НОД по экологии "Мы-исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект представляет интерес для педагогов в работе с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_0.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект занятия в подготовительной группе по экологии "

Мы - исследователи".

Цель:  Расширение знаний детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помощь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Активизация  словаря. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

    
Материал: Визитка "Ученый-исследователь", камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

    Ход занятия:
        
Воспитатель: Отгадайте загадку:
                Такой большой, что занимаю мир,
                Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
                                                                                            (
воздух)
        Правильно, а почему вы так решили?
    
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
    
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
    
Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.
    
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).
    Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
    
Дети: ……………………
    
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
    
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
    
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости. 
    
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
    
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

    Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)
    
Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
    
Дети: Ветер, воздух движется.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

            Физкультминутка
        (дети имитируют движения).
      
      Ветер тихо клен качает.
            Вправо влево наклоняет.
            Раз - наклон
            И два - наклон,
            Зашумел листвою клен.

                        (предлагаю сесть)
    
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
    
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
    
Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
    
Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
  
  Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? 
    
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
    
Воспитатель: Занимает ли воздух место?
Опыт:
    
Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
   
 Дети: Вода в стакан не вливается.
    
Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
    
Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
    
Дети: Вода не поступает в трубочку.
    
Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
    
Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?
Опыт:
   
 Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт:
   
 Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
    
Дети: Воздух.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
    
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
    
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
    
Дети: Для дыхания.
    
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
    
Дети: Пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
    
Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
    
Дети: предположения детей.
    
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
    
Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
    
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
    
Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
    
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
    
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
    
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
    
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
    
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
    
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
    
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
    
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей республике станет намного чище.
    
Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологии "Мы-исследователи"

Формирование у детей представлений о воздухе и его свойствах....

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа

Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском по...

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Мы – исследователи»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха ...

"Юные экологи - исследователи"

Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально - исследовательской деятельности направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в о...

Конспект ООД в группе старшего дошкольного возраста «Юные экологи-исследователи» 2022г

Цель: развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.Задачи:образовательные:- расширение представлений о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи;- ...

Конспект занятия по экологии "Мы - исследователи

Занятие по экологии в детском саду...