Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»
учебно-методический материал

Войтович Марина Викторовна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Салют»

ДОКЛАД

на тему:

«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Войтович М.В.

2021 год

Содержание

Введение

  1.  Экономическое воспитание дошкольников.
  2. Методы и приемы формирования экономических знаний  у детей дошкольного возраста.
  3. Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников.
  4. Заключение.
  5. Библиографический список.

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»?

    Да, эта тема актуальна на современном  этапе развития экономических отношений в России.

   Вся страна пришла в движение - заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

     Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет о полноценных знаниях, умениях и навыков обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

В «Декларации прав ребенка» записано, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок должен получить образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и развитию сознания, моральной и социальной ответственности члена общества. Благодаря образованию социальный опыт передается от поколения к поколению, и каждое последующее поколение становится образованнее предыдущего. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует от семьи и ДОУ приобщения малышей к миру экономических ценностей. В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратили особое внимание на роль экономики в формировании личности, на взаимосвязь экономического образования с трудовым и нравственным воспитанием.

    Вопросы экономического образования дошкольников отражаются в следующих нормативных правовых документах:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 2.Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который в свою очередь определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и для достижения финансового благополучия.

3.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

1. Экономическое воспитание дошкольников.

Сегодня стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. В этом направлении объединили свои усилия Центробанк РФ, Минфин и Минобрнауки РФ.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важным уроком о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Возникают вопросы:

- Когда следует начать знакомство с экономикой?

- Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?

- Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме?

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит  эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России,  других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

С 1 сентября 2018 года детские сады  используют в своей работе с детьми   образовательную программу  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран.

  1.  Методы и приемы формирования экономических знаний  у детей дошкольного возраста

Процесс обучения осуществляется различными методами, т.е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся, направленной на достижение поставленных познавательных задач. Методы обучения  это способы организации познавательной деятельности в соответствии с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности детей, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. В процессе формирования экономических знаний у детей необходимо использовать методы, разработанные В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, Г.И. Щукиной, а так же Ю.К. Бабанским, А.А. Смирновым:

1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

3) методы организации взаимодействия и накопления социального опыта;

4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей;

5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.

 Остановимся на характеристике каждой группы методов. Эффективность освоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более успешно, дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность протекает более успешно, если у детей сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

1)  Осуществление этого возможно при  использовании методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения педагога и детей. Среди методов стимулирования можно выделить методы эмоционального стимулирования.  Задача  этих методов заключается в обеспечении появления у детей положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления (создание ситуаций успеха в обучении: ребенок добивается хороших результатов, задание нарастающей сложности, поощрение, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Используются готовые игры с познавательным содержанием или игровые оболочки). 

2) Также можно выделить методы, направленные на развитие познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого, сказочного сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска). Процесс обучения осуществляется с помощью методов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на решение различных задач обучения (методы получения новых знаний и методы выработки умений и накопления опыта учебной деятельности). К ним можно отнести наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Наглядные методы

  • Наблюдение – это целенаправленное, планомерное наблюдение за трудом взрослых. Целенаправленные наблюдения, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе наблюдений у детей проявляется интерес к профессиям.
  • Встреча с интересными людьми - приближает дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость. Во время таких встреч они ближе знакомятся с сущность трудовых действий, результатами труда. Есть возможность задать интересующие их вопросы.
  • Рассматривание картин - картины дают детям возможность подробно рассмотреть людей разных профессий, их рабочее место, предметы помощники. Дети могут длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении за людьми некоторых профессий. Рассматривание художественной картины часто сопровождаю поэтическими произведениями.
  • Просмотр презентаций, мультфильмов - для развития познавательного интереса к миру экономике использую просмотр роликов, мультфильмов («Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама») и презентаций «История денег». При отсутствии возможности провести экскурсию или наблюдение с помощью презентаций формирую у детей представления о финансовой грамотности, совершенствую представления о роли экономических понятий в жизни людей.
  • Виртуальная экскурсия это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия в большой мир театра, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания в играх и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Виртуальные экскурсии использовала во время дистанционного обучения. Систематизация и наглядное представление информации с помощью компьютера, неоднократное повторение материала, значительно улучшило качество образовательного процесса. Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии.
  • Ещё один вариант экскурсии - экскурсия на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов.

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.

  • В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях. Исходя из того, что наглядно-образное мышление является превалирующим в дошкольном детстве, для полного представления об объектах, явлениях, законах экономической действительности, необходимо как можно шире использовать наглядность (это изображения сказочных героев, с помощью которых дети знакомятся с экономическими понятиями, изображение моделей бюджета, потребностей, благ, средств производства, издержек, алгоритма изготовления каких-либо предметов и др.) 
  • Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Метод проекта является одним из перспективных и результативных методов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников. В деятельности ребенок познает мир экономики и переносит полученные знания в реальную жизнь. Проектная деятельность позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать экономическими понятиями, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.
  • Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт использую как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждаем условия опыта вместе с детьми. Опыты побуждают детей  сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.
  • Решение проблемной ситуации - эффективный прием для работы. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет  развивать творческое воображение дошкольников, диалектическое мышление, учит мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской позиции является принцип природосообразности обучения. ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, которая способна увеличить их эффективность.
  • Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. 
  • В настоящее время многими исследователями (А.А. Венгер, О.В. Дьяченко, З.А. Михайловой и др.) показано, что важным средством формирования представлений, понятий и развития мышления у детей, особенно старшего дошкольного возраста, является использование различного рода моделей и схем, которые в наглядной, доступной для ребенка форме, воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, обнаружение которых в самом объекте представляет существенные трудности. Моделирование  наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование при формировании экономических знаний. Экономические понятия рассматриваются в данном случае как своеобразные модели. Использование моделей и моделирования ставит ребенка-дошкольника в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

Среди словесных приемов наиболее распространенными являются: чтение художественной литературы с экономическим содержанием, рассказ от лица героя художественного произведения, беседа по прочитанному произведению и на темы из личного опыта, разгадывание ребусов, загадок, шарад, кроссвордов, понимание смысла поговорок, пословиц и др.

  • Особое место занимает такой прием, как чтение художественной литературы, воздействующей одновременно на развитие сознания и эмоциональную сферу ребенка. Художественная литература охватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает сознание и самосознание, формирует мировоззрение, в данном случае  экономическое. Благодаря художественным произведениям, на примере их героев у детей формируются морально значимые представления о необходимости уважения тружеников, также общественной значимости труда, взаимопомощи, добросовестном отношении к труду, формируются такие экономические положительные качества, как: бережливость, расчетливость, экономность, неприязнь к отрицательным качествам: к жадности, неряшливости, расточительности и др. Особый интерес представляют художественные произведения с экономическим содержанием, например: «Экономическая азбука для детей и взрослых» И. Шведовой; «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Экономика для маленьких», «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т. Поповой, О. Меньшиковой; «Белка и компания», «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой; «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. Эти произведения написаны в живой, занимательной форме, раскрывают сложнейшие экономические понятия в доступной форме и делают экономику простой и понятной детям дошкольного возраста.
  • Интересным словесным приемом является рассказ от лица героя сказки или другого художественного произведения. С экономическими понятиями и категориями детей знакомит не столько педагог, сколько приглашенные им гости: Красная Шапочка, заведующая детским садом, рассказывает детям об экономике и ее происхождении, о важности ведения хозяйства по экономическим законам; Фея, из сказки «Золушка», предлагает детям при помощи заветной палочки исполнить все желания детей, подводя к пониманию того, что все желания, нужда в чем-либо называется потребностями; потребности, которые удовлетворяются при помощи денег, называют товарами, а то, чем пользуются люди, платя деньги в транспорте, ателье, парикмахерской,  услугами; Филин профессор посвящает детей в сложные детали организации производства; Стрекоза рассказывает о накоплениях, товарах и товарообороте; Муха Цокотуха учит детей торговаться; Белочка учит получать прибыль и т.д.
  • Прекрасным приемом, который формирует не только экономические знания, но и определенное мировоззрение, являются поговорки и пословицы экономической направленности. Среди них такие, как: «Дорожиться  товар залежится, продешевить  барышей не нажить», «Дом не велик, да лежать не велит», «Хорошо  дешево не бывает», «Маленькая добыча лучше большого наклада» и др.
  •  Экономические вопросы-задачки направлены на закрепление полученных экономических знаний и формирование экономического мышления. К ним можно отнести такие, как:  Почему на продуктовой ярмарке молоко, хлеб, конфеты стоят дешевле, чем в магазине?  Что дороже: килограмм яблок или килограмм яблочного варенья?  Когда больше спрос на шубки, зимой или летом?  Что нужно покупать на бирже, а что в магазине: 5 кг сахара, 10 мешков риса?  Что нужно сделать, чтобы было не только потребление, но и накопление?
  • Среди перечисленных приемов можно выделить и такой, как составление и разгадывание ребусов, кроссвордов. Ребус  это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.

Наряду с практическими, наглядными, словесными методами особое место в формировании экономических знаний занимает игра. Игра выступает как метод обучения, и как вид деятельности, и как форма организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс формирования и закрепления системы полученных экономических знаний. В работе с детьми дошкольного возраста используются разнообразные виды игр, среди них дидактические или познавательные.  Достижение дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания. Такие игры направлены на совершенствование мыслительных операций. Другой вид игр, который получил свое распространение   социальные игры. К ним прежде всего относятся сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые и деловые игры. 

  • Сюжетно-ролевая игра служит важным источником развития социального сознания ребенка в дошкольном возрасте, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует их отношения в специально создаваемых ими же самими условиями. Такие игры  форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменным условиям. Сюжетами ролевых игр могут быть игры в профессию (в пожарников, в воспитателя, продавцов, врачей и т.д.), созидательные сюжеты (строительство домов, города и др.), военизированные сюжеты (в войну, в партизан и др.), фантастические сюжеты (игры в индейцев, в инопланетян и др.). 
  • сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполнять правила, действия в соответствующей обстановке. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. Знакомство с новым материалом интересно и увлекательно проводить в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомить с профессиями), «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
  • Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по - своему. Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки. Дети любят обыгрывать сюжеты из литературных произведений. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные  представления. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника.

3) В ходе обучения педагог использует также методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта, которые позволяют строить обучение на диалогическом общении педагога и детей. С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного опыта. Способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Наиболее часто применяются методы: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего  решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний и другие.

4) Особое место занимают методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей. К этим методам можно отнести творческие задания, постановку проблемы или создание проблемных ситуаций, создание креативного поля (дети находят свой способ решения, рассказывают и доказывают его правильность, осуществляют перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень).

5)  В процессе обучения педагог использует методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития детей. Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего обучения. Для успешной организации процесса обучения педагог проверяет и анализирует несколько факторов: качество усвоения познавательного материала; интенсивность накопления ребенком социального опыта; освоение навыков взаимодействия; уровень индивидуального развития детей. При выборе методов и приемов работы необходимо учитывать ряд факторов: цели, задачи, содержание формируемых экономических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение педагога к тем или иным методам, конкретные условия и др. В экономической подготовке дошкольников все виды методов «в чистом» виде используются редко. Чтобы достичь наилучших результатов при обучении, необходимо применять упомянутые выше методы комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

  1.  Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

 Ребенок: овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

 обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

 знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

 способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данные целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации образовательной программы по экономическому воспитанию, а также от ее характера, особенностей развития детей и специфики ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Именно в дошкольном возрасте можно реализовать такие основные задачи экономического образования, как:

формирование экономических представлений об экономическом

развитии общества, организации производства, товарно-денежных,

нравственно-этических, государственно-юридических отношениях и др.;

воспитание уважения к труду и людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности, экономное расходование материальных ресурсов, а также воспитание трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и других качеств личности;

формирование разумных экономических потребностей, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения своих потребностей.

Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОО, и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям действовать со сверстниками и индивидуально.

Важно помнить о том, что процесс формирования экономических знаний

должен осуществляться в разных видах детской деятельности, разными

методами (игровые, практические, наглядные, словесные), формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций) с учетом принципов интеграции комплексно-тематического планирования содержания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие / Л.Н. Галки-

на.Челябинск: Цицеро, 2013 – 112 с.

  1. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
  3. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  4. http://www.eduportal44.ru/SitePages/Home.aspx
  5. https://docs.yandex.ru/docs?type=docx
  6. https://docs.yandex.ru/docs?type=docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса по формированию у детей основ пожарной безопасности в ДОУ

Формы организации образовательной деятельности, основные виды образовательной деятельности детей, формы работы с родителями....

Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...

Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.

Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...

«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.

Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию для работников дестских садов...

Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...