Мастер-класс "Съедобные ягоды и ядовитые растения"
видеоурок по окружающему миру (старшая группа)

Пищулина Наталия Викторовна

Уточнить представление о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.   Выяснить где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дереве);                                                                                                                    Познакомить с разновидностями ягод, их назначением и пользой в жизни человека.                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Видео-урок в рамках года экологии.

 Мастер-класс «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

 в старшей группе.

Цель: -Уточнить представление о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.                           -учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида;    

- закрепить знания детей о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дереве);                                                                                                                                                                                                  - учить детей образовывать относительные прилагательные;                                                                                    - согласование прилагательного с существительным;                                                                                                                       - учить детей поддерживать диалог.                                                                                                                                                     - развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; – воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                                                                                             -познакомить с разновидностями ягод, их назначением и пользой в жизни человека.                                          -дать понятия: лесные ягоды, садовые ягоды.                                                                                               -обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов, из них изготовляемых, учить использовать обобщающие понятия «ягоды».                                                                                               -развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление.                                                                           -  воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                           Материал: Мультимедийное оборудование, презентация «Ягоды», Предметные картинки: ягоды., мяч.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать и тогда мы узнаем, как называется тема нашего занятия.

Росла-росла, повыросла,                                                                                                                                                           Из кустов повылезла,                                                                                                                                 Ярким цветом засветилась                                                                                                                            И всем людям полюбилась.  ЯГОДА

Бусы красные висят,                                                                                                                                        Из кустов на нас глядят.                                                                                                                                               Очень любят бусы эти                                                                                                                        Собирать в лукошко дети. ЯГОДА (Слайд 1)

Воспитатель: – Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети: – О ягодах.

Воспитатель:  Правильно ребята, речь пойдёт про ягоды и  я вам предлагаю отправиться в путешествие в царство ягод (загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это ягоды). Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).

Воспитатель: А где растут ягоды? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на садовые и лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте загадки  и угадайте про какие ягоды я говорю:

  1. Ягода садовая и разная:                                                                                                                                чёрная бывает, белая и красная.                                                                                                                   Круглая, и гроздочки недлинные.

            Ягода такая витаминная!

            Уж такая ягодка полезная!

           Даже, может, чуточку «железная»! (Смородина)(Слайд 2)

  1. На колючей тонкой ветке

           В полосатых майках детки.

           Куст с шипами — не шиповник,

           Как зовется он?  (Крыжовник)(Слайд 3)

  1. Повернулась к грядке боком,
    Налилась вся красным соком.
    Ей сестрица земляника.
    Что за ягодка? 
    (Клубника) (Слайд 4)

  1. Когда горлышко болит,

Или просто с чаем.

Из неё варение

Всех нас выручает.

Розовые шарики,

Семечки внутри.

Что это за ягода,

Мне ответишь ты? (Малина) (Слайд 5)

Воспитатель:– Где же растут все эти ягоды? (В саду).  Правильно, значит это садовые ягоды!

Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

Воспитатель: Про ягоду малину есть очень много стихов и сейчас нам Женя прочитает стихотворение. (Слайд 6)

Женя С. Сочную, сладкую
                Ягодку малину,
                Обрываю с веточек
                И кладу в корзину.
                А потом бабуля
               Сварит всем варенье,
               Да, такое вкусное!
               Просто, объеденье!
               И зимой холодной,
               Если вдруг простыну,
               Мама скажет ласково —
               Ешь, сынок, малину!

Антон М. Бусы красные висят
                 Из кустов на нас глядят,
                 Очень любят бусы эти
                Дети, птицы и медведи.
(Малина).

Воспитатель: А ещё есть хоровод «Ягодка малинка».(Дети водят хоровод и поют песню).(Слайд 7)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами, теперь пришло время отправиться на лесную полянку, чтобы познакомиться с лесными ягодами. (Слайд 8)

- Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод.

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам) .

Воспитатель: Слушаем следующую загадку про лесные ягоды.

  1. Что за ягода такая - голубая – голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается, как она называется? (Голубика) (Слайд 9)

      Голубику можно встретить в самых разных местах: и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.  (Черника) (Слайд 10)

Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква) (Слайд 11)

Клюква — северное растение. Оно не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ледяных ветров. Клюква — мелкий стелющийся по земле кустарничек с тонким и длинным стеблем. Листья клюквы ярко-зеленые сверху, а снизу — серебристые и зимой не опадают. Можно собирать клюкву из- под снега и ранней весной. Ягоды делаются слаще, но долго храниться не могут. Можно собирать клюкву из- под снега и ранней весной. Ягоды делаются слаще, но долго храниться не могут. Действительно клюква необычайно богата ценными для человека веществами: есть в ней сахара и витамины.

