Методическая разработка "Пещерный человек"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Большакова Майя Михайловна

Игра по станциям "Пещерный человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны.Миньоны

Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук.

Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homohabilis (хОмохАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

2 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus)

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – HomoErectus (хОмоэрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

3 остановка: Гейдельбергский человек (Homoheidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homoheidelbergensis (хОмохейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким.

Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).Мультик

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

4 остановка. Неандерталец (Homosapiensneanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homosapiensneanderthalensis (хОмосАпиенснеандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

5 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homosapienssapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homosapienssapiens (хОмосАпиенс сАпиенс).  Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты.

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

1 остановка. Предки человека — гоминиды

2 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus)

3 остановка: Гейдельбергский человек (Homoheidelbergensis)

4 остановка. Неандерталец (Homosapiensneanderthalensis)

5 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homosapienssapiens)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации проекта "Рисуем человека в движении" (Приложение 1)

Раскрываются и описываются методы и приемы, используемые при реализации педагогического проекта по обучению дошкольников 6-7 лет изображению человека в движении....

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»

Методическая разработка. Педагогический совет  «Красота – это то, что создаёт человек»...

Методическая разработка по пожарной безопасности для средней группы«Огонь – друг или враг человека»

Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость. Цель  проекта: 1. В игровой форме закрепить знания детей о том, что с огнём играть опасно, довести до сознания мысль о т...

Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»

В методической разработке представлен конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы. Игра-фантазирование разработана и прове...

Методическая разработка комплексного занятия с детьми подготовительной группы «Как и для чего дышит человек»

Вариант проведения теоретического занятия в детьми подготовительной группыОбразовательная область: Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Тип занятия: изучени...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...