Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Волшебная песочница»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Наталья Александровна

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы

«Волшебная песочница»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_pesochnitsa.docx503.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы

«Волшебная песочница»

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. 

Задачи: 
Образовательные задачи: 
• Формировать представления детей о свойствах песка; 
• Формировать навыки экспериментирования с песком; 
• Обогащать тактильный опыт детей; 
• Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»; 

Развивающие задачи: 
• Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; 
• Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память; 

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать; 
• Воспитывать аккуратность; 
• Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. 

Организационный момент. 
Психологическая игра «Волшебный камешек» 
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. 

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться». 

Ход ОД на участке:
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать: 

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя. 
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок) 

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком?

 (ответы детей, раздается телефонный звонок) 

- Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит! Алло. (разговаривает с зайкой) 

- Ребята, нам с вами только, что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке?

(Ответы детей) 

- Но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком. Ребята давайте вспомним 
правила игры с песком :

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. 

Ярко солнышко сияет, 
И ребяток приглашает, 
Поиграть в «Песочный дворик». 
И в волшебный наш песочек, 
Речки ласковый дружочек, 
Это очень интересно, 
Увлекательно, чудесно. 

Игра «Чувствительные ладошки» 

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. 

Воспитатель: Давай поздороваемся с песочком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. 

- Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он?

(ответы детей: желтый, сухой, прохладный.) Молодцы! 

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой. 
Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй. 

Игра «Здравствуй, песок! » 
Цель: снижение психофизического напряжения. 

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок: 
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; 
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; 
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; 
• перетирает песок между пальцами, ладонями. 

Игра «Необыкновенные следы» 
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. 


Воспитатель: А теперь покажем, как «Идут медвежата» —

ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) . 

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются») . 

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. 

Игра «Песочный дождик» 
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. 

Воспитатель: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.) 

- Посмотрите, как песочек сыплется струйкой.

(Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку) 

- Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем;

-  Как сыплется песочек: струйкой, повторите. (Повтор детей) 
- Ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (высказывания детей) 

Воспитатель: Правильно, на песке, мы можем рисовать. 
- Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: дорожку, травку, солнышко. (Дети рисуют) Молодцы! Весело играли, а теперь давайте готовить угощение. 

Воспитатель: Сколько нового, мы сегодня узнали о песке: на нем можно оставлять следы, отпечатки; на нем можно рисовать, его можно пересыпать; а еще из него мы будем лепить куличики в подарок зайке на день рождение. 

- А помните сказку «Колобок»? Как бабка стряпала колобок, покажем! 
Разогреем свои ручки. 

Пальчиковая гимнастика «Колобок» 
Бабка намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе); 
наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки); 
посолила (собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками); 
помешала тесто (круговые движения в разных направлениях); 
слепила колобок (имитируют лепку колобка); 
покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке; против часовой стрелки); 
маслом помазала (гладят одной ладонью другую); 
в печку жаркую поставила (дышат на ладонь теплым воздухом); 
и положила остудить на окошко (дуют на ладони). 

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём формочки и будем готовить угощения (дети пробуют слепить из сухого песка куличики, не получается) 

Воспитатель: Ребята, а почему не получаются у вас куличики? Что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположение детей) 
-В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? 

Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка: 
«Ручеек течет» — воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. 
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. 

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок). 
Воспитатель: А теперь, можно лепить угощение 

Игра «Я пеку, пеку» 
Цель: Развитие мышления, моторики. 
Дети «выпекают» из песка куличики. Для этого влажный песок совочком накладывают в формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Куличек» готов. 

Если сыплешь ты песок – 
Рядом веник и совок. 

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей) 

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, они грязные, какие они? Верно, прежде, чем мы отправимся к зайке в гости, что мы должны сделать? мы должны с вами, вымыть руки, чтобы они стали чистыми.

Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в гости к зайке. 

Физкультминутка: 
Встали дети в круг, в круг.
Кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед.
Ножками топ, топ. 
Мы идем назад, назад, 
Вот так, вот так, 
Побежали, побежали, 
И к зайке прибежали. 

Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук (дети стучаться в дверь, появляется зайка – би-ба-бо) 

Воспитатель: Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих лесных гостей. 
Зайка: Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли, 
Зайка: А у меня есть для вас сюрприз! 

Зайка глазками моргал, 
Других зайчиков искал. 
Вот их сколько посмотрите,
Зайчиков скорей берите. 

Гимнастика для глаз “Зайка”. 

Зайка вправо поскакал, 
Каждый зайку увидал. 
Зайка влево поскакал, 
Каждый зайку увидал. 
Зайка – вправо, зайка влево, 
Ах, какой зайчонок смелый. 
Зайка скачет вверх и вниз. 
Ты на зайку оглянись. 
Зайчик спрятался от нас. 
Открывать не надо глаз. 

Воспитатель: Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз! (Спасибо) 
Нам пора возвращаться с зайчиком. 


Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше, 
Левой — раз, правой — раз, 
Посмотрите все на нас. 


Все захлопали в ладошки — 
Дружно, веселей! 
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.) 

Через кустики и кочки, 
Через ветки и пенёчки. 
Покружились, покружились,

Снова на участке очутились.

Воспитатель: Молодцы! Все весело играли, на этом наша прогулка заканчивается. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы - «Профессия — почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН»ЦЕЛЬ: Создание условий для развития у детей любознательности, через формирование представлений о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтова...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Правильный режим – залог здоровья»

Программные задачи:- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных  ценностей;- Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи  здоровья и пита...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебная хохлома"

Цель: Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей.Задачи:О.О.»Познавательное развитие»:Знакомство с хохломской росписью посредством художественного слова.О.О.»Речевое развитие»:-...