Из клюквы готовят витаминный напиток — морс, варят кисели, компоты, варенье. Ее добавляют при квашении капусты и мочении яблок.

  1. В лесу росту я маленькой,
    Душистою и аленькой.
    Но меньше, чем клубника...
    Так кто я…(Земляника) (Слайд 12)

     Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Воспитатель: Ребята, скажите какие лесные ягоды мы с вами отгадали? Верно! Голубика, земляника, калина, клюква,  малина, смородина, черника —это лесные ягоды.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды. Правильно! Малина бывает и садовой, и дикой. 

Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на картинку и подумаем, чем же могут отличаться ягоды, которые растут в лесу, от ягод, которые растут в саду. (Слайд 13)                                                                        Дети: – Лесные ягоды растут в лесу, а садовые – в саду.                                                                                                                                   Воспитатель: – Правильно.                                                                                                                                                               К лесным  ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.                  Садовые ягоды – те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.                        Воспитатель:Скажите, чем они отличаются?                                                                                                      Воспитатель: Совершенно верно, ягоды, которые растут в лесу они мельче, чем садовые ягоды.                            За ягодами садовыми ухаживает человек (Слайд 14), а лесные ягоды растут сами (Слайд 15). Ягоды любят кушать не только люди, но и животные. Например, малину очень любит медведь (Слайд 16).           

Воспитатель: Словесное упражнение «Ягодка лесная, ягодка садовая» (Слайд 17)

Игра «Что приготовим?»

– Из клубники – клубничное варенье.                                                                                                                               – Из малины – малиновое варенье.                                                                                                                                         – Из черники – черничное варенье.                                                                                                                                                   – Из земляники – земляничное варенье.                                                                                                                                                        – Из клюквы клюквенный морс.                                                                                                                                                      – Из брусники – брусничное варенье.                                                                                                                                                 – Из ежевики – ежевичное варенье.                                                                                                                                             – Из смородины – смородиновое варенье. (Слайд18)

Игра «Сложи картинку» из 6 частей.                                                                                                                                             Мальчики собирают – ягоду землянику(садовая ягода) , девочки-ягоду чернику (лесная ягода).

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.                                                                                                              Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперед)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: – Давайте посмотрим и другие ягоды. Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные и полезные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам (слайд ядовитых ягод). Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например, волчье лыко и вороний глаз.

      Волчье лыко – это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри. (Слайд19)

      Вороний глаз – невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.(Слайд 20)

Ландыш. Родился ландыш в майский день,

                И лес его хранит.

                Мне кажется, его задень,-

                Он тихо зазвенит,

                И этот звон услышит луг,

                И птицы, и цветы вокруг.

                                                        Е. Серова.

      Ландыш – очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды – красно-оранжевые горошины – очень ядовиты. Всё растение ядовито. (Слайд 21)

– Мы должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы. Потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и труднозаживающими ранами. У многих детей есть привычка – покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Воспитатель: – Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет)

Воспитатель: Игра с мячом.   (Воспитатель кидает мяч и называет ягоду. Если это полезная ягода, то ребёнок ловит мяч, если ядовитая – нет.)

Воспитатель: Вот и наше путешествие в царство ягод закончилось. Как вы думаете, где и когда собирают ягоды? Как правильно хранить ягоды?

Ответы детей: ягоды собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать ягоды вблизи дороги.

Воспитатель: Правильно, из ягод варят варение, компот, замораживают и сушат их .

Итог занятия: Ребята вам понравилось путешествовать?

  1. Какие бывают ягоды?
  2. Какие названия ягод вы запомнили?
  3. Чем полезны ягоды?
  4. Что можно приготовить из ягод?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПИСОК КОМНАТНЫХ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ

СПИСОК ЯДОВИТЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ ОПАСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ...

Презентация для родителей. Ядовитые растения Ленинградской области.

В презентации предоставлена информация о ядовитых растениях Ленинградской области с указанием их мест произрастания, указаны части растений, представляющие особенную опасность для людей, опредены прав...

Презентация. Тема "Осторожно! Ядовитые растения!"

Презентация "Осторожно! Ядовитые растения"...

Буклет "Ядовитые растения"

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающей природе, но из-за того, что у них еще нет достаточных знаний о некоторых особенностях растений, иногда срывают ядовитые растения или да...

Презентация к занятию по окружающему миру"Осторожно! Ядовитые растения."

Презентация предназначена для общего ознакомления детей с ядовитыми растениями....

Консультация для родителей "Осторожно опасные "соседи" - ядовитые растения".

Материал для родителей  по ознакомлению с потенциально опасными ядовитыми растениями....

Презентация " Ядовитые растения", " Ядовитые животные"

Рассказывается об опасных растениях нашей местности, о самых ядовитых животных....