ООД по познавательному развитию "Птицы"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Зборжевецкая Жанна Анатольевна

Педагогическое мероприятие проводилось в подготовительной группе с использованием модулей СТЕМ образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx180.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования№83имени Кавалера Ордена мужества Е.Е.Табакова и А.Н.Кощеева»

 

 

 

 

 

 Педагогическое мероприятие по организации  познавательной деятельности  по реализации парциальной модульной программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»  в подготовительной  группе

 

Тема: «Перелетные птицы»

 

 

 

 

Составила и провела:

воспитатель Зборжевецкая Ж.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Ногинск-9

 2021г.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Цель: сформировать представление об образе жизни птиц.
Программные задачи:
образовательные: познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
Словарная работа: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, упругие. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов: пружинит, зимовать, вьют, откладывают, высиживают.
Оборудование:

демонстрационное: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».
раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.

Мягкий модуль №3 Фребеля, конструктор деревянный, мультстудия «Я творю мир», робопчела ВЕЕ ВОТ
Предварительная работа: чтение рассказов Е.И. Чарушина «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесной хор», Г. Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (перевод с немецкого К.Орешина), заучивание стихотворений о птицах, рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке.
Используемые методы и приёмы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка), игровой метод (загадывание загадок), наглядный (показ и рассматривание картинок), практический (опыты, рисование перьев)
Технологии: личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, игровые, здоровьесберегающие.

Ход педагогического мероприятия:

Воспитатель. Колокольчик звенит!
Собираться велит!
Сегодня у нас в гостях солнышко.
Солнышко красное! Появись
Светлое, лучистое
Всем ребятам улыбнись!
Солнышко вам улыбается, Улыбнитесь ему тоже, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям. Солнышко приглашает нас в гости. Но надо пройти через ворота. Попробуйте открыть дверь.


  Мягкий модуль Фребель  №3

-Ребята, перед вами схемы, по которым вы сможете открыть солнечные ворота.

(дети рассматривают схемы, перестраивают детали мягкого модуля, делают вход)

Воспитатель. Ребята, скажите, когда начинает пригревать солнышко? В какое время года?
Дети: Весной

Воспитатель. По каким признакам мы узнаем, что пришла весна? (ответы детей) Молодцы, много назвали примет (признаков) весны.

Раздаются Звуки весны (аудиозапись)

Воспитатель.  Какие звуки вы услышали? (ответы) Это звуки весны. Пришла весна, тает снег, журчат ручьи, звенит капель, щебечут птицы.

 А без кого весна не весна? Как вы думаете?

Дети.  Без птиц.

 Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что миллион лет назад появились первые пернатые. Почему птиц называют пернатые? Как вы думаете?

Дети. Потому, что у них тело покрыто перьями.
Воспитатель: Как можно отличить птиц от других животных?
Дети: У них есть клюв, две лапки с острыми коготками, крылья.

Воспитатель. Что птицы умеют? ( летать, прыгать, ходить, вить гнезда, клевать, бегать, откладывать яйца)
Модуль Экспериментирование

Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать»
У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа.
Воспитатель. Дети, что лежит перед вами? (Птичьи перья).
Предлагаю рассмотреть перья через лупу.
Воспитатель. Перья состоят из стержня и волосков. (Показ).
-Одинаковые ли перья? (Нет).
-Чем они отличаются? (Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски).
-Как вы думаете, какие из этих перьев птицу согревают, а какие помогают летать? Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе это перо не пружинит).
-Может птица махать такими перьями? (Нет.)
Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.
А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе оно пружинит, волоски на стержне пера сцеплены вместе). Эти перья назвали маховыми, потому что они помогают птице летать.
-Где у птицы растут маховые перья? (На крыльях).
-А где растут пуховые перья? (Они растут на туловище).
-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?
Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.
Дети подбрасывают лист бумаги, наблюдают как он плавно опускается, затем подбрасывают скомканный лист бумаги и наблюдают, что он падает. Делают вывод о том, что помогает птицам летать.

Модуль Робототехника   Пчела ВЕЕ-ВОТ   (Найти перелетных птиц.)

- Как мы называем птиц, которые остаются зимовать с человеком (зимующие или оседлые)

_ А птицы, которые прилетают из теплых стран на родину?
Дети: Перелетные.
- А почему же они все же возвращаются обратно? Как вы думаете?
Дети: Наступает весна, появляются насекомые. Птицам есть чем питаться. Птицы просто хотят вернуться на свою родину. Они здесь родились, вылупились из яйца. Научились летать, родители учили их добывать пищу.


Дети с помощью робота BEE BOT выбирают перелетных птиц.

Воспитатель. Сколько перелетных птиц вы нашли? (6) Каких еще перелетных птиц можете назвать?

Пальчиковая гимнастика.

С наступлением весны,

Птицы прилетают. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).

А грачи у лужицы

(Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)

Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук).

Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты).

Воспитатель. Сколько птиц назвали, посчитайте. (Дети перечисляют птиц и называют их количество)

 Воспитатель. Когда птицы прилетают к нам весной, что они начинают делать в первую очередь?
Дети. Вить гнезда.
 Воспитатель. Верно. Они ремонтируют старые гнезда или строят, вьют новые.
Воспитатель. Где птицы строят гнезда?
Дети. На деревьях, на земле, в кустах, траве…
Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?
Дети. Из травинок, веточек, глины…
(показ птичьего гнезда)

Модуль Конструирование (скворечник)

Воспитатель.  Давайте поможем птицам, построим им скворечники.(Дети строят скворечники из конструктора

Логоритмическое упражнение

Тили-тели, тили-тели –( постукивание кулачками)

С юга птицы прилетели! (взмахи раками)

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (идут по кругу друг за другом, делают взмахи руками)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, (хлопки в ладоши)

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (скрещивают ладони, сцепив большие пальцы, остальными пальцами делают взмахи)

Песни звонкие запели!

Модуль Мультстудия «Я творю мир».

 Мультфильм «Пришла весна» рисованный.

Воспитатель распределяет роли оператора, режиссера, звукооператора, художников. Дети рисуют деревья, прилет птиц, таяние сугробов. На готовый мультфильм накладывается звук.

Просмотр мультфильма.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Вы так много знаете о птицах, вы очень порадовали меня своими знаниями Жизнь птиц зависит от нас с вами, они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Дерево, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут унижены они,
На планете мы останемся одни.
Ребята! Бережно относитесь ко всему, что нас окружает.

Список методической литературы.

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».2019

3. Муродходжаева, Пунчик, Амочаева: Образовательный модуль «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР”. Учебно-методическое пособие
4.Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014

5.Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...