайкин огород»

Уточнение знаний полученных за время проведения проекта.

Пословицы и поговорки с растениями

Продолжать знакомить с народным творчеством по данной теме

Сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»

Цель: Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры.
Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Развивать речь и мышление.



3. Заключительный

- анализ полученных результатов;

- Создание слайд-шоу «Наш Незнайкин огород!»

- Высадка части растений в грунт (при наличии погодных условий)
- презентация проекта «Огород на окне».


Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Список  литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»

2. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду.

3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

4. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.

5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»

6. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»

7. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М.: 2005.

8. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.

Интернет ресурсы:

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news13010.html

http://doshkolnik.ru/ecologia/16832-ekologicheskiiy-proekt-ogorod-na-okne.html

https://infourok.ru/proekt-v-sredney-gruppe-na-temu-ogorod-na-okne-3777832.html

https://infourok.ru/proekt-ogorod-na-okne-3264624.html

клипарт овощи и фрукты на прозрачном фоне для детей

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)

Экологическое воспитание детей. Проект  "Огород на окне"....

Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Мультитмедийная презентация проекта...

Защита проекта "Огород на окошке. Незнайкин огород"

Текст выступления по защите проекта...

Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"

Познавательное развитие детей...