Конспект занятия «Кто такие славяне?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фетисова Марина Анатольевна

Цель: формировать историческую память, представление о доброте и красоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kto_takie_slavyane.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 13 «Улыбка»

Конспект занятия

в старшей группе

 компенсирующей направленности №7

«Кто такие славяне?»

подготовила:

воспитатель:

Фетисова Марина Анатольевна

2020 г.

Конспект занятия

 «Кто такие славяне?»

Цель: формировать историческую память, представление о доброте и красоте.

Задачи:

1.Пробуждать интерес детей к древним корням.

2.Развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты, умение участвовать в обсуждении.

3.Воспитывать чувство патриотизма, культуру чувств, преданности своей Родине.

Оборудование к занятию: презентация «Кто такие славяне», пластилин, картон, образцы барельефа.

Ход занятия:

Учись, дитя, и познавай

Премудрость светлого ученья –

В нем правды непочатый край,

К добру великое стремленье.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о славянах. Вы любите сказки о добрых молодцах, красных девицах, битвах со Змеем Горынычем?

- Это хорошо! Они учат добру и уму-разуму. А сегодня я вам расскажу быль (Кто может объяснить это слово?) о том, как жили наши предки-славяне. Это тоже учит уму-разуму, доброте и любви. А кто такие предки, вы помните? (родители наших мам и пап, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек…)

- Так вот, слушайте. В старину в нашем Отечестве, на Руси, не было таких красивых городов. На их месте были непроходимые леса, топкие болота, чистые реки… могучие дубы, красавицы сосны поднимались вверх так высоко, что казалось, подпирали верхушками небо. А внизу – непроходимые чащи, сквозь которые без топоров не проберешься… Мелькали стада оленей с развесистыми рогами, лосей, доносился рев волков и медведей. А зайцев, лисиц, барсуков, белок и других зверушек – и не счесть! Здесь жили наши предки-славяне, такие же мужественные и красивые, как эта дивная природа!

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные!

Древляне, русичи, поляне…

Потом назвали всех – славяне.

Хоть мы зовемся россияне,

Но издревле мы есть – славяне!

- Жили славяне в селищах (по-нашему, в селах, деревнях), в деревянных избах. Работали на земле: выращивали рожь, просо, жито. Разводили овец, коров, лошадей. Занимались охотой, рыбной ловлей (рыбы было так много, что зачастую ее можно было доставать из реки руками).

- Были наши предки очень добрыми и заботливыми дома, но непримиримыми в войне. Об их силе, храбрости и победах было известно далеко за пределами Руси, и воевать с ними опасались…

- Название «Славяне» имеет два значения. Произнесите его вслух – славяне… Слышатся слова «Слово», значит «Бог» и «Слава», значит «Победа». Значит это племя победителей!

Слава на небе солнцу высокому! Слава!

Слава на небе светлым звездам! Слава!

На земле отважным стрелкам – Слава!

Чтоб рука их была всегда тверда – Слава!

Чтобы привел Бог за матушку Русь постоять – Слава!

Наших врагов за рубеж провожать – Слава!

Чтобы не было опричь Руси царства сильней – Слава!

Чтобы не было русской славы громчей – Слава!

Чтобы не было русской песни звончей, Слава!

                                                                             А.К. Толстой

- Славяне еще отличались тем, что высоко ценили Совесть и Честь!

Ведь Совесть – это Соль Земли!

И правда –

Есть Соль Земли,

Есть чувство – совесть,

Невыразимое, как дар певца,

Как ощущенье моря,

Как молнии слепящий шар!

Как пенье тетивы

В неуловимое мгновенье

За оперением стрелы!

И все же Совесть – это Соль Земли!

                                                       Д. Ильин

- Славяне были так честны и совестливы, что главной клятвой их были лова: «Да будет мне стыдно!». Давайте запомним эти слова.

- В те времена Русь наша матушка не выстояла бы, если бы это высокое чувство чести не было для людей главным.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что в суровых условиях тех далеких лет только в том случае, если каждый поддерживал другого, помогал ему и считал это законом, можно было выжить.

- Поэтому, если человек не сдерживал своего слова, ему приходилось умирать и от стыда, и от того, что все племя отворачивалось от него и он оставался один. Давайте и мы с вами постараемся быть честными, как наши предки, держать свое слово, чтобы потом не было стыдно, будем жить и поступать по совести.

- А как вы себе это представляете?

- Славяне были очень воинственными по отношению к врагам и очень добрыми и заботливыми в семье, гостеприимными и хлебосольными. Гостей сажали на красное место в доме, угощали самым лучшим, что было. Но не только угощали, но и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя. В каждом славянине горело отзывчивое, доброе сердце: они всегда стремились помогать друг другу, поддерживать в беде.

- А вы помогаете друг другу?

- Как вы думаете, а сейчас нас можно назвать гостеприимным народом?

- А у вас дома бывают гости? Как вы их встречаете? А сами бываете в гостях?

- Значит, мы сохранили этот обычай с древних времен, переняли его от наших предков славян и пронесли сквозь долгие годы.

И мы – своею статью все пригожие, –

Все разные и все похожие.

Зовемся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Мы – славяне!

- И все-таки основным содержанием жизни древних славян был тяжелый труд и бесконечные войны.  Отбивали нападения врагов, ходили в дальние походы в другие страны. И повсюду славян знали как воинов-богатырей, умеющих побеждать. Уменье побеждать, не щадя себя, сохранилось и у нас в крови, как память, особый дар.

- В те времена старейшин рода-племени выбирали из тех, кто лучше всех воевал, был самым храбрым, самым умным, самым ловким…

- Как вы думаете, почему так было?

- Потому что жизнь рода, племени зависела от успехов в бою, от умения быстро распознавать опасность и отражать ее. Роды разрастались в племена, племена объединялись в союзы и постепенно старейшины родов-племен стали выбирать главу над всеми родственными племенами – так появились князья, потом Великие князья. И с их именами связана наша дальнейшая история Руси.

Край ты мой, родимый край.

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, Родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

                А.К. Толстой

- Итак, мы с вами многое узнали о славянах.

- Какими они были?

- Где жили?

- Чем отличалось племя славян?

- Похожи ли мы на них? Чем?

- А теперь давайте сделаем барельеф «Мио славян». Каждый берет себе пластилин и подумает, что из него можно вылепить: солнце, птиц, деревья, дома, животных… А потом мы все это разместим на картоне и повесим на стену – получится настоящий барельеф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность . Конспект занятия "Что такое превращение?"

Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Форм...

Конспект занятия:" Мы такие разные и мы так похожи"

Цель:   дать знания о детях с ограниченными возможностями и отношении к ним...

конспект занятия "Что такое болото!

конспект занятия для старших групп. Рекомендую для детских садов Ханты-Мансийского автономного округа - личная разработка с использование мстихов поэтов нашего округа...

Конспект занятия «Что такое красота?»

Занятие-беседа из цикла «Уроки красоты» в старшей группе...

Конспект занятия "Что такое хорошо, что такое плохо!"

Конспект мароприятия на тему "Что такое хорошо, что такое плохо!"...

Конспект занятия "Что такое хорошо, что такое плохо!"

Конспект мероприятия на тему" Что такое хорошо, что такое плохо!"...

Конспект занятия "Что такое хорошо и что такое плохо"

Закрепление знаний о понятиях - «плохие» и «хорошие» поступки; воспитание чувства вежливости, доброты, стремление к дружелюбию; развитие у детей понимания таких нравственных ка...