Конспект занятия по экспериментированию «Познание свойств: природного материала»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Свирковская Елизавета Александровна

Конспект занятия по экспериментированию

 «Познание свойств: природного материала»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

 «Познание свойств: природного материала»

Цель: расширение представлений детей о различных видах круп в процессе совместной деятельности.

Задачи:

• познакомить-детей со свойствами круп;

• развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы, умозаключения;

• развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;

• развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь);

• обогащать словарный запас.

Материалы и оборудование:

1. Тарелочки с различными видами круп (гречка, манка, пшено, горох, рис геркулес, фасоль);

2. Миски 7 шт., сито, лупа;

3. вода, бутылка, краски;

Ход образовательной деятельности:

 Дети заходят в группу.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас в группе, что-то  изменилось кто заметил? Что-то новое появилось.

Дети: «Да, домик».

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, как можно открыть домик? и посмотреть, что же в нем лежит  ».

Дети: достают из домика мешочки, нюхают, трогают, исследуют.

Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, что находиться внутри этих мешочков?».

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы, среди ваших ответов прозвучали правильные ответы, но для того, что бы мы с вами точно узнали, что лежит в мешочках, я загадаю вам загадки.

Что же находится в нашем мешочке? (Загадки)

Интересное зерно —

Треугольное оно,

Немного необычный

Цвет светло-коричневый.

Каша из него вкусна,

И полезная она.

(Гречка.)

На жарком солнышке подсох.

И рвётся из стручков.

(Горох.)

Золотистое зерно называется

    (Пшено)

Есть нота «Фа»

Есть нота «Соль»

А есть растение…

(Фасоль)

Дети отгадывают загадки. Убедимся, что отгадали правильно.

Открываем мешочки и смотрим, что там.

Воспитатель: «Молодцы, вы все отгадали правильно».

Пройдемте к столу, и посмотрим на тарелочки, на них лежат различные крупы. Расскажите, как они называются».

Дети: «горох, манка, гречка, рис, пшено, фасоль, кукуруза, овсяные хлопья ».

Воспитатель: «Давайте расставим тарелочки с крупами, рядом с картинками на которых изображены наши крупы. Ребята, а кто знает, что можно приготовить из этих круп?»

Дети: «Кашу, суп».

Воспитатель: «Какую кашу варят из пшена?»

Дети: полным ответом «из пшена варят, пшенную кашу»

Воспитатель: «А из гречки?»

Дети: «Гречневую».

Воспитатель: «Из риса?»

Дети: «Рисовую».

Воспитатель: «А вы едите кашу?»

Дети: «Да».

Воспитатель: «Тот, кто ест кашу вырастает сильным, здоровым, большим, потому что в ней витамины, необходимые для роста.

Воспитатель: Рис, пшеница, гречка, манка, одним словом?

Дети: «Крупа»

Воспитатель: Правильно! Молодцы. Дети, а вы знаете, что такое крупа?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, дети крупа – это пищевой продукт, состоящий из цельных или дробленых зерен различных культур.

Крупа вырабатывается преимущественно из крупяных (греча, рис, кукуруза) прочих зерновых (ячмень, овес, пшеница) и бобовых  ( Горох, чечевица, фасоль) К крупе так же относятся и хлопья, овсяные, кукурузные.

Процесс выработки крупы заключается в  удалении из зерна примесей, снятии твердых верхних оболочек. Крупы очень богаты углеводами и витаминами, они очень полезны.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где перерабатывают крупы?

Дети: На заводе, На производстве.

Воспитатель: А сейчас, мы с вами отправимся на наше маленькое производство, где будем проводить эксперименты с крупами.

Ребята проходят к столам, где стоят стаканы с крупами.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем первый эксперимент, но результат мы увидим в конце нашего занятия.

 1) два стакана в одном греча, в другом овсяные хлопья, заливаем кипятком и закрываем крышкой, отставляем в сторону.

 2) Перед детьми на столах  стоят стаканы один пустой в другом крупа у каждого ребенка разная крупа.

Воспитатель: Ребята возьмите стакан с крупой и попробуйте переместить крупу  в пустой стакан, можете это проделать несколько раз. Что вы заметили? Какими свойствами обладает крупа?

Правильно мы с вами узнали, что крупа сыпучая, а если мы нечаянно опрокинем стакан, что произойдет?

Ответы детей:

3. Дети, давайте проведем еще один эксперимент, возьмите  ложечки и попробуйте, взять на ложечку вашу крупу,  и пересыпьте ложечкой крупу в пустой стакан, теперь поменяйтесь с товарищем  и попробуйте пересыпать его крупу. Что вы заметил? Какую крупу легче набрать в ложку манную или фасоль? Почему? Какой крупы больше поместилось на ложечку? Какой вывод мы можем сделать?

