Конспект занятия в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Афанасьева Наталия Николаевна

Задачи: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в живой и неживой природе; закрепить знания детей о деревьях, листьях и плодах, о лесных грибах; развивать внимание, активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, аккуратность, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: заучивание с детьми загадок, стихов, потешек про осень.

Материалы и оборудование: картинки с изображением разных деревьев и  листьев разных деревьев; разноцветные маркеры, корзинка с натуральными плодами деревьев, одежда из бумаги.

ХОД занятия.

Педагог: Ребята, к нам в гости прилетела мудрая Сова (подходит к дереву, на котором сидит сова-игрушка).

Сова: Здравствуйте, ребята! Долго я живу на свете. Много всего знаю. Отгадайте мою загадку:

            Плащ золотистый она надевает,

            Тёплое лето она провожает,

            Птиц отправляет в дальние страны,

            Нам оставляет дожди и туманы.  (ответы детей)

Сова: вы правильно отгадали загадку. Как вы догадались, что загадка про осень? (дети перечисляют приметы осени, которые упоминаются в загадке). Я несла вам показать картину, но она упала и рассыпалась на части. Помогите, пожалуйста, поставить части картины на своё место.

Дети собирают картину, состоящую из изображения различных признаков осени: состояние солнца, деревьев, животных, птиц.

Сова: Молодцы, ребята! Вы помогли мне собрать картину. А стишки про осень вы знаете?

Ребёнок читает стихотворение:

            Если на деревьях листья пожелтели,

            Если в край далёкий птицы улетели,

            Если небо хмурое, если дождик льётся,

            Это время года осенью зовётся!

Педагог: Туча набежала, капельки закапали, листики упали с деревьев. Ребята, давайте вернём листочки на те деревья, с которых они упали. Дети походят к ковролину, на котором изображены деревья, берут листья, разложенные на столе, и прикрепляют их к тому дереву, с которого они опали.

Дети возвращают листья деревьев на ковролин, комментируя:

            Лист дуба (какой?) дубовый.

            Лист клёна (какой?) кленовый.

            Лист берёзы (какой?) берёзовый.

            Лист рябины (какой?) рябиновый и т.д.

          Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять –              Дети загибают пальцы, начиная с  большого,

Будем листья собирать:                     сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,

Маме осенний букет                          Пальцы одной руки «шагают» по другой руке.

Отнесём.

Сова: А сейчас, ребята, я хочу проверить вашу внимательность. Найдите, какие листья спрятались на картинке. Дети обводят маркером разных цветов контуры листьев разных деревьев.

Педагог: Ребята, осенью на деревьях не только листья меняют окраску. Отгадайте загадки:

              Весной зеленела,

              Летом загорала,

              Осенью надела

              Красные кораллы?   (рябина)

                         У одного отца

                        Тысяча сыновей.

                        Он каждому шапочку дал.

                        А себе не взял.  (дуб и жёлуди)

Педагог: Да, осенью на деревьях появляются плоды. Подберите к каждому дереву свои плоды.

Педагог приносит корзину с натуральными семенами клёна, дуба, берёзы, рябины. Дети подходят к деревьям на ковролине и раздают им семена, которые соответствуют деревьям на ковролине.

Педагог предлагает детям отгадать ещё одну загадку:

            Маленький, удаленький,

            Сквозь землю прошёл,

            Красную шапочку нашёл.   (гриб)

Педагог: В осеннем лесу можно собрать урожай грибов. Давайте пойдём на полянку, соберём грибочки.

              Речь с движением «Грибочки»

Как в осеннем лесу                                    

Выросли грибочки.                                     Дети идут по кругу хороводом.

Папа – гриб, мама – гриб                           В центре круга – дети в шапочках

И грибок – сыночек!                                    грибов сидят на корточках.

Очень дружная семья

Выросла на кочке:                                       Дети останавливаются, поворачиваясь

Папа – гриб, мама – гриб                           лицом в круг, хлопают в ладоши.

И грибок – сыночек!                                    Грибочки поднимаются.

Мы возьмём кузовок

И пойдём в лесочек                                     Дети идут по кругу хороводом.

Собирать на обед                                        Грибы в центре круга танцуют на месте.

Вкусные грибочки                                                                        

Раз, два, три, четыре, пять!                         Останавливаются, загибают пальчики, считая.

Всех грибов нам не собрать.                     

Посчитаем до пяти                                      Закрывают глаза руками: в это время грибы                             

И попробуем найти.                                     разбегаются, считают до пяти, догоняют грибы.

 

Педагог: Пришла осень, похолодало. Ребята решили пойти в парк погулять. Что же надеть? Подберите осеннюю одежду для прогулки (на столе разложены образцы одежды. Детям предлагается выбрать среди одежды ту, которую можно надеть осенью в дождливую, холодную погоду). Дети подбирают одежду, объясняя свой выбор.

Сова хвалит детей и приносит детям осенние угощения.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Осень"

Закрепить знания детей об осенних явлениях природы,  приметах и месяцах осени. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь...

Конспект занятия в старшей группе: "Осени дары" совместно с работником библиотечно - эстетического центра.

Приглашая на занятия интересных людей, мы развиваем любознательность детей, обогащаем их эмоциональную сферу. Даем возможность продемонстрировать свои знания....

Конспект занятия для старшей группы "Осень"

Формирование у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе...

Конспект занятия для старшей группы "Осеннее путешествие"

Образовательные области: познавательное и речевое развитие....

Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека»

В природе всё идёт по плану, жаркое лето сменяется прохладной осенью..........

конспект занятия для старшей группы "Осенний ковер"(коллективная аппликация)

Программное содержание:-систематизировать представления детей о признаках осени;-продолжать учить детей вырезать детали,используя трафареты;-учить аккуратно пользоваться кистью,клеем,ножницами;правиль...

конспект занятия в старшей группе "Осень золотая"

онспект занятия в старшей группе "Осень золотая"...