Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Грибкова Елена Михайловна

Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. Воспитывать любовь к музыке и поэзии. Познакомить с писателями и композитором, учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать эмоциональный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh.zima_.docx306.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Калинка»

Конспект занятия

 по ознакомлению с

 окружающим

«Волшебница Зима»

Подготовила:

Грибкова Е.М.

город Клин, январь 2014г.

Волшебница Зима.

Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. Воспитывать любовь к музыке и поэзии. Познакомить с писателями и композитором, учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать эмоциональный настрой.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации и репродукции с изображением зимы.

Ведущий: Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку. Послушайте стихи о волшебнице – зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин

Ведущий: Это стихотворение написал наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (показывает портрет поэта). Ребята, но о зиме не только сочиняют стихи, но и пишут музыку. Так, композитор Петр Ильич Чайковский, чей музей находится  в нашем городе, потому что жил и работал здесь (показывает фотографию), сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку). Ребята, правда, чудесное произведение?! Хочется помолчать, подумать, помечтать после прослушивания такой музыки. Ребята! Какие картинки зимней природы вы себе представляли, когда слушали стихотворение и музыку? Можно  ли,  прослушав их, составить рассказ о зиме? (ответы детей; дети составляют небольшие рассказы).

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас давайте с вами поиграем.

ИГРА «УГАДАЙ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ».

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением природных явлений, характерных для разных времен года и большой лист белой бумаги. На фланелеграфе выставлены зимние пейзажи, репродукции картин, фотографии.

Ведущий: Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись, а вы должны определить: звуки каких природных явлений вы услышали (воспитатель включает звуки вьюги, метели и т.д.).

- Что вы услышали? Звук чего?

Дети: Вьюги.

- А это что за звук?

Дети: Метель.

Воспитатель: Правильно, ребята! А в какое время года можно услышать эти звуки?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на зимние пейзажи и скажите: какой цвет можно назвать главным цветом зимы?

Дети: Белый.

Воспитатель: Правильно. Это белый цвет. А сейчас отберите все карточки с изображением зимних явлений и разложите их на листе ватмана. (Дети работают самостоятельно).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось (белый иней на ветках деревьев, мороз на стекле нарисовал рисунок, метет метель, поднялась пурга, белый сугроб на участке детского сада – дети работают по подгруппам).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Пока вы выполняли задание, у нас появился сугроб. Давайте посмотрим, что же в нем (звучит зимняя музыка, дети подходят к сугробу – из него выходит Зимушка-зима).

Зима: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, вы меня ждали? ( ответы детей). А вы любите зиму? (ДА). А за что вы ее любите? (Можно кататься на санках, коньках, лепить снеговика, кататься с горки, на лыжах).

Зима: Ребята, а как это все можно назвать в общем?

Дети: Зимние развлечения.

Зима: Ребята, а вы знаете загадки о зиме?

Дети: Да.

Зима: Вот сейчас мы и проверим. Послушайте:

Сердита матка, да прикрыла деток

До красного дня пуховым одеялом.

(ЗИМА)

Старик у ворот

Все тепло уволок.

(МОРОЗ)

Лечу, кручу.

На весь мир ворчу.

(МЕТЕЛЬ)

Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит.

(СНЕГ)

И снег и лед

А серебром деревья уберет.

(ИНЕЙ)

Ответы детей.

Зима: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Ребята, а кто знает: из чего состоит снег?

Дети: Из снежинок.

Зима: Ребята, а вы видели снежинки?

Дети: Да.

Воспитатель: Зима, мы снежинки рассматривали на прогулке.

Зима: А какие они бывают?

Дети: Круглые, резные, пушистые.

Воспитатель: Зима, а хочешь мы тебе сделаем подарок и вырежем снежинки своими руками.

Зима: Очень хочу. Вы будете делать, а я буду наблюдать за вами

 ( воспитатель раздает детям бумажные шестиугольники и предлагает выложить из них снежинку с лучами; воспитатель помогает детям; на столе выкладывается один шестиугольник, вокруг него по кругу еще шесть таких фигур. Получается своеобразная ромашка; затем возле каждого крайнего шестиугольника кладут еще по два – получается снежинка).

Зима: Ребята, какая красивая снежинка. А, посчитайте, сколько у нее лучей?

Дети: Шесть.

Зима: Ребята, обратите внимание на то, что снежинки бывают разными, но у любой из них всегда шесть лучей.

Воспитатель: Зима, а ребята знают танец снежинок.

Зима: Покажите, мне пожалуйста, а я полюбуюсь.

ФИЗМИНУТКА (танец – песня «Снежинки – Пушинки»; сл., муз.  и композиция движений Т.М. Островской).

Зима: Ребята, хотите узнать, почему главный цвет зимы – белый?

Дети: Да.

Зима: Сейчас я вам покажу один интересный опыт. У меня в руках лист пленки. Если смотреть на одну снежинку, то мы определим, что она прозрачная, как эта пленка. Для наглядности я приложу этот лист к кусочку цветной бумаги, мы смотрим и видим какого цвета бумага. Посмотрите, что я делаю: я разрезаю пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладываю друг на друга. Ребята, а теперь можно что-нибудь через получившуюся стопку из кусков пленки.

Дети: Можно, но они тоже прозрачные.

Зима: Сейчас я разрежу куски пленки на мелкие полоски и раздам вам. А теперь насыпьте полоски на цветную бумагу друг на друга. Чтобы получилась горка (дети насыпают). Какого цвета получилась горка?

Дети: Белого.

Зима: Ребята, возьмите в руку одну полоску из горки и проверьте: осталась ли она прозрачной?

Дети: Да, осталась.

Зима: Делаем вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленьких прозрачных снежинок получается белый снег.

Воспитатель: Ой, как интересно!

Зима: Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки обо мне?

Дети: Знаем.

Зима: Ну, сейчас мы с вами проверим это. Я начну говорить пословицу или поговорку о зиме, а вы продолжите.

Без мороза вода…(не замерзает).

Береги нос…(в сильный мороз).

Январь год начинает, а…(декабрь кончает).

Зима – не лето,…(в шубу одета).

Снег холодный, а…(от мороза укрывает).

Зима: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Зима: А много сказок вы знаете?

Дети: Много.

Зима: Вот мы сейчас и проверим. Скажите мне названия сказок, в которых описывается время года – зима (дети говорят названия сказок и о чем они). Ребята, я смотрю у вас много природного материала и сейчас я предлагаю вам изготовить поделки по русским народным сказкам, в которых говорится о зиме.

Зима вместе с детьми и воспитателем изготавливает поделки (дети делятся на несколько подгрупп). После окончания Зима забирает поделки с собой и прощается с детьми.

Приложение №1.

C:\Users\admin\Desktop\SDC14493.JPG        C:\Users\admin\Desktop\SDC14499.JPG

C:\Users\admin\Desktop\SDC14530.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...