Конспект НОД "Грибы и ягоды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корниенко Вера Александровна

Конспек НОД для детей старшей группы по теме "грибы и ягоды": увлекательное путешествие в осенний лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_griby_i_yagody_starshaya_gruppa.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе «Грибы и ягоды».

Цель: Познакомить детей с разнообразием лесных грибов и ягод. Учить различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.

Задачи:

-Рассширить представление детей о лесе и растениях, произрастающих там.

-Познакомить с правилами поведения в лесу при сборе грибов и ягод.

-Воспитывать бережное, а не потребительское отношени к природе.

Оборудование: картинки и муляжи съедобных и ядовитых грибов, разрезанные на 6 частей картинки  ягод, ноутбук, калонка,  аудиозапись музыки леса.

Ход НОД:

Воспитатель: Ну ка умные ребятки отгадайт-ка загадку.

      Если дождь стучит по крыше
               Листья падают неслышно
               Птицам улететь пора –
               Это к нам стучится….. (
осень)

Правильно. Это осень. А как вы догадались, что это про осень?

Дети: Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, осень называют богатой, щедрой. Как вы думаете почему?

Дети: Собирают урожай овощей и фруктов, убирают хлеб на полях, в лесу подрастают грибы и поспевают ягоды.

Воспитатель: Правильно, а у меня для вас еще загадка:

Шляпка есть и есть нога, на ноге нет сапога.

К шляпке мокрый лист прилип, ну конечно это ... (гриб).

Конечно это гриб и я вас приглашаю отправиться в осенний лес на грибную полянку. А поедим  мы туда на «Грибной электричке».

Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

- Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать?

Дети.В лесу нельзя громко кричать.

 В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.

 В лесу нельзя убивать насекомых.

 В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.

 В лесу нельзя оставлять за собой мусор.

Воспитатель:. Молодцы! … поехали :  

Едут в электричке волнушки и лисички

                                  С подружками-друзьями,

                                  Чернушками-груздями.

                                  Со станции Пригоркино,

                                  На станцию Ведеркино,

                                  Со станции Подъелкино,

                                  На станцию Засолкино.

                                  Колеса со старанием по рельсам тарахтят,

                                  Везут по расписанию компанию ребят.

Воспитатель: Ребятки куда мы с вами попали? (звучит аудиозапись музыки леса и показывает плакат с изображением осеннего леса).

Дети. Мы попали в лес.

Воспитатель:В какой лес?

Дети.Мы попали в осенний лес.

Воспитатель:А как мы узнали, что это осенний лес?

Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом.

Воспитатель:А какие изменения в природе происходит осенью?

Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья. 

 Дети. Листопад.

Воспитатель: Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем.

Воспитатель: Раз, два, три листопад начнись.

Дети дуют на засохшие листочки березы.

Воспитатель: Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу?

Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.

Воспитатель: Грибы– это странные растения. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется грибница . Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами .

Грибочкам нужно всего три часа, чтобы малыш  показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов недолог – всего 10 дней.

Воспитатель: грибы очень разнообразные, и среди них есть похожие друг на друга. И трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл.

Перед тем как начнем собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Физминутка «За грибами»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

Расказ  воспитателя по картинкам, дети рассматривают изображения грибов: 

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик  растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? (подосиновик) Какой под березкой? (подберезовик).

А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами.

Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.

Пальчиковая гимнастика:

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

Воспитатель:Детям предлагаются   разрезанные картинки ягод, они их собирают – называют знакомые, обобщают что собрали ягоды. Далее рассказ воспитателя про ягоды:

Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на ноутбуке появляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды.

Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. (детям предлагается отгадать загадки с опорой на картинки)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

     Мы нагнёмся до земли,

     Чтоб наполнить кузовки.

     Стебельки раздвигаем — Огоньки собираем. (Земляника)

Я красна и кисла, На болоте росла.

Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

      Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.

      Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

Итог. Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам своё лукошко, в нём много ягод и грибов которые собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудо ягода - рябина"

Цель: Дать представление о природе родного края.Программное содержание:Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека.  Развивать у детей познавательный интерес к по...

Конспект занятия "Чудо-ягода рябина"

Комплексное занятие по ОО "Познавтельное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект "Витаминная семья (ягоды)"

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека сала...

Конспект занятия ЛЕПКА. ЯГОДА ЧЕРНИКА.

Цели: развивать логику, внимание; учить описывать ягоды, выкладывать по контуру рисунок из пластилина, соблюдать пропорции частей растения при лепке.       Виды детской д...

Конспект НОД "Целебные ягоды крымского леса"

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе "Целебные ягоды крымского леса"...

Конспект занятия "Ядовитые ягоды и грибы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...