Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Будко Елена Владимировна

Цель:

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.

 

Задачи:

 

Образовательные:

• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

• Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.

 

Развивающие:

• Развивать словарный запас.

• Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.

• Продолжать развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой в технике оригами.

 

Воспитательные: Воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_patr_vosp_2.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект занятие

по патриотическому воспитанию

                 в старшей группе

         "Путешествие по России"

Цель:

 Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные : пополнить  знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов;

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Развивающие: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.

Словарная  работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель: Станция называется “Государственная”

– Назовите столицу России. (Москва.)

– А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

– Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

– Кто знает стихотворение про герб?

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Станция называется “Лесная”

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)

– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т.д.)

– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.)

– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

– Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)

– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)

– А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Станция называется “Географическая”

– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)

– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)

2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)

– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Мы приехали на станцию “Историческая”

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это?
(Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
 (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
 

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
(Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
 

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
(Дымковская игрушка.)
 

Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
 (Богородская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться

 Комплекс гимнастики для глаз.

— Сейчас мы поучимся специальной гимнастике для глаз, которая поможет им отдохнуть.

1). Зажмурили изо всех сил глаза, а потом широко открыли (5 раз).

2). Поглаживание подушечками пальцев век (1 минута).

3). Круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, направо вниз, налево, вверх (5 раз).

4). Вытянуть вперёд руку и медленно приближать её, следить глазами, затем медленно отодвигать следить глазами(5 раз).

Такую гимнастику для глаз нужно делать ежедневно.

– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 72 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта.

А сейчас мы с вами сделаем аппликацию наш флаг, берем три полоски три прямоугольника одинаковые по ширине, разного цвета:

 Белый цвет – березка,    -благородство(не злых намерений)
Синий неба цвет,             -честность (о дружеских и мирных отношениях с

                                                    другими странами)
Красная полоска –           -смелость, отвага(каждый готов защищать

Солнечный рассвет                                       свою Родину)

 Соединяем,склеиваем вот у нас с вами получился флог России.

 

“Если дружба велика – будет Родина крепка”

Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Итог: :

Молодцы!

Мы с вами пополнили знания  о России, об уважительном отношении к государственным символам; закрепили  названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; привили  любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

               Конспект занятия

в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию    

         «Россия – Родина моя».

Цель: 

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.

Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

• Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.

Развивающие:

• Развивать словарный запас.

• Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.

• Продолжать развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой в технике оригами.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность.

Оборудование и материалы:

глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер, белая бумага, ножницы; аудиозаписи.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие гости. Посмотрите, какой красивый у меня букет. Я нарвала его сегодня утром, по дороге на работу. А вы знаете, как называются эти цветы?

Дети: ромашки.

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко

 «Ромашковое поле».

Ромашки, ромашки – цветы полевые,

Вы символ российских полей.

Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,

Вы светлый денёчек России моей.

Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,

Какой же вы в жизни имеете вес?

«Посеял нас ветер, земля нас растила,

А небо дождём поливало с небес».

И солнце тепло нам дарило лучами,

А силы нам Боженька дал.

Мы помним, как шли здесь бои полевые,

Мы - память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.

И наша задача напомнить всем людям,

Что жизнью своею обязаны им,

Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,

Мы светлую память о них здесь храним».

И если однажды сорвёшь ты ромашку,

Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,

В ней сила и слава, и свет в ней России,

В ней память о тех, кто тебя защитил.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Предположительные ответы детей: О ромашках, о России, о погибших воинах…

Воспитатель: Одним словом это стихотворение о нашей Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

Т. Бокова

А как вы думаете, что такое Родина?

Предположительные ответы детей: Родина - это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.

Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия… Вслушайтесь в это слово.

Россия - как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

С. Васильев

Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.

Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.

(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)

Ребенок 1:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины, в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?.

В. Гудимов

Ребенок 2:

 Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков…

П. Синявский

Ребенок 3:

Здесь белые рощи и ливни косые,

Здесь жёлтые нивы и взлёт журавлей.

Любите Россию, любите Россию,

Для русского сердца земли нет милей.

О. Милявский

Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется деревня в котором мы живем?

Дети: деревня Русятино.

Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?

Дети: Москва.

Ребенок:

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя.

Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

• Москва создана веками.

• Москва - всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

• Не за один день Москву строили!

• Москва - третий Рим.

• В Москве чуть-чуть не считается!

Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили. А сейчас…

Вы, друзья, не суетитесь –

В круг широкий становитесь.

Проводится игра «Подбери слово».

Мы будем передавать друг другу вот этот маленький глобус, и говорить красивые слова о Москве. Я начну – Москва златоглавая.

(каждый ребенок подбирает эпитет к слову Москва, пока глобус опять не окажется в руках воспитателя.)

Воспитатель: Молодцы. Как много красивых слов мы сказали о столице нашей Родины! Садитесь на свои места, ребята.

Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.

Дети: Флаг, герб и гимн России.

Воспитатель: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?

Дети: Белый, синий, красный.

Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.

Егор, прочитай нам стихотворение о российском флаге.

Ребенок:

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота.

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов наглядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак, -

Доблестный трёхцветный наш российский флаг!

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, нарядный, трехцветный, большой.

Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю

   «Игра собери пазл «Флаг России». 

После того, как дети соберут пазлы, воспитатель подзывает их к доске на котором изображен герб России.

Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он – России дух свободный.  В. Степанов

Давайте повнимательнее рассмотрим герб, а Саша и Кирилл своим стихотворением помогут нам в этом?

Ребенок 1:

У каждой страны есть и герб свой, и флаг.

Вот гордая птица о двух головах,

Корона и щит этот герб украшают

И воин, который змею поражает.

Ребенок 1:

 Мы герб этот видим на важной бумаге

На нашем большом государственном флаге.

Когда бы и где бы о нём не спросили

Скажи: «Это герб дорогой нам России».

Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

Дети: Гимн. 

Ребенок:

 Есть торжественный гимн у России.

Прославляет он Родины силу,

Славит доблесть, заслуги людей.

Вдохновенною песней своей.

М. В. Сидорова

Воспитатель: Давайте его послушаем.

Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.

(после прослушивания дети садятся на стулья)

Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, величественный, гордый, красивый.

Воспитатель: Гимн, герб и флаг - это символы, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них, белый голубь - символ чистоты, доброты и мира.

Хотите сделать из бумаги голубей и подарить их нашим гостям?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда занимайте места за столами и приступайте к работе.

Во время работ звучит фонограмма песни «Россия» сл. и муз. А. Айвазян.

Воспитатель: Посадите своих голубей на ладошку и повернитесь к нашим гостям.

… Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой!

Берегите Россию!

Нет России другой.

Е. Синицын

Ребенок 1:

 Белые голуби - вестники мира

От Белого моря, до предгорья Памира

Голубь летал, когда Бог наш Крестился.

Голубь и Матери Божьей явился

 Белые голуби, - цвет чистоты!

Белые голуби, - знак красоты!

Белые голуби, - мир для души!

Белые голуби, - птицы любви!

Белые голуби счастье несите,

Радость и мир на Земле всем дарите!

Н. Анненкова

Воспитатель: Ребята, подарите своих голубей и садитесь рядом с гостями на стулья. Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране.

Просмотр презентации «Россия – родина моя»

Список литература:

1. Кудрявцева Т. А. Я живу в России. М., «Просвещение», 2003.

2. Ривина Е. К. Государственные символы России. М., АРКТИ, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы по нравственно – патриотическому воспитанию. "Мое село – мая малая Родина"

Цель: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...

Квест-игра в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия»

Цель: расширить представление детей о России как стране, в которой они живут....

Квест-игра в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия»

Квест-игра в старшей группепо нравственно-патриотическому воспитанию«Моя Родина — моя Россия»...