конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

кострюкова светлана леонидовна

Знакомство детей со свойствами воздуха через опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Задачи:

Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Развивать любознательность, наблюдательность ,мыслительную деятельность ,стимулировать самостоятельное формирование выводов.

 Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Оборудование:   веера, мешочки, трубочки, стаканы с водой, кусочки резины, резиновые игрушки, зубочистки, воздушные шарики по количеству детей,  мяч, крышечки от фломастеров.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Давайте  встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, о его свойствах.

(Раздается стук в дверь, появляется Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! О чем вы здесь разговариваете? (О воздухе).
О воздухе? Что это такое – воздух?
В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как Вы думаете, что мы вдыхаем? 
(Ответы детей). Правильно, это и есть воздух!

Незнайка: Придумали воздух. А кто его видел этот ваш воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел. А вы, ребята?

В: Ребята, давайте вместе с Вами докажем Незнайке, что воздух есть.  Для этого мы отправимся с вами в лабораторию.

- Кто – ни будь из вас, знает, что такое лаборатория?

- Как называют людей, которые работают в лаборатории?

Мы с вами сегодня будем лаборантами. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками. Но прежде чем войти в лабораторию я вам напомню правила поведения в ней: без разрешения руками ничего не трогать, быть внимательными и наблюдательными, выполнять добросовестно все опыты.

В: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся).

Итак, опыт №1

Для того, чтобы он получился нужно взять веер и помахать им.

- Как вы думаете, что мы почувствуем?

- Давайте проверим?

- Что вы чувствуете? (ветерок)

Это воздух движется.

- Мы его видим? (нет)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный. А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекло в окне, стенки, стакана).

Опыт № 2 «Как поймать воздух?»

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: Незнайка, убедился ли ты в том, что воздух существует?

Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел Вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Однажды в цветочном городе меня угостили вкусной, сладкой водой и дали трубочку-соломинку. Ну, я, конечно же, не только пил, ну и пузыри пускал через соломинку. Вот здорово было. (Берет стакан с водой и опускает соломинку). Давайте и мы подуем в соломинки.

Воспитатель: Что мы дуем? (Воздух) Как определить, что он есть? (Появляются пузыри)  Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А сейчас у нас в лаборатории перерыв. Мы с вами можем поиграть.

Физкультминутка

Подвижная игра «Пузырь».

В: Ребята, а что произошло с пузырем? (Он лопнул и из него вышел воздух).

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера.

В: Возьмите по крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, (воздух дрожит и получается звук).

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, веточка сосны, чеснок). Вы замечательно справились. Молодцы.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух).

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Наш рабочий день закончился. Спасибо за работу.

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что воздух есть. У меня есть мечта, я хочу сконструировать большой воздушный шар. Нарисуйте мне воздушные шары. Я выберу какой – нибудь из них для путешествия.

В: До свидания, Незнайка. Свои рисунки мы пришлем к тебе в Цветочный город.

В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Свойства воздуха»

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождени...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Создавать условия для  представлениядетьми о роли воздуха через опытыЗадачи:1. Способствовать формированию представлений детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, не...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.Форма организации: групповая, индивидуальная.Цель: создать  условия для проявления познавательной активности ребёнка п...