Детский познавательно-исследовательский проект "Камни - это интересно"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

 Буркова Любовь Леонидовна

Цель проекта: Изучение внешнего вида, свойств и применение камней Урала.

Для достижения цели поставлены задачи:

-узнать какие бывают камни;

-узнать о значении камней в жизни человека;

-определить свойства камней;

-собрать коллекцию камней «Загадочный мир камней»

- сделать картину из камней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Камни – это интересно!»

Информация об авторе работы

Езгенч Влад, 6 лет

Руководитель проекта:

Буркова Любовь Леонидовна,

 воспитатель

Североуральск, 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

3

І.

Камни – это интересно…………………………………………………..

5

1.1

Подземные кладовые Североуральска………………………………….

5

1.2

Какие бывают камни……………………………………………………..

5

1.3

Где люди применяют природные камни………………………………..

5

ІІ.

Практическая часть ……………………………………………………...

6

2.1

Коллекция камней………………………………………………………..

6

2.2.

Применение камней……………………………………………………...

6

2.3.

Свойства камней…………………………………………………………

6

Заключение……………………………………………………………….

6

Приложение

Фотоальбом.«Камни – это интересно».

Фотоальбом. Коллекция камней и минералов «Загадочный мир камней».


ВВЕДЕНИЕ

Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотиться, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому  обыкновенному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде.

Живя на Урале богатым полезными ископаемыми и в частности в городе горняков - Североуральске у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой  Родного края. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности, связанной с камнями, является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. Знакомство детей с камнями и минералами способствует расширению кругозора; умению определять объекты рукотворного мира, сделанных из камней, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группировать камни в соответствии с познавательной задачей.

Проблема. Чаще всего обращаем внимание на живые объекты. Традиционно больше внимания уделяется животным и растениям, а объекты неживой природы рассматриваются мало, в частности камни и минералы.

Актуальность темы. Дети живут на Урале, в городе горняков. В недрах нашего края есть месторождения полезных ископаемых, горных пород, полудрагоценных и драгоценных камней. Знакомство детей с подземными кладовыми родного края позволяет ближе познакомиться с богатством родной природы.

Гипотеза исследования. Камни, окружающие человека, обладают разными свойствами; человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Тема познавательно-творческого проекта. «Камни – это интересно!»

Цель проекта. Изучение внешнего вида, свойств и применение камней Урала.

Для достижения цели поставил задачи:

-узнать какие бывают камни;

-узнать о значении камней в жизни человека;

-определить свойства камней;

-собрать коллекцию камней «Загадочный мир камней»

- сделать картину из камней.

Методы исследования:

- чтение книг, энциклопедий, журналов;

- экскурсия в минералогический музей, в библиотеку

- рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях.

- просмотры телепередач по телевизору.

- нахождение с помощью взрослых информации по компьютеру.

Продукты проекта: коллекция камней, панно из природных камней «Хозяйка медной горы».

Практическая значимость работы:

- пополню свои знания о камнях, буду знать их свойства;

- узнаю, какие камни добывают в Североуральске;

- научусь делать поделки, панно, из камней;

- буду использовать камни в игре;

- соберу коллекцию камней, привлеку друзей из группы к коллекционированию.

I. Камни – это интересно

Мне очень нравится собирать и рассматривать камни. Я начал собирать их,  когда был ещё совсем маленьким. Я их нахожу везде: во дворе, на участке детского сада, на даче, на берегах реки и моря. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я заинтересовался ими и решил провести своё исследование про камни, узнать название камней, какие бывают, их свойства, для чего они нужны людям, и что можно делать из камней.

За помощью я обратился к взрослым.

Посмотрел в интернете про камни, посмотрел энциклопедии, журналы. Для этого мы с мамой сходили в библиотеку, с дедушкой в минералогический музей «Штуфной кабинет». Совершил экскурсии на Камнеобрабатывающий завод, на шахту, на Петропавловский известняковый карьер и на карьер «Уральский щебень».

Дедушка рассказал мнепро профессии людей в горнодобывающей промышленности и в сфере камнерезного искусства. Это геолог, горный инженер, горняк, шахтёр, гидролог, камнерез, ювелир, скульптор.

В детском саду Любовь Леонидовна прочитала сказы Павла Петровича Бажова: "Каменный цветок", "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Малахитовая шкатулка", "Синюшкин колодец". Посмотрел мультфильм «Хозяйка медной горы».

И вот что я узнал.

  1. Подземные кладовые Североуральска

В Североуральске добываю разные камни – это горная порода. На шахтах – боксит. Из него выплавляют алюминий. На Петропавловском известняковом карьере – известняк.  Его применяют на заводах. В карьере «Уральский щебень» - гранодиорит. Он применяется в строительстве.

1.2. Какие бывают камни?

В подземных кладовых Урала много разных камней и минералов:

- строительные: ракушечник, песчаник, брусчатка, сланец, известняк, доломит, бут, гранит;

-рудные камни: боксит, сульфидная руда;

- поделочные: яшма, мрамор, малахит;

- драгоценные: алмаз, изумруд, рубин.

1.3. Где люди применяют природные камни?

Строительные камни используют для внешней отделки фасадов домов, архитектурных элементов, декорирование внутренних помещений, в создании искусственных водопадов, для строительства скамеек, беседок, используют при выкладывании тротуаров, дорожек, лестниц, для создания альпийских горок.

Поделочные камни применяют при изготовлении камнерезных изделий. Из поделочных камней делают столешницы и другие предметы, используемые в интерьере. Изготавливают вазы, шкатулки, сувениры, скульптуры малых форм, украшения. Применяют для изготовления панно, картин.

Из драгоценных камней делают украшения: браслеты, серьги, кольца.

ІІ. Практическая часть

        

2.1. Коллекция камней

Я решил собрать коллекцию камней. В моей коллекции есть разные камни - гранит, известняк,сланец; поделочные полудрагоценные камни - пирит, яшма, бирюза, малахит,тигровый глаз, нефрит, змеевик, горный хрусталь; камни; содержащие руду- это боксит.

Некоторые камни для коллекции мне купила мама. Некоторые подарил дядя Миша. Есть камни, которые мне принёс дедушка. Есть камни, которые подарили мои друзья и знакомые.

2.2.Применение камней.

Мне нравится из камней делать разные поделки. Я сделал панно «Хозяйка медной горы» по мотивам сказов Уральского писателя П.П. Бажова.

Разные камни и коллекцию камней я принёс в группу показать ребятам.

Мы использовали камни для изготовления подарков для мам.

Камешками мы стали играть в шашки.

Так же мы с ребятами решили «оживить» камни и разрисовали их.Из камней мы выкладываем мазику, разные узоры. Используем камни на математике: для счёта, для сравнения по величине, для выкладывания геометрических фигур. Камушками мы заменили утерянные фишки в играх – «бродилках». Также ребята заинтересовались коллекцией камней и решили заняться коллекционированием и собрать общую коллекцию камней в группе, что бы больше узнать о камнях и минералах родного края.

2.3. Свойства камней

Мне очень интересно изучать камни.

С помощью лупы и микроскопа я рассмотрел поверхность камней. У всех камней она разная: гладкая, шероховатая, с трещинками, с бугорками. Камни разной расцветки: тёмные, светлые, цветные, однотонные и разноцветные, в крапинку. Я пришёл к выводу: камни отличаются цветом, блеском, величиной, формой, прозрачностью.  

Затемя провёл опыты.

Опустил камень и деревянный брусок в воду. Камень утонул, а деревянный брусок нет.  

Камни тяжелее дерева. А ещё я увидел, что в воде камни меняю цвет, становятся темнее.

Затем я решил проверить, что твёрже камень или дерево. Взял молоток и гвоздь. Гвоздь забился в деревянный брусок, а в камень нет, значит, камень твёрже дерева. Я пришёл к выводу: камень и дерево обладают разными свойствами.

Заключение

Мне интересны природные камни и минералы. В процессе исследования я познакомился с подземными кладовыми родного края. Моя гипотеза подтвердилась. Люди используют разные свойства камней. Одни для строительства, другие для поделок и украшения.

Я буду продолжать собирать коллекцию камней. Когда я буду большим, я соберу коллекцию всех Уральских самоцветов. Я мечтаю стать ювелиром и обрабатывать драгоценные камни и делать из них украшения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Познавательное развитие. Новое и интересно о давно знакомых продуктах.Дети "телепортируются в лабораторию" и узнают много интересного о мороженом.

Познавательное развитие.Тема: Новое и интересное о давно знакомых продуктах. Мороженое.Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное  развитие", "Рече...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...