Конспект ОД «Путешествие в страну знаний и экспериментов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_znaniy_i_eksperimentov.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Путешествие в страну знаний и экспериментов»

Цель: развитие интереса к познавательно – исследовательской деятельности.

Программные задачи:

  • Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;
  • Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  • Формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  • Развивать коммуникативные умения;
  • Способствовать развитию самостоятельности и активности в процессе опытов.

Речевая задача: расширять и активизировать словарь (ученый, экспериментатор, опыт, эксперимент, конфедератка – шапка ученых)

Методические приемы:

  • Наглядные;
  • Словесные (напоминание, указание, вопросы);
  • Контроль за ходом выполнения практической работы;
  • Поощрение

Методы и приемы: беседа, объяснение, показ, художественное слово.

Оборудование:  подносы для каждого ребенка, стаканчики, сахар, пуговицы, ракушки, вода, ложки, блюдца, чашки, марля, бумага, воронка, гуашевая краска, картинки с изображением тучек.

Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды  разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сахар, банка с вареньем, сода,   лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).

Ход развлечения:

 

- Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Познавайкин. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- вставать с места

- трогать оборудование, приборы и реагенты

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

 Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

- Мне нужны два помощника.

(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, П.П. обращается с вопросами к детям).

 Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)

- Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)

- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)

- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)

- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.

- Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)

- Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. П.П. предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).

- Что мы слышим? (Дети: Воздух)

- Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.

Воспитатель предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают   объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).

 Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.

(Дети повторяют это свойство воздуха  , сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .

- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)

Воспитатель:

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже в море в океане

И в водопроводном кране

Так ли это? Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята мы с вами кое-что уже знаем о воде, а сейчас мы познакомимся с её некоторыми свойствами.

Воспитатель: Приглашаю вас в научную лабораторию для дальнейшего проведения опытов и экспериментов.

Дети подходят к столам, на которых разложены предметы для проведения экспериментов.

Воспитатель: Посмотрите, сколько удивительных предметов лежит у вас на столе. Давайте мы с вами проведём первый опыт. Подвиньте к себе поднос №1

Опыт 1

На столе перед детьми – стаканчики с водой и без воды, набор мелких предметов (пуговицы, ракушки)

Воспитатель: Ребята, возьмите пустой стаканчик, посмотрите на него. Он какой?

Дети отвечают.(если затрудняются ответить, задаю вопрос:- Он прозрачный или нет?)

Дети: прозрачный

А теперь взяли стакан с водой, понюхайте, есть ли запах?

Дети: Нет

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети отвечают.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь опустите пуговицу и ракушку в стакан с водой. Видим предметы? Почему они видны?

Дети высказывают предположения.

Вывод: Вода прозрачная.

Воспитатель: Что мы узнали из опыта № 1?

Дети: Вода не имеет запаха и вода прозрачная.

Воспитатель: Отодвиньте поднос. Встаньте. Подойдите к нашему большому зеркалу. Посмотрите, что вы там видите?

Воспитатель предлагает детям  посмотреть в зеркало .

Что вы увидели?

Дети отвечают: (Если затрудняются ответить Воспитатель говорит, что он видит там своё отражение.) Свое отражение.

Воспитатель: Где ещё можно увидеть свое отражение?

Дети высказывают предположения.  В реке, озере, луже, темной бочке с водой.

Ребята подойдите пожалуйста к моему столу

Воспитатель: У меня есть темная чаша с водой. И теперь каждый из вас в неё заглянит,

 -Что вы видите?

Дети: Свое отражение.

Воспитатель: Давным-давно, в старину, когда не было зеркал,  люди рассматривали себя наклонившись над бочкой с водой, рекой. Так какой же из этого мы сделаем вывод?

Вывод: Вода отражает предметы.

Воспитатель: Ребята, сядьте на свои места. Переходим ко 2 опыту.

Опыт №2.

Воспитатель: Подвиньте поднос №2.  Перед вами 2 стакана с водой, 2 ложки, кусочек сахара и банка с краской.

В первый стакан положим  кусочек сахара и мешаем ложкой до полного его растворения. Что мы видим? Растворился ли сахар?

 Дети отвечают. Да

Воспитатель: А вода поменяла свой цвет?

Дети: Нет, осталась прозрачной.

Возьмите второй стакан и положите в воду немного краски и мешайте до полного растворения. Что мы видим? Растворилась ли краска?

Дети отвечают. Да

Воспитатель: Краска растворилась и вода приобрела цвет краски.

Какой мы сделаем вывод из этого опыта?

Вывод: Вода хороший растворитель.

Ребята отодвиньте поднос №2. Мы хорошо поработали пора и отдохнуть. Давайте поиграем. Выйдите из-за стола. Пройдите на середину нашего зала

Динамическая  пауза -  игра «Капельки и тучки» (под музыку)

На полу разложены тучки из бумаги (на одну меньше, чем детей). Все дети – «капельки». Пока звучит музыка все дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую тучку. «Капелька», которой не хватило тучки, испарилась под лучами солнца. Игра поводится 2 - 3 раза. Ребята какой мы можем сделать вывод из этой игры?

Вывод: Вода имеет свойство испаряться.

Вы немножко отдохнули, а теперь продолжим работу в лаборатории.

Опыт №3.

Воспитатель: Давайте ещё проведем опыт с водой. (Берём воду из графина и переливаем её в тарелку). Вода приняла форму тарелки. Затем переливаем воду в чашку (Спрашиваем у одного из ребёнка. Какую форму приняла вода?)

Ребёнок отвечает: Форму чашки.

Воспитатель: Теперь наливаем воду в пиалку (Спрашиваем у одного из ребёнка. Какую форму приняла вода?

Ребёнок отвечает: Форму пиалы. 

Воспитатель: Ребята обратите внимание вода всегда принимает форму предмета, в который мы её наливаем. А как вы думаете есть ли у неё своя форма?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Итак, мы с вами сделали важный вывод: вода не имеет формы.

Опыт №4.

Воспитатель: Ребята мы уже знаем, что вода хороший растворитель, но часто в ней могут растворяться ненужные и даже вредные вещества. Но люди научились очищать воду. Хотите тоже этому научиться? И я вам в этом помогу.

 Воду можно очищать с помощью угля и еще её  можно профильтровать через  марлевый или  бумажный фильтр.

Воспитатель проводит опыт и обращает внимание детей, что мелкие частицы угля прошли через марлевый фильтр.

Ребята какой фильтр очищает воду лучше.

Дети: Бумажный.

Вывод: Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра.

III Заключительная часть

Воспитатель:  Ребята, встаньте и пройдите в середину зала. Вы хорошо поработали и за это, я хочу вас наградить медалями.

Воспитатель награждает детей медалями «юных экспериментаторов или ученых».

Воспитатель: Ребята мы сегодня узнали много интересного о воздухе и воде и их свойствах. Что вам больше всего запомнилось?  Вам понравилось наше путешествие в страну знаний и экспериментов?

Дети отвечают.

Воспитатель: И сейчас нам нужно отправиться назад в детский сад.

Но для этого нам надо  превратиться  из юных экспериментаторов в детей.

Берет волшебную палочку и говорит слова:

Вокруг себя ты обернись

И ребенком окажись!

Воспитатель: Вот вы и превратились в обычных детей, но страна знаний и экспериментов не прощается с вами, а говорит до свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"

Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"...

Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"

Конспект занятий " Путешествие в страну знаний"...

Конспект занятия "Путешествие в страну Знаний"

Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1.Повышать психологическую безопасность детей (способствоватьуменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе...

конспект занятия Путешествие в страну знаний"

Конспект занятие 2мл группа "Путешествие в страну знаний"...

Конспект занятия "Путешествие в страну знаний"

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе«Путешествие в страну знаний».Цель: активизировать мыслительную деятельность детей; продолжать формировать умения выпол...

"Путешествие в страну знаний и экспериментов"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию...