Конспект НОД по ознакомлению с окружающими миром "Матушка Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок знал все приметы зимы? Тогда вас заинтересует данный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по окружающему миру754.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

(образовательная область «Познание») в средней группе.

Тема. «Матушка-зима».

Интеграция образовательных областей

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для закрепления представлений детей среднего дошкольного возраста о зиме как о времени года. 
Задачи:

  • закреплять знания детей об особенностях зимней природы, о изменениях в жизни птиц и диких животных в зимний период;
    • формировать познавательный интерес к миру природы через экспериментальную деятельность,  постановку проблемной ситуации;
    • развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
  • воспитывать нравственные качества, любовь и заботливое отношение к природе, вызвать желание помогать зимующим птицам.

.Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».

  •  Беседы с детьми о зиме.
  •  Разучивание стихов о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
    • Дидактические игры: «Зимние слова», «Что здесь лишнее?» , «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает», «Какое время года?».

Материал.
   «Волшебная» книга, конверты, костюм матушки-зимы, картинка-фон зимнего леса с берлогой, цветные силуэтные изображения медведя, зайца, белки, лисы и  зимующих птиц,  загадка,  разнос со снегом, тарелочки для эксперимента со снегом, салфетки для рук, музыка «Пение птиц», «Ходьба на лыжах».

Ход НОД:

Матушка-зима ( воспитатель в образе зимы, под музыку, входит в зал):
Здравствуйте, ребятки.
Всё у вас в порядке?
Угадайте-ка кто я? 
Правильно. Я Матушка – зима.

А посмотрите, как ярко светит солнце. А какое у вас настроение? А вы дружные ребятки?

  Организационный момент «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.  

  Основная часть.

Матушка-зима: Вы знаете, что у меня приключилось: обиделся на меня старший брат Мороз Иванович, да и поколдовал в моих владеньях. А чтобы все расколдовать, он сказал, что я должна выполнить три задания, которые есть в волшебной книге. А я даже не знаю, где эту книгу искать. Как вы думаете, а где можно найти эту книгу? Ребята, я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Хотите вы со мной поехать? Какое сейчас время года? А как люди одеваются зимой? И  мы с вами оденемся потеплее (теплые штаны, шапку, куртку, валенки).

Дети имитируют, что одеваются.

 Воспитатель:   А как вы думаете, чтобы удобнее было ходить по снегу,  что нам понадобится? Как быстрее добраться до леса? На чем? (на лыжах). Возьмем лыжи, оденем их и выдвинемся в путь.

Вся земля в снегу.

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой!

Под музыку дети имитируют ходьбу на лыжах. Обходят большой круг и приходят в лес.

Матушка-зима: Посмотрите все налево, направо. Кто- нибудь видит волшебную книгу?( Нет) Поехали дальше. Снова приглядимся- далеко, близко, заметили что-нибудь интересное? Ой, посмотрите, что-то здесь под снегом лежит.  Да, это она, книга волшебная.  Я так рада, что она  нашлась. В этой книге много разных сказок и различных заданий. А может вы мне поможете выполнить три задания Мороза Ивановича, для того чтобы расколдовать  мой волшебный лес? А вы хотите сами выбрать задание? Открываем книгу.C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0022.jpg

1 задание: Дидактическое упражнение «Звери в зимнем лесу».

Матушка-зима: Мороз Иванович пишет: Я спрятал всех зверушек лесных в конвертике волшебном, но если правильно их разместите в зимнем лесу, которая находится перед вами, то можно будет открыть следующий конверт.    C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0016.jpg

Матушка-зима:  Интересно, где же мы разместим медведя, как вы думаете?  (Ответы детей)  Правильно, медведь всю зиму спит в берлоге. Ему там тепло и хорошо. (Ребенок накладывает на картинку-фон изображение медведя). Где живет белочка зимой?  (Ответы детей, ребенок накладывает изображение белки  на дерево.) Верно, белочка сделала запасы орехов, грибов и спокойно может зимовать в дупле.  А зайца, где спрячем от лисицы? (Ответы детей, ребенок накладывает изображение зайца возле елочки). Правильно, зайца, которому зима подарила теплую, белую шубку поместим возле елочки. Осталась одна лисица, где же она у нас будет находиться? (Ответы детей, ребенок накладывает изображение лисицы).

 А лисица наша в теплой рыжей шубке всю зиму будет охотиться на мышей и зайцев. 
Матушка-зима: Молодцы, ребята с этим заданием вы справились замечательно, всех животных вернули в лес и он ожил. Но все таки кого-то не хватает.  

2 задание:

Матушка-зима: А кто же выберет следующее задание? 
- Ребята, а что за шум слышится из конверта? Давайте послушаем. Слышите? (Прислушиваются (включаю музыку пение птиц))
Матушка-зима: Посмотрим, кто же тут? (педагог достает из конверта маленьких птиц). Ребята, так это помощники мои расшумелись. Это не просто птицы, это, ребята, птицы – вестники зимы. Каждая птичка хочет рассказать о том, что зимой бывает. А вы ее послушайте и помогите (педагог раздает по одной птичке ребенку). Ребята, пусть каждый из вас скажет, какие изменения зимой происходят. После этого птичку поместите на ветку дерева. (Начинает педагог). Я начну, а вы послушайте:
Матушка-зима: Моя птичка говорит, что зимой реки замерзают и покрываются льдом…
(Дети по очереди продолжают называть признаки зимы, размещают птичку на дереве).C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0011.jpg

Матушка-зима: И с этим заданием мы справились,  молодцы! (включаю музыку пение птиц). Послушайте,  как птицы весело щебечут – это они нас приглашают поиграть. Хотите поиграть?

           Физминутка.

            Дружно, чётко мы шагаем, зиму весело встречаем!       (шагают по кругу)

            Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать.          (имитация движений)

            Ну а снег метёт, метёт, отдохнуть нам не даёт.               (взмахи руками)        

           А деревья за окном спят волшебным тихим сном.          (опускают руки,         стоят)

           Зайчик скачет на опушке, чтобы не замёрзли ушки.      (прыгают)

           А медведь в берлоге спит, сладко мишенька сопит      (приседают, закрывают глаза)                              

           Чтоб в мороз не замерзать, надо птичкам полетать.     (имитация движений)

           3 задание: Мороз Иванович пишет:  Где в зимнем лесу можно взять воду?

           Матушка-зима: Как вы думаете, где же в зимнем лесу можно взять воду?  C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0006.jpg

( ответы детей). А может поблизости есть речка? А что происходит с речкой зимой?  

(ответы детей). Чего в лесу очень много? ( Снега). А снег какой?( Белый, пушистый, холодный, блестящий, серебристый). А наши ладошки какие? (Теплые) А что произойдет со снегом, если взять его в руки?(Снег будет таять)

А вы хотите попробовать? (ответы детей).

Матушка-зима:   Ребята, какие вы все умные, дружные, вы помогли мне Матушке Зиме расколдовать чары  моего брата Мороза Ивановича, и мой волшебный лес снова ожил и защебетали зимние птицы. Спасибо вам за помощь! А вам пришло время возвращаться в детский сад. Поехали! C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0003.jpg

Вся земля в снегу.

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой!

Но пора нам домой!(под музыку дети имитируют ходьбу на лыжах).

 Матушка-зима:   Ну вот мы и добрались до детского сада. Не забудьте снять лыжи, дружно переодеваемся.

Заключительная часть. 

Матушка-зима:   Что вам больше всего понравилось? Почему? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? C:\Users\User\Saved Games\Desktop\работа!!!\открытое занятие\IMG-20180219-WA0002.jpgНа память о нашей сегодняшнем путешествии я вам приготовила подарок – огромный ком снега, он тоже волшебный, а его секрет вы разгадаете в группе.  А мне пора, у меня ещё много дел: нужно снегом землю покрыть, морозные узоры на окнах нарисовать, да и с братцем помириться. До свидания, ребята!
(Матушка-зима уходит)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Гостья зима"

1. Закреплять представления детей о признаках зимы.2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зима в городе"

В конспекте НОД представлен материал ,позволяющий расширить представления детей о признаках зимы, о зимних развлечениях детей...

конспект заняти по ознакомлению с окружающим миром "Зима белоснежная"

Тема: «Зима»Программное содержание:Формирование целостного представления о зиме как времени годаСравнение разных времен года (осени и зимы), выделяя характерные признаки каждого.Развитие любознательно...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Птицы зимой" с элементами экспериментирования

Дети в игровой форме на личном опыте изучают образ жизни птиц зимой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»

Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.• Развивать логическое мышление, сообразительность,...