проект по экологии
проект по окружающему миру (средняя группа)

Баянова Елена Павловна

Проект по экологии в ср.гр "Животные планеты земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye_planety_zemlya.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Педагогический проект:

«Животные планеты ЗЕМЛЯ

Вид проекта:

  • Комплексный

Тип проекта

  • Информационно – практико – ориентированный

Сроки проекта

  • Краткосрочный

Участники  проекта

  • Дети старшей группы
  • Родители воспитанников
  •  Педагоги

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас

Цель проекта: ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры, создать добрый, радостный, эмоционально – положительный настрой, активизировать игровую деятельность, развивать творческие способности у детей, любознательность, а также действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Задачи проекта

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о животных. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Четко представлять цель своей деятельности;
  • Знать и учитывать способности особенностей и интересы каждого ребенка;
  • Способствовать у детей проявлению фантазии, творчества, воображения;
  • Вводить в игры новую информацию, удивлять детей;
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Ресурсное обеспечение

Ожидаемые результаты

Для детей:

- сформированность  первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей;

- ответственное отношение детей к животному миру.

Для педагога:

- повышение теоретического уровня и профессионализма.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания.

Реализация проекта

Этапы проекта

Первый этап –

подготовительный: анализ ситуации, определение основных целей, сбор необходимой информации;

Второй этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

Третий этап – практический: взаимопосещения занятий, показ открытых занятий, оснащения уголка природы;

Четвёртый этап – заключительный: определения результата деятельности, выводы, представление презентации.

План реализации проекта

  №

                     Мероприятия

      Ответственные

                             Подготовительный этап

1.

Беседы    по    осмыслению    и   вовлечению    родителей    в    совместную деятельность с детьми по проекту. Договорённость об обеспечении бросовым материалом.                                               

Воспитатели

родители

2.

Наглядная информация:

Девиз: "Этот мир принадлежит  им, не отнимайте его люди! Спасём живой мир вместе!»

Папка: «Природа в поэзии!» (осень). Высказывания о природе выдающихся людей. Загадки, поговорки, пословицы, стихи о животных.

Воспитатели

3.

Составление плана мероприятий по ознакомлению с животным миром.

Воспитатели

                                      Основной этап

1.

Создание и выставка плакатов «Спасем и сохраним живой мир!»

Воспитатели

родители

2.

Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками!» (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами).                                                                                                                                              

Воспитатели

родители

3.

4 октября - День защиты животных. Экологические дни.                                                                                      Арт-проект: «Братья наши меньшие!»

Воспитатели

4.

Интегрированное мероприятие «Поможем ёжику»                                                                        Развлечение  « Домашние животные»   Беседа по картине «Корова»

Беседа

«Барсук»

Беседа «Учитесь жалеть и беречь»                           

Воспитатели

5.

Мастерская добрых дел Панно    «Ежик»              

Воспитатели

6.

Показ презентаций:

« Лесные звери»                                                      Показ видеоклипов:   «Звуки домашних животных»                       

Воспитатели

7.

Дидактические компьютерные игры:    «Угадай»                                                             Мастерская добрых дел

Панно «Звери водят хоровод» (коллективная работа 

Воспитатели

8.

Праздник осени.

Воспитатели

Заключительный этап

1.

Составление детьми с родителями рассказа или презентации из личного опыта на темы: «Мой любимый питомец»

Воспитатели

родители

2.

Выставка рисунков детей: «Как вести себя в гостях у Природы!»

Воспитатели

3.

Подведение итогов реализации проекта

Воспитатели

Используемая литература, другие источники

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1991.- 160с.

О. Газина  Играя, изучаем природу // Дош. Воспитание №7/1995- с.14

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Серебрякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 208с.

1. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране

    природы. – М.: Просвещение, 1986. 

2. Князева  Е. Л.  Карточки-символы  «Правила

    поведения  на  природе – «девять нельзя»/

    География  в школе. - № 3, 2008.

3. http://straha.ru/journal/2597509 

4. http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Neft/011- 

    Nasha--hizn-v-nashikh-rukakh.htm/

Приложения

Приложения №1

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, природой и рисованию в средней группе, тема: "Поможем ёжику"

Цели:

Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей словами: «ветеринар», «обработать (ранку)». Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Закрепить навыки счета. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Формы активности:

Познавательная (общая и логическая), эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, социально-моральная, речевая.

Оборудование:

Игрушки (еж, гриб, доктор Айболит), Силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами. Листы бумаги для рисования, оборудование для рисования красками.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки).
2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и рассказа «Ежик» Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Приложения №2

                                               Рассматривание картины  «Корова»

Программные задачи:

1.Учить детей рассматривать картину,  выделяя особенности внешнего вида

2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь

3. Поддерживать  активность детей на занятии

Словарная работа:

активизация: голова, рога, вымя, теленок, молочные продукты

обогащение: доярка, коровник, сено.

Логопедизация: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Индивидуальная работа:

Оборудование: морской камень, пакеты с молоком, кефиром, сметаной, картинки - мясо, колбаса, шуба, обувь, картина «Корова», картинки с домашними и дикими животными, разрезные картинки.

                                                                    Ход занятия

Организационный момент:

дидактическая игра «Назови домашнее животное» (дети, стоя в кругу, передают друг другу камешек и называют домашнее животное)

Воспитатель вносит в группу посылку и вместе с детьми рассматривает ее содержимое: пакеты с молоком, кефиром, сметаной, картинки - мясо, колбаса, шуба, обувь.

Воспитатель:     Дети, эту посылку прислала баба Лена, да вот письмо положить забыла.

                            Интересно, какое животное может дать столько продуктов, и одежду и обувь?    

                            Хотите узнать?

                            Отгадайте загадку:  Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. Кто это?

Дети:                   Это корова

Воспитатель:      Правильно, это корова.

Сообщение цели занятия:

Сегодня мы познакомимся с этим удивительным  животным, рассмотрим, как она выглядит,                      

                            узнаем, какую пользу приносит.

Выставляется картинка «Корова»

Воспитатель:       Кто нарисован на этой картине?

Дети:                    На этой картинке нарисована корова.

Воспитатель:       Корова это домашнее или дикое животное?

Дети:                    Домашнее, потому что она живет рядом с человеком, и человек за ней ухаживает

Воспитатель:       Корова  крупное или мелкое животное?

Дети:                    Корова крупное животное.

Воспитатель:       Какая голова у коровы?

Дети:                    У коровы большая голова.

Воспитатель:       Что на голове у коровы?

Дети:                    Большие глаза,  уши,  рога.

Воспитатель:       У коровы большие коричневые глаза, стоячие уши, загнутые вверх рога,  

                              она ими может  защищаться от врагов- бодаться.

Воспитатель:       Какое туловище у коровы?

Дети:                    У коровы крупное туловище.

Воспитатель:       У коровы круглые раздутые бока, есть вымя, сколько у коровы ног?

Дети:                    У коровы 4 ноги

Воспитатель:        На ногах у коровы есть копыта, для того чтобы ей было не больно ходить по земле          

                              камням. Какой у коровы  хвост?

Дети:                     У коровы хвост метелкой.

Воспитатель:        Хвост корове нужен для того, чтобы отгонять надоедливых насекомых.

                              Чем покрыто тело коровы?

Дети:                     Тело покрыто шерстью

Воспитатель:        Какая шерсть у коровы?

Дети:                     Шерсть у коровы густая и короткая.

Воспитатель:        Как вы думаете, чем питается корова?

Дети:                     Корова питается травой и цветами.

Воспитатель:        Правильно, корова травоядное животное.

                               Как называется детеныш коровы?

Дети:                     Теленок.

Воспитатель:         Как корова подает голос?

Дети:                      Корова мычит.

Воспитатель:         Где живет корова?

Дети:                      Рядом с человеком.

Воспитатель:         Человек построил для нее теплый дом –коровник. Там просторно и светло, о

                                коровах заботится доярка, она кормит ,моет, доит коров, выгоняет пастись на  

                                луг. Пасет коров  пастух, он следит за животными, отгоняет врагов.

                                Какую пользу приносит корова человеку?

Дети:                      Она дает молоко.

Воспитатель:         Молоко очень вкусное и полезное. Что делают из молока?

Дети:                      Масло ,кефир, сметану, творог, мороженое, йогурт.

Дети:                      Корова дает мясо.

Воспитатель:         Из мяса делают колбасу, тушенку, сосиски, котлеты, варят суп.

Дети:                      Корова дает кожу, мех.

Воспитатель:         Из коровьей кожи делают обувь, сумки, ремни, из шкур шьют одежду, и  

                                головные уборы.

Физминутка:   Детям предлагается под бодрую музыку передвигаться по группе. Когда музыка остановится, надо посмотреть на воспитателя: если она показывает картинку с домашним животным, то надо присесть на корточки и подать голос этого животного, если картинка с диким животным, то необходимо хлопнуть в ладоши.

Дидактическая игра  «Собери  картинку» (из 3-4 частей)

Цель: развивать логическое мышление, закрепить названия частей тела коровы.

Дидактическая игра  « Назови корову ласково»

(Коровушка, коровенка, Буренушка, Пеструшка, кормилица)

Воспитатель:         Вспомните сказки, м\ф или песенки в которых говорится о коровах.

( «Хаврошечка», «Зимовье зверей», «Королевская корова», м\ф «Буренка из Масленкина», «Трое из Простоквашино», «Бычок- смоляной бочок», «Далеко , далеко на лугу пасутся ко..)

Итог занятия: положительная оценка воспитателя.

Приложения №3

Конспект занятия по родной природе и подготовке руки к письму в старшей группе

Тема: «Барсук»

Программное содержание:

Познакомить детей с барсуком.

Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного.

Закрепить знания о животном мире, Красной книге.

Ввести в активный словарь детей слова: барсук, миролюбивый, отнорок.

Упражнять в звукоподражании, счете.

Развивать мышление, любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитывать интерес к природе, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Картинки с изображением барсука.

Дуги, веревки.

Куб с картинками на гранях.

Вырезанные из картона силуэтные изображения того, чем питаются барсуки.

Тетради или листы бумаги с нарисованным лабиринтом – барсучьей норой, карандаши, шаблоны-силуэты барсука.

Ход занятия:

Начнем наше занятие с игры.

Д/и «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони)

1

А сейчас мы познакомимся со зверем, которого можно назвать самым хозяйственным и чистоплотным. (Показ картинки).

Знаете ли вы этого зверька? Это барсук.

Характер у этого зверька миролюбивый. Послушайте это слово – «миролюбивый». Как вы его понимаете?

Именно такой барсук. Больше всего он любит покой.

Звукоподражание

Барсук – тихое и молчаливое создание.

Услышать его трудно, разве что изредка барсук произнесет: фыр-фыр-фыр! Это значит – барсук злится, готов вступить в бой. Попробуйте повторить: фыр-фыр-фыр.

Довольный  барсук хрюкает: хыр-хыр-хыр. Попробуйте похрюкать по-барсучьему: хыр-хыр-хыр.

Загнанный в тупик барсук издает страшный рев. Только при поисках пищи слышно бормотание или сопение.

Давайте рассмотрим, как выглядит этот подземный житель. Взгляните, как приспособлен он к земляным работам. Можете сами рассказать об этом? Да, у барсука короткие сильные лапы, вооруженные длиннющими когтями. Коготь у барсука в длину такой же, как ваш указательный палец (до 5 см). Тело барсука вытянутое, голова узкая, чтобы удобно было пролазить в норе.

Все туловище барсука покрыто серым мехом с двумя черными полосками на голове.

Живет барсук в норе. Хотя нору эту можно смело назвать подземным дворцом. Есть в норе главный вход и запасные. Множество коридоров и комнат: детская, спальня и даже туалет. Выроет барсук туалетную ямку,  когда она заполнится – зароет, а новая ямка на очереди. Все комнатки в норе устланы мягкими подстилками из трав, листьев, мха. Для здоровья барсук заносит в нору лечебные травы. Через пол года барсук выбросит старую подстилку, сделает уборку и застелет норку новыми травами. Очень уж барсук любит чистоту. Каждый год барсук расширяет свое

жилище, роет новые коридоры и комнатки.

2

 Множество коридорчиков с норками вокруг главной норы называются «отнорками».  Вырыто в стороне от норки – вот и получилось «отнорки»

 Уж такой барсук хозяйственный и чистоплотный, что следит не только за порядком в своем доме, но и за своей внешностью: перед каждым выходом из норы прихорашиваются, вылизываются, чистятся и причесываются коготками. Вот почему барсука считают хозяйственным и чистоплотным.

Весной у барсуков свадьбы. Человеку кажется, что барсуки-женихи вопят, но сами барсуки считают эти вопли свадебными песнями. Весной появляются на свет малыши-барсучата. Для тепла мать-барсучиха держит детенышей на своем животе лежа на спине. Да и вообще барсуки любят отдыхать и спать именно в такой позе – на спине. Пока барсучата маленькие и беспомощные, мать не отходит от них, а позже зарывает их в теплую, мягкую подстилку, выходит на поверхность и , быстренько подкормившись, возвращается к жалобно пищащим деткам.

Барсучиха – мать заботливая, но строгая. За непослушание крепко наказывает неслухов, треплет зубами за уши. Время от времени мать вытаскивает малышей на солнышко погреться. Если по соседству проживают детеныши енотовидных собак или лис, детвора мирно играет друг с другом. Подросшие барсучата бегают, пискливо похрюкивая, за мамой, наблюдают за ней, учатся охоте и правилам поведения.

Выросшие дети покидают мать, но селятся неподалеку. Так и получаются целые барсучьи «городки».

В огромных барсучьих «городках» поселяются иногда те, кому лень сами рыть норы – енотовидные собаки и лисы. Лисье семейство все сплошь неряхи, да и шумные очень. Барсук терпит такое шумное и грязное соседство, жалко ему свой дом бросать, попробуй-ка заново вырыть такие хоромы. Тогда лиса пускается на хитрости. Ведь, как известно, нет в лесу зверя хитрее лисы. После занятия а прочитаю вам об одном случае, когда лиса выжила барсука из его собственной норы.

3

П/и «Барсучья нора»

На полу выкладываются параллельно, но с изгибами  две веревки на расстоянии 40-50 см одна от другой. В начале и конце- дуги. Дети поочередно пролезают на низких четвереньках под дугой и далее между веревками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен подлезть под дугой и  встать на ноги

Днём барсук спит в норе, а ночью выходит покормиться. Для еды барсуку все сгодится. В сырых местах они ловят лягушек. Еще разрывают мышиные норы и вытаскивают мышат. На большее эти неторопливые звери не рассчитывают – куда уж барсукам с их неповоротливостью угнаться за добычей. Питаются барсуки еще  птичьими яйцами, насекомыми, червями, улитками,  грибами, ягодами, орехами, травой, корешками. А еще барсуки – сладкоежки. Найдут пчелиное или шмелиное гнездо и поедают, смачно чавкая, мед вместе с сотами. Жала разъяренных хозяев меда барсуку не страшны – защитой ему служит густой мех, толстая кожа и толстый слой жира.

Д\и «Барсук»

Встанет за полночь барсук,

Обойдёт свой дом вокруг.

Тонкий нюх и острый глаз,

Наступил охоты час.

Дети выполняют движения по тексту, а затем получают задание отправится на охоту и добыть заданное количество съедобных для барсука предметов.

Во время ночной охоты барсук с шумом роется в лесной подстилке, не заботясь о том, что его кто-нибудь может услышать. А ведь этот медленно бегающий толстяк – желанная добыча и для волка, и для медведя.

Потревоженный барсук из тихого превращается в отважного храбреца. С врагами дерется насмерть и пронзительно визжит при этом. А если охотники с собаками загонят его в нору, он ни за что не выйдет. Погибнет там, но не дастся.

4

На зиму барсук изнутри закрывает  пучками трав для тепла все выходы из норы  и дремлет себе в чистоте и уюте до тех пор, пока не проголодается. Проснувшись, выходит на поверхность, подзакусит и возвращается. В настоящую спячку барