Создание условий в ДОУ для развития у детей естественно-научных представлений
учебно-методический материал по окружающему миру

Копьёва Марина Владимировна

В период дошкольного детства наиболее стремительного происходит общее развитие ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, развиваются основы нравственного поведения, которые проявляются во взаимодействиях ребенка-дошкольника с окружающей его средой,

Формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Появляется возможность формирования начальных естественнонаучных представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней. Причем критерием качества современного дошкольного образования является не огромный объем знаний, полученный ребенком в этот период, а развитие и формирование у него необходимых личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

 Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий в ДОУ для развития у детей естественно-научных представлений.

                                                                        Автор- составитель: Копьёва М.В.

В период дошкольного детства наиболее стремительного происходит общее развитие ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, развиваются основы нравственного поведения, которые проявляются во взаимодействиях ребенка-дошкольника с окружающей его средой,

Формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Появляется возможность формирования начальных естественнонаучных представлений у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней. Причем критерием качества современного дошкольного образования является не огромный объем знаний, полученный ребенком в этот период, а развитие и формирование у него необходимых личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

 Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

  • самостоятельное расположение игрового материала,
  • максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
  • активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. В мини-лаборатории должны быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещают  различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема; 
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • магнит; мел, резина;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке); 
  • хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  • соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности можно использовать следующее оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы (микроскоп); 
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
  • компас, бинокль;
  • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  • глобус.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Проект "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...