Конспект ООД в средней группе "У Хозяюшки в гостях"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мацибора Ольга Владимировна

В конспекте отражена работа по приобщению детей к истории и культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_hozyayushki_v_gostyah.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «У Хозяюшки в гостях»

Цель: вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с бытом, традициями и обычаями русского народа;

-знакомить с деревянными изделиями и их украшениями;

- познакомить детей с русской печкой, ее значением в жизни русского народа;

- обогащать словарь детей названиями предметов быта.

Развивающие:

- развивать умение трудиться сообща;

Закреплять приемы лепки (раскатывание, сплющивание, соединение);

- упражнять в подборе слов (названий предметов).

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к быту русского народа, любовь к русским играм;

- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира прошлого.

Оборудование: русский народный костюм для Хозяюшки, оформление группы в виде избы, деревянная посуда, деревянные ложки по 2 на ребенка и для воспитателя, шкатулка с платком, соленое тесто для лепки, доски для лепки, поднос 2 шт., бублики настоящие, салфетки.

Ход занятия

Детей встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли Хозяюшки. Группа украшена под русскую избу. В углу стоит печь, перед печью стол, накрытый клеенкой, поодаль еще стол. На нем стоит в центре самовар, вокруг шкатулка, сундучок, различная расписная деревянная посуда, корзиночка с деревянными ложками по 2 на ребенка и для воспитателя.

Дети входят в группу, их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости званные, желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Я Хозяюшка этого дома.

Гости на пороге – хозяйке радость!

Для вас у меня место готово,

Красному гостю – красное место.

Дети усаживаются на скамеечки, покрытые льняным расшитым покрывалом.

Хозяюшка: В старину, темными осенними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.  Посмотрите вокруг, найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на таких посиделках.

(Ответы детей)

Хозяюшка берет в руки корзиночку.

Хозяюшка: Чтобы узнать, что в моей корзиночке, вам нужно отгадать загадку:

Деревянные подружки,

И без них мы, как без рук.

На досуге веселушки,

И накормят всех вокруг.

Кашу носят прямо в рот

И обжечься не дает. (Деревянная ложка)

Хозяюшка: Вот она ложка. Из чего она сделана? (Ответы детей) А знаете ли вы, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Показывает еще несколько образцов деревянной посуды). Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей). А вот в загадке говорится о ложках-веселушках. Как вы думаете, что это? (Ответы детей). Я вам предлагаю повеселиться.

(Детям раздаются деревянные ложки, под музыку они играют на них. Музыка на выбор воспитателя.)

Ложки наши ложки,

Превратитесь в рожки.

Ложки наши ложки,

Превратитесь в ножки.

Ложки наши ложки,

Превратитесь в ушки.

Ложки наши ложки

Постучат немножко.

После игры дети кладут ложки в корзинку. Хозяюшка берет в руки шкатулку.

Хозяюшка: На посиделках из дерева вырезали не только посуду, но и вот такие красивые деревянные шкатулки. В них хранили различные мелкие предметы, украшения. А что же в нашей шкатулке?

Достает красивый платок.

Хозяюшка: Такой платок – украшение для любой хозяйки. Их надевали по праздникам, а мы с вами с платком поиграем. Становитесь в круг.

Игра «Волшебный платок»

Звучит веселая подвижная народная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Хозяюшка обходит ребят и кого-нибудь накрывает платком.

Хозяюшка:

Раз! Два! Три!

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте,

Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает.

Хозяюшка: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. «Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой» ласково называли печь. Ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи да картошку.

Я в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Я хотела попросить вас помочь мне испечь бублики к чаю.

Дети встают вокруг стола. На столе большая тарелка с крышкой. В ней кусочки соленого теста. Хозяюшка раскладывает по кусочку теста детям и напоминает, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и слепляют края. Готовые бублики дети укладывают на противень, и Хозяюшка их ставит в печь. Пока дети лепят бублики, играет спокойная музыка).

Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами поиграем. (Дети садятся на лавочку).

Русская народная игра «Лавочка»

Дети садятся на скамеечку и держат руки перед собой ладонями вверх. Ведущий проходит вдоль скамеечки, выбирает любого ребенка и хлопает его по протянутым ладошкам, после чего водящий и ребенок бегут в разные стороны вокруг скамейки и стараются занять свободное место. Тот, кто не успел сесть, становится водящим.

Хозяюшка:

Ну-ка к лавочке беги,

Место ты себе займи.

Хотим с нею поиграть,

Кто ловчее всех узнать.

Хозяюшка: Хорошо мы поиграли, а теперь отгадайте загадку.

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нем вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мед,

Он как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальет. (Самовар)

Дети рассматривают самовар.

Хозяюшка: Вечером в избе собиралась вся семья за столом вокруг самовара, чтобы попить чаю. Хозяева старались начистить свой самовар до блеска, чтобы в него можно было смотреться, как в зеркало.

Хозяюшка: Ой, ребята, а про угощение мы с вами забыли, наши бублики уже готовы (достает из печи уже настоящие бублики и угощает ребят).

Хозяюшка: Вы давно бубликов не ели?

                    Вы бубликов захотели?

Напекли мы их поесть

Сотен пять, а может шесть.

Угощение на славу,

А ребятам на забаву.

Итог занятия:

Хозяюшка: Ребята, расскажите мне, что мы с вами испекли? А из чего мы их пекли? Про какие предметы мы отгадывали загадки? С какими предметами мы играли? В какие русские народные игры мы поиграли? Понравилось вам у меня в гостях?

Молодцы ребята, спасибо вам за ваши умения и старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе Приглашение в гости

Закреплять знания цифр до 5. Упражнять в "закрытом" счете до 4. Учить различать геометричесике фигуры....

Конспект занятия в средней группе. Тема "В гостях у сказки"

Конспект занятия в средней группе на тему "В гостях у сказки"....

Конспект занятия для средней группы. Лепка "В гостях у ёжика"

Конспект занятия для средней группы детского сада. Лепка из пластилина на "тему грибы", занятие называется "В гостях у ёжика"....

Конспект занятия в средней группе "Бурёнка в гостях у ребят"

Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; об образе жизни домашних животных осенью (поведение, движение, питание); дать элементарные представления о взаимосвязи человек...

Конспект занятия в средней группе "Петрушка в гостях у детей".

Коммуникация и лепка с элементами социо-игровой технологии....

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"...