Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Носова Анна Вадимовна

Цель: Создавать условия для  представлениядетьми о роли воздуха через опыты

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). 
2. Способность умению детей делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
3. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;  умение высказывать предположение, мнение.
4. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Ребята, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем     

- Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

-Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

-Давайте, проверим, правда, это или нет.

Наливаю в стакан воду, накрываю его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?

Давайте проверим! Переворачиваю стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает. Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

 

 

-А что такое воздух?

 

-Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

-Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

-Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагаю детям сделать тоже самое

-Ребята, что вы почувствовали?

-Какой воздух? 

-Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. 

-Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

-А как вы думаете, нам воздух нужен?

- Зачем?

-Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

-второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

-Кому еще нужен воздух?

 

-Кому не нужен воздух?

Наблюдение «Воздух легче воды»

-показываю по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). 

-есть ли в этих предметах воздух?

-внимательно смотрите на банку с водой. Бросаюв воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросаю второй предмет и опять предлагаю наблюдать.

-Что вы видели?

 

 

-Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

 

 

 

третий секрет воздуха – воздух легче воды.

-А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Раздаю детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

-Что находится внутри игрушек?

-Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

-воздух принимает форму предмета, в котором находится. 

Надеваю на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставлю ее в миску с горячей водой.

Что происходит с шаром?

-Воздух при нагревании расширяется.

-ставлю бутылку в таз со льдом и снегом

-Что происходит с шаром?

Четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра:  предлагаю детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. 

 

-Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

 

-Что произойдет с воздухом, если его охладить? 

Упражнения повторяют 4-5 раз

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

-Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Подготавливаю пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) ираскладываю их в разные баночки.

Игра « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).

 

-У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

- Какой шарик тяжелее?  

-Воздух имеет вес 

-Как вы думаете, что такое ветер?        

-Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним ? Почему бумага движется, наклоняется?            

Ветер –это и есть движение воздуха .

Оказывается , невидимый воздух настолько ощутим , что может двигать по морю большие корабли , надувая паруса.А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл updated_zanyatie_po_ekologii.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создавать условия для  представления детьми о роли воздуха через опыты

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды).
  2. Способность умению детей  делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
  3. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;  умение высказывать предположение, мнение.
  4. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Ребята, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем     

- Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

-Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

-Давайте, проверим, правда, это или нет.

Наливаю в стакан воду, накрываю его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?

Давайте проверим! Переворачиваю стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает. Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

-А что такое воздух?

-Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

-Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

-Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагаю детям сделать тоже самое.

-Ребята, что вы почувствовали?

-Какой воздух?

-Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.

-Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

-А как вы думаете, нам воздух нужен?

- Зачем?

-Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

-второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

-Кому еще нужен воздух?

-Кому не нужен воздух?

Наблюдение «Воздух легче воды»

-показываю по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.).

-есть ли в этих предметах воздух?

-внимательно смотрите на банку с водой. Бросаю в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросаю второй предмет и опять предлагаю наблюдать.

-Что вы видели?

-Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

третий секрет воздуха – воздух легче воды.

-А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Раздаю детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

-Что находится внутри игрушек?

-Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

-воздух принимает форму предмета, в котором находится. 

Надеваю на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставлю ее в миску с горячей водой.

Что происходит с шаром?

-Воздух при нагревании расширяется.

-ставлю бутылку в таз со льдом и снегом

-Что происходит с шаром?

Четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра:  предлагаю  детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре.

-Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

-Что произойдет с воздухом, если его охладить?

Упражнения повторяют 4-5 раз

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

-Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Подготавливаю пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладываю их в разные баночки.

Игра « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).

-У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

- Какой шарик тяжелее?  

-Воздух имеет вес

-Как вы думаете, что такое ветер?        

-Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него . Что происходит с ним ? Почему бумага движется, наклоняется?            

Ветер –это и есть движение воздуха .

Оказывается , невидимый воздух настолько ощутим , что может двигать по морю большие корабли , надувая паруса.А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

-Воздух

-Да.

-Вода вытечет, выльется.

-На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

-Это то, чем дышат люди, растения, животные.

-Нет, не видим, он невидимый

-подул ветерок

-прохладный, холодный воздух

-Да, нужен.

-Чтобы дышать.

-называют объекты живой природы.

-называют объекты неживой природы.

-ответы детей

-Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

-Пузыри – это воздух.

-Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

-Нет.

-воздух

-форму игрушки

-Он надувается.

-Шар не надувается

-Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз

-Дети, держась за руки, расширяют круг

-Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа

-Нет. (Воздух не имеет запаха).

-можно взвесить

Бумага изгибается под струей воздуха.

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Свойства воздуха»

                                      

                                                                                                                                                                                 

Курган 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...

конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Знакомство детей со свойствами воздуха через опыты....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.Форма организации: групповая, индивидуальная.Цель: создать  условия для проявления познавательной активности ребёнка п...