Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Приборы помощники: микроскоп (жизнь внутри клетки)»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конева Елена Николаевна

Крнспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mikroskop.docx71.06 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»

Технологическая карта

 непосредственно-образовательной деятельности

«Приборы помощники: микроскоп

(жизнь внутри клетки)»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Приборы помощники: микроскоп (жизнь внутри клетки).

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о растениях;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Расширение и закрепление знаний детей о растениях, знакомство с приборами для наблюдения  через организацию совместной деятельности.

Образовательные:

  1. Познакомить детей с микроскопом, его назначением.
  2. В процессе опытно-экспериментальной деятельности познакомить детей с понятием  «клетка».  Дать представление детям о том, что всё живое в природе состоит из клеток (клетки - живые. они питаются, размножаются, дышат).  
  3. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  4. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о растениях и их свойствах.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, явления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, усидчивость, внимание.
  2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, умение выслушивать друг друга.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  презентации на тему "Микроскоп. Живые клетки" и  "Жизнь внутри клетки», микроскоп, предметное и покровное стекла, чистая вода, йод, луковица, лист фиалки,  скальпель, пинцет.

Словарная работа.

Обогащение словаря: микроскоп, клетка

Активизация словаря: строение, бактерии

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • наблюдения за растениями;
  • беседа о роли растений в жизни человека.

Педагогические эффекты:

  • расширятся знания детей о приборах-помощниках для проведения опытов;
  • дети продолжают знакомиться с растениями, условиями, которые необходимы для их жизнедеятельности;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Вводная беседа о живых организмах на Земле;
  • Просмотр презентации «Микроскоп. Живые клетки»
  • Знакомство с правилами проведения опытов.

Основная часть.

  • Знакомство с микроскопом
  • Проведение опытов
  • Физминутка

Заключительная часть

  • Подведение итогов занятия

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель рассказывает детям о том, что все живые организмы на Земле состоят из клеток. 

Воспитатель: Клетка – это единица строения  и жизнедеятельности всех организмов. Все живые организмы состоят из множества клеток (животные, растения, грибы) или из одной клетки (простейшие и бактерии). Клетка организма подобна многоэтажному дому. В доме много квартир. В каждой есть стены, поддерживается свет, температурный режим, люди дома кушают, отдыхают, что-то приносят в дом, а что-то уносят из дома. Так же и живая клетка существует внутри большого живого организма.

Просмотр презентации «Микроскоп. Живые клетки» с последовательными комментариями воспитателя.

Данная презентация – это основа для проведения занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей (презентация размещена на http://nsportal.ru/)

Основная часть

Практическая часть:  - знакомство и работа детей с микроскопом: рассматривание луковой чешуйки, листика фиалки, луковой плёнки. 

Воспитатель: Сегодня мы с вами знакомимся с прибором микроскопом, позволяющим  получать увеличенные изображения невидимых или плохо видимых невооружённым глазом объектах.

Воспитатель показывает микроскоп.

Воспитатель: Мы с вами будем рассматривать луковую чешуйку, листик фиалки, луковую плёнку. Для этого надо подготовить микроскоп и необходимые материалы.  У лука очень крупные клетки, и они отчетливо видны при сравнительно небольшом увеличении.

  • Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленку.
  • Пленку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла.
  • Теперь пинцетом обрезаем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая необрезанная пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.
  • Теперь капаем на пленку воду (капель 7) и накрываем покровным стеклом.
  • Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.
  • Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит препарат. Временный препарат готов. Помещаем его на предметный столик.          

Воспитатель поочерёдно приглашает детей к микроскопу, чтобы каждый мог посмотреть в окуляр и увидеть, из чего состоит чешуя луковицы.

 Далее проводится рассматривание луковой чешуи(шелухи) и листика фиалки.

ФИЗМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

После проведения практической части занятия воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Жизнь внутри клетки». Эту презентацию показывается детям после того, как они познакомились с микроскопом, имеют опыт работы с ним и поделились своими наблюдениями с товарищами и воспитателем. Что видели они, разглядывая под микроскопом лист фиалки, чешуйку и плёнку лука? А в презентации ребята увидят ещё много других материалов, попавших под зоркий окуляр микроскопа. 

(презентация размещена на http://nsportal.ru/)

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\бактерии на человеческом языке.jpg бактерии на языке человека

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\волосы куклы.JPG волос куклы

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\жидкий крахмал.JPG жидкий крахмал

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\крупно лист фиалки.JPG лист фиалки

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\крыло мухи.JPG крыло мухи

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\сухой крахмал.JPG сухой крахмал

C:\Users\Елена\Pictures\ПОД МИКРОСКОПОМ\шерсть верблюда.JPG шерсть верблюда.

Заключительная часть

Подведение итогов. Дети делают вывод о том, всё живое в природе состоит из клеток.

 

 

                 

                

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну бытовых приборов-помощников человека. » в средней группе.

Данное занятие подходит для детей средней возрастной группы, можно использовать для открытых занятий...

КВН "Приборы- помощники"

В интересной форме КВН, дети закрепляют знание о приборах помощниках- оптических, осветительных, бытовых. Проявят свою находчивость, смекалку....

презентация к занятию по предметному окружению "Приборы - помощники"

презентация к занятию по предметному окружению "Приборы - помощники" подготовительная к школе группа...

Технологическая карта по ФЦКМ "Приборы-помощники"

Тех..экарта ОД по окружающему миру....

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности "Жизнь внутри клетки"

Цель данного занятия - знакомство  детей с микроскопом, его назначением. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся с понятиям "клетка",получают представление  о том, ч...

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы «Смешарики» «Клетка за клеткой»

Совместная деятельность с детьми   подготовительной  группы   «Клетка за клеткой»...

Технологическая карта совместной деятельности "Наши помощники - органы чувств"

Технологическая карта совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в рамках психопрофилактической работы...