Конспект образовательного процесса по опытно-экспериментальная деятельности в средней группе " Удивительное рядом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Теплюк Аурика Дмитриевна

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. 

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуются не только владение знаниями,  но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_sredney_gruppe_udivitelnoe_ryadom.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР Д/С №122 г.Калининграда

Конспект НОД

по опытно-экспериментальная деятельности

 в средней группе

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

                         

                                                       

                                                                             Подготовила

                                                                            воспитатель

                                                                                Теплюк А.Д.

г. Калининград

Цель: развивать познавательную активность ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи: 

- Формировать у детей представление о  магните, его свойстве притягивать железные предметы через стекло, воду, картон, ткань.

- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

- Формировать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать

полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.

- Формировать у детей умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес у детей.

- Продолжать развивать у детей мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формулировать их, аргументировать свои высказывания.

-  Развивать  навык  исследовательского  поведения  и  обработки  полученного

материала, аргументировать свои высказывания.

-  Активизировать  словарь (течет,  водопад, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).  

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, информация, лаборатория.

-  Развивать творческие способности.  

-  Активизировать  словарь (магнит, магнетизм, притягивать,  исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, лаборатория, мантия, информация).  

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

- Воспитывать инициативность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
-  Способствовать развитию коммуникативных навыков,  сотрудничества.

- Закреплять умение работать в команде.
- Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.

Словарная работа: магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный.

Предварительная работа: разработка конспекта образовательного процесса "Удивительное рядом", мультимедийной презентации "Использование магнита людьми", "Лунтик", подготовка энциклопедий с информацией о магните.

Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки , гвозди; деревянные, пластмассовые, стеклянные, бумажные маленькие игрушки; плотный лист бумаги, ткань, высокая баночка с водой; нить, варежка с магнитом; одноразовые тарелочки 10 шт .

Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.

Звуковое письмо от Лунтика.

Методические приемы:

-сюрпризный момент-письмо от Лунтика;

- проблемный вопрос;

- игра "Подумай сам!";

- дидактическая игра "Книга знаний";

- дидактическая игра " Друг мой - компьютер";

- дидактическая игра "Подскажи мне";

- экспериментальная деятельность: "

Ход образовательного процесса:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «Кораблики". Это, наверное, нам. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Не будем гадать, откроем и посмотрим. Хотите посмотреть, что там? (Открывают, там флешка или диск). Вставим в компьютер и посмотрим. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Лунтика).

" Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Лунтик. Я живу на планете, которая называется Луна. Моя планета совсем не похожа на вашу. Дорогие маленькие жители планеты Земля, мне очень интересна ваша  планета, я там никогда не был. Мне очень хотелось бы узнать о ней побольше. Расскажите мне, пожалуйста, о ней. Я очень надеюсь, что вы откликнетесь на мою просьбу. Заранее спасибо."

(На экране задумчивое лицо Лунтика)

Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику узнать нашу планету поближе? 

Дети: Да.

В.: Садитесь, пожалуйста, за стол.  Перед вами на столе карточки с различными изображениями. Выбирайте, пожалуйста, ту картину,  о чем будем рассказывать Лунтику?

После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования  «  МАГНИТ".

Воспитатель: Что же вы хотите рассказать Лунтику о магните?

Дети: Что такое магнит? Какой он? Притягивает ли он все предметы? Как люди используют магнит на Земле?

Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о магните?

Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о магните.

Воспитатель: А как?   Где мы можем найти ответы на наши вопросы

Выбор методов исследования.

Дети: Прочитать в книге,  найти в компьютере, спросить у мамы или папы, понаблюдать.

Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.

Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом?  ( ответы детей).

( Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом « подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом « посмотреть в книгах». Затем « спросить у других", " посмотреть в компьютере",  « провести эксперимент» и « понаблюдать»).

Воспитатель : Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?

Дети: Да!

Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть ? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будетм делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т.п. Все карточки после фиксации информации будем класть в кармашки "фартука информации". Кто хочет стать собирателем информации и носить "фартук информации"? (Дети самостоятельно выбирают одного из детей). Предлагаю магнит  обозначать кругом О . ( Каждый ребенок берет несколько листочков для фиксации.)

Пока не начали исследование, предлагаю выбрать главного научного исследователя, который будет рассказывать Лунтику всю информацию о магните, которую мы с вами добудем.

(Дети выбирают докладчика).

Сбор материала.

Первый метод "подумай сам".

Первый из выделенных нами методов - « подумать самостоятельно».

Воспитатель : Давайте подумаем, что такое магнит. Что вы знаете о нем?

Дети рассказывают о магните то, что сами знают. Делают вместе с педагогом пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации". (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).

Второй метод « прочитать в книге».

Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?

Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.

Воспитатель: В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте.Поищите самую интересную и полезную информацию о магните в энциклопедии.

    Дети рассматривают картины в книгах, находят информацию о том, что магнит действует через другие материалы, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации" .

Третий метод " посмотреть в компьютере";

  Дети смотрят презентацию о применении людьми магнита, рисуют пиктограммы и кладут в кармашек"фартука информации".

Четвертый метод « спросить у специалиста» или у взрослого.

   Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте (о полюсах магнита), зарисовывют и кладут в кармашек "фартука информации".

Воспитатель: Какой еще метод у нас остался?

Дети:  Провести эксперимент.

А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.

Лунтик на Луне родился,         (поднимаемся на носочки, руки разводим  вверху)

Лунтик очень удивился !?           (пожимаем плечами, руки в стороны внизу)

Дождик почему идет?               (стучат указательным пальцем по ладошке)

И куда пескарь плывёт?           (плавательные движения руками)

Почему цветок растет,        (наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно    поднимает туловище                

                                                  и руки вверх.)

Тянет к солнцу стебелёк?         («цветок из ладошек» поднимаем над головой)

Лунтик в гости приходи,          (шагаем)

Всё узнаем вместе мы!              (хлопаем)

5 метод: "провести эксперимент и наблюдать".

  Для проведения  эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое лаборатория? Чем люди занимаются там?

Дети: Лаборатория-это место, где люди проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: С какой целью они проводят эксперименты?

Дети: Чтобы узнать или открыть что-то новое.

Воспитатель: Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, вспомнить правила поведения в ней.

  Дети называют правила поведения в лаборатории:

-  Внимательно слушать воспитателя.

-  Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

-  Не трогать оборудование, приборы без разрешения педагога;

-  Нельзя засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Приступать к опыту только после объяснения воспитателем последовательности его проведения и только  с разрешения воспитателя.

- Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться.

-  Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

- Закончив работу, оставь рабочее место в чистоте, убери за собой.

ОПЫТЫ

ОПЫТ 1  "Какой он, магнит?"

Воспитатель: Ребята  вы  пришли  в  научную  лабораторию. Проходите за свои рабочие места. У вас на столе лежит магнит, возьмите его в руки и потрогайте, внимательно посмотрите. Что вы можете о нем сказать? (ответы детей).

Дети: Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.

  Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

Воспитатель: Какого они цвета? (красный и синий, черный).

Воспитатель: Какой  формы ваши магниты? (прямоугольный, круглые, в виде подковы )

Воспитатель: Одинакового ли размера магниты? 

Дети: Магниты разного размера: и маленькие, и большие.

Воспитатель: Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий)

- Холодный или теплый? (холодный)

Воспитатель: Твердый или мягкий? (твердый)

Воспитатель: Итак, какой он, магнит?

ВЫВОД:  Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.

Воспитатель: давайте зарисуем наши выводы (дети зарисовывают  и кладут карточки  в кармашек "фартука информации".)

Воспитатель: Продолжаем наше исследование. Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Хотите это проверить? (да)

ОПЫТ 2  "Что такое магнит? Какие предметы притягивает?"

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Как вы считаете, все ли предметы  притягивает магнит? (гипотезы детей). Предлагаю проверить это научным путем. Возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке. 
Какой предмет притянул магнит у тебя, Саша?

Женя: Гвоздь .

Воспитатель : А у тебя Маша ?

Маша: Скрепка.

Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы? 

Дети: Они все из металла. 
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите на зеленную тарелку (кладут). Какие предметы мы положили на зеленную тарелку? Из чего они сделаны?

Дети: Металлические (железные)
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают) 

Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги) . Что об этом можно сказать? 
Дети: Магнит пластмассу, дерево, стекло, бумагу не притягивает.

Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем? 

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы. 

Воспитатель: Итак, как вы думаете, что такое магнит?

Вывод (дети): Магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.

Воспитатель: А теперь давайте еще раз повторим, чтобы Лунтик запомнил что такое магнит.

ОПЫТ 3 «Действует ли магнит через другие материалы?»

Опыт «Действие магнита через стекло»

Воспитатель: В энциклопедии мы с вами узнали, что магнит действует через стекло, воду, картон и ткань. Как вы считаете, может магнит действовать через другие материалы?  Проверим опытным путем? Что у нас на столах?» (Стаканы, магниты, металлические предметы)

Воспитатель:  Если  мы  опустим  скрепку  в  стакан,  будет  ли  она двигаться за магнитом? Проверим?

Дети формулируют вывод: магнит притягивает металлические предметы через стекло.

Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")

Опыт «Действие магнита через воду»

Воспитатель: Если мы в стакан нальем воду. Как вы думаете, будет ли магнит притягивать металл через воду? Проверим?

Воспитатель:  Налейте в стакан воду и опустите туда металлический предмет.

 Дети наливают в стакан воду и отпускают металлическую скрепку.

 Воспитатель: А теперь проверим, действует ли магнит через воду?»  Опускаем магнит на веревочке в воду.  «Что видим?»

Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.

Воспитатель: Итак, магнит действует через воду?

Вывод (дети): Магнит действует через воду.

Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")

Опыт «Действие магнита через картон»

Воспитатель: Теперь предлагаю проверить, не помешает ли толстый картон магниту притягивать металлические предметы к себе.

На столе картонная коробка, в коробке металлические скрепки.

Проверьте, притягиваются ли они к магниту через картон? Помешал ли картон магниту двигать металлические  скрепки?»

Дети: Нет. Картон не мешает металлическому предмету притягиваться к магниту.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы через и картон.

Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")

Опыт «Действие магнита через ткань»

Воспитатель: Я думаю, что через ткань магнит не притягивает металлические предметы. Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Проверим? Возьмите металлическую скрепку, положите на стол, а сверху покрывайте тканевой  салфеточкой. А теперь поднесите свой магнит к серединке платка и медленно поднимайте. Что происходит?

Дети: Салфетка поднимается вслед за магнитом.

Воспитатель: О чем это говорит? Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети (делают вывод):  
Магнит притягивает металлические предметы через ткань. 

Дети: (делают вывод) Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")

Воспитатель: (делают вывод): Всю ли информацию мы с вами проверили опытным путем?

Дети: Да.

Воспиатель: Тогда мы можем считать, что работа наша в лаборатории закончилась?

Давайте приведем наше рабочее место в порядок. (Дети аккуратно складывают все, с чем работали).

Теперь предлагаю снять халаты и шапочки, аккуратно повесить на спинку стула и сесть за стол.

Обобщение полученных данных.

Воспитатель: Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о магните?

Дети: Много.

Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то , что на втором месте, на третьем месте и т.д.

А теперь попросим нашего главного научного исследователя облачиться в мантию и рассказать по пиктограмма все, что мы узнали о магните. А я буду снимать на телефон, а запись мы перешлем Лунтику.

Ребенок: Магнит-это предмет, который притягивает металлические предметы. Он  гладкий, холодный, твёрдый, бывает красного, синего, черного цвета и  разного размера и формы. Магнит притягивает металлические предметы через стекло, воду, дерево, ткань.

Магнит используется  в магнитофонных колонках — динамиках, в холодильниках, в компасе, в телефонах, в игрушках, при строительстве и ремонте подводных сооружений, в детских играх.

Воспитатель: Итак, по вайберу  в сию же секунду отправлю всю информацию Лунтику. (Отправляет)

  На экране появляется радостный Лунтик : "Спасибо вам, юные земляне. Теперь все жители планеты Луна будут знать, что на планете Земля есть  магнит."

Рефлексия.

- Как вы думаете, мы справились со своей работой, собрали все интересное о магните и переслали Лунтику?

- Что нового и  интересного  узнали вы сегодня о магните?

- Какая информация удивила вас?

- Что для вас было самым интересным?

- Какие опыты с магнитом мы проводили?

- Что вам больше всего понравилось?

- Хотели бы вы и дальше дружить с Лунтиком и рассказать много интересного о нашей планете?

Воспитатель : Ребята, вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Я хочу подарить вам магнитики, с помощью которых вы дома продолжите свои опыты и эксперименты и нам о них потом в группе расскажете. Спасибо вам, ребята. Желаю вам удачи!  А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Список использованной литературы

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.

- М.: Просвещение,2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html

2. http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"...

Проект в средней группе «Удивительное рядом».

Наш мир – удивителен и разнообразен, полон загадок природы,  интересных мест и явлений....

ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Волшебная вода»

ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ           «Волшебная  вода»...

«Цветные чудо-чудеса» (опытно-экспериментальный проект в средней группе)

Название проекта: «Цветные чудо-чудеса»Тип проекта: опытно-экспериментальныйСроки реализации: краткосрочный 3 дня (15.02.2023 – 17.02.2023)Участники проекта: воспитатель, детиЦе...