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а кто у нас из зверьков любит зерно?

Дети: Хомячок

Воспитатель: Правильно! Пройдемте, сделаем зарядку хомки.

Физ.минутка: Хомка – Хомка – Хомячок.

Хомка, хомка хомячок, полосатенький бочок  ( Показываем полоски на животе)

Хомка раненько встает (Подтягиваемся на носочках)

Щечки моет, шейку трет. (умываемся)

Подметает хомка хатку( наклоняемся подметаем)

И выходит на зарядку раз-два – три-четыре-пять хомка хочет сильным стать

(показываем силу в руках)

Воспитатель: Мы с вами размялись, пора продолжить наши эксперименты.

4. перед детьми стоят стаканы с водой и крупы.

Воспитатель: Ребята возьмите ложечки и насыпьте крупу в стакан с водой. Что вы заметили?  А теперь попробуйте помешать. После того как мы помешали нашу крупу она исчезла?

Воспитатель: какой вывод можем сделать? Что крупа тяжелее воды она тонет, и не растворяется в воде. Но как вы обратили внимание, что овсяные хлопья не утонули, что это означает?

Воспитатель: «Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием. А сейчас мы с вами научим поиграем с «пальчиками».

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

«Горох»

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

(подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки)

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки)

Дайте мне горошинку!

(складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку)

Я такой хорошенький!

(обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове)

Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит провести еще один опыт:

5. Перед вами стоят тарелочки с манной крупой и фасолью и краской, возьмите краску и перелейте в тарелочку с крупой перемешайте, что у вас получилось? А теперь попробуйте покрасить фасоль. Что у вас получилось? Как вы думаете, почему у вас не получилось покрасить фасоль?

Я вам предлагаю по очереди взять лупу и посмотреть на манную крупу и фасоль. Манная крупа пористая и мелкая, а фасоль гладкая и без пор, наведите лупу на свою руку и посмотрите, на нашей коже тоже есть поры.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте вернемся к нашим крупам, которые мы залили водой в начале нашего экспериментирования. Посмотрите, что произошло с гречкой и хлопьями?  

Да они пористые и они разбухли, впитали в себя влагу и увеличились в размере.

Как вы думаете, ребята, а если бы я залила крупы не горячей водой, а холодной они бы тоже увеличились в размере или нет?

Да они бы тоже увеличились, но этот процесс занял бы больше времени.

Воспитатель: На этом наше экспериментирование еще не закончилось,  мы с вами сейчас задекорируем бутылку, которая будет украшать наш с вами уголок экспериментирования.

Подходите к столу вытягивайте номерок за каждым номером закреплен стаканчик с крупой.

Дети находят стакан в соответствии с своим номером на карточке и пересыпают в бутылку.

Воспитатель: Смотрите, ребята, какая красивая бутылка у нас получилась.

Воспитатель: А еще из крупы можно сделать музыкальный инструмент пройдите к столам возьмите и потрясите наши инструменты, слышите, как по-разному они звучать.

На этом наше занятие подходит к концу, скажите ребята, что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы хорошо потрудились и вам положена награда! Это батончики и приготовлены они из злаков т.е из крупы и они очень полезные! Таким образом, мы с вами узнали, что не только кашу можно приготовить из злаков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию "Лесовичок" из природного материала в старшей группе

Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к ее сокровенным тайнам, развивая при  этом пространственное мышление, мелкую моторику, свои творческие способности и худож...

Конспект занятия по изготовлению аппликации из природного материала "Осеннее вдохновение"

Тема занятия направлена на развитие нравственного и патриотического воспитания в системе осуществления экологического воспитания. Основная задача сформировать представление о природном материале и его...

Конспект занятия по конструированию с использованием природного материала «Синичка»

Цель: закрепить умения детей в лепке, используя разные приемы: раскатывание между ладонями круговыми движениями, вытягивание, соединение деталей друг с другом.Задачи: развитие творческих способностей ...

Конспект занятия по лепке с использованием природного материала в младшей группе «Елочка из шишки»

Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей, поднять новогоднее настроение, сделать символ нового года-ёлочку.Задачи:1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую ...

Конспект занятия по лепке, с использованием природного материала.

Как использовать природный материал в лепке....

Методическая разработка. Конспект занятия НОД по аппликации из природного материала в первой младшей группе. Коллективная работа «Осенняя береза».

Цель: обучение детей изготовлять аппликацию из природного материала.Задачи: продолжать учить работать с природным материалом, совершенствовать приемы наклеивания: частично намазывая кл...