«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Реутова Ирина Григорьевна

Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию для работников дестских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление из опыта работы30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №58»

Выступление из опыта работы

«Эффективность проектно-исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников»

                                                                               

       Воспитатель МБДОУ №58   I кв. категории: Реутова И.Г.

г. Альметьевск, 2021 г.

«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.

 «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

(Питер Клайн).

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования».

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Цель проблемного обучения дошкольников в экологическом воспитании -  это формирование способов умственных действий, навыка самостоятельно добывать знания, и применять их   в решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

Л.С. Выготский говорил, «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»

Экологическое воспитание, является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, и является направлением работы нашей группы. В протяжении последних лет, в работе стараемся использовать самые интересные инновационные и продуктивные методы. Одним из которых является проектно-исследовательская деятельность. Проекты используем как краткосрочные, так и долгосрочные.  

Нами были реализованы ряд проектов.

  1.Информационно-творческий проект: «Накормим птиц зимой!»

Проект реализовывался, с ноября по февраль 2019-2020 учебного года.
Участниками проекта являлись воспитатели, дети группы, родители воспитанников. Привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме мы решили, организовав акцию «Покормите птиц зимой». Данная акция позволила детям больше узнать о жизни зимующих птиц, о том, как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Так родился проект. В течении трех месяцев мы изучали зимующих птиц нашего края.

 Читали художественную и научную литературу, знакомились с журналами для детей по экологии. Занимались продуктивной деятельностью: Рисовали, лепили, делали аппликации, поделки и организовывали выставки детского творчества.  С родителями провели конкурс на лучшую кормушку «Мы мастера». Их развесили на территории детского сада, подкармливали птиц в течении зимы. Наблюдали за птицами и узнали много новых и увлекательных вещей о жизни птиц. Родители с удовольствием нам помогали и следили за нашими успехами.

   2. «Витаминный огород- на окошке растет!» Данный проект являлся научно- исследовательский   и реализовывался с марта- по май 2020 года.

Целью проекта было расширение представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Расширять знания об их полезных свойствах. Формировать положительное отношение к труду.

 В результате реализации проекта, дети научились ухаживать за растениями, и познакомились с условиями их содержания, видят красоту растительного мира и бережно стали относиться к нему. У детей обогатились знания об особенностях роста и развития растений, по пяти признакам живого: растет, дышит, питается, двигается, размножается. С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала.  Таким образом ,  сформировалась экологическая культура детей и родителей, уважительное отношения к труду. Был создан в группе огород на подоконнике, дневник наблюдений   за растениями, в огороде на подоконнике.   Родители активно и с интересом участвовали в реализации проекта вместе с детьми.

С данным проектом мы участвовали в мероприятии, который проводился совместно с Государственным Комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсами и получили диплом «За активное участие, в  природоохранных  мероприятиях».

   В текущем учебном году мы так же продолжаем нашу исследовательскую деятельность. И с начала года уже успели реализовать краткосрочный проект по изучению охраняемых животных, птиц, растений   под названием: «По страницам Красной книги»

Проект являлся информационно-практико-ориентированный.

Участниками   проект ,  так же являлись дети , воспитатели, родители.

Цель проекта: продолжить знакомство детей с Красной книгой; узнать, какие растения в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.

В ходе работы дети узнали историю создания Красной книги и Красной Книги Татарстана. Основные причины сокращения численности растений, птиц, животных.

Был подобран занимательный игровой материал для занятий.

Составили «правила друзей природы» и добились, чтоб ребята их выполняли.

 Провели выставку поделок из природного и бросового материала. Дети с родителями подготовили сообщения о животных и птицах   введенных в Красную книгу.

- собрали информацию о растениях «Красной книги»

- создали в группе необходимые условия по формированию гуманного отношения к природе у детей. В результате проекта получили сплочение детей и педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества.

- возросло желание бережно относится к природе.

Так же мы приняли участие в   Республиканском конкурсе детских поделок

«Красная Книга - и Я».  Наша  работа  была отмечена  комиссией.

  В данный момент идет реализация проекта по знакомству с «Заказником  Степной», который находится в Лениногорском районе Республики Татарстан.

Цель: Расширять знания детей о заказниках и заповедниках Республики Татарстан.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «Заказник» с работой которая ведется и людях которые там работают.
  2. Обогащать знания детей о охраняемых животных, птицах, редких растениях и насекомых.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Мы знакомимся с заказником «Степной», с людьми которые там трудятся, его обитателями и природой. Растительным миром. Смотрим видео и презентации, читаем литературу, играем в игры, рисуем, делаем, вместе с родителями, поделки и з бросового и природного материала.  Дети готовят сообщения и рассказывают о них остальным воспитанникам нашей группы. Родители   с желанием помогают детям. Так нами была создана выставка детского творчества. Где мы поместили наши работы. В ходе работы у детей появляется интерес к живой природе, расширяется кругозор, обогащаются знания о животных и птицах, растениях, деревьях, находящихся в заказнике. В данный момент мы продолжаем работу по проекту.  

 Мы считаем, что использование в своей работе технологию проблемного обучения, у детей формируют элементарные умения решать проблемы (задачи) с помощью различных источников; развиваются мыслительные процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление, любознательность); речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Детям в будущем будет легче находить  способы разрешения проблемных жизненным ситуаций. Мы надеемся в будущем воспитать экологически грамотных граждан нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

Музыкальное воспитание детей   имеет не маловажное значение не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке,...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

"Творческая деятельность в процессе формирования экологических знаний у дошкольников"

     Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры....

Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.

На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирован...

Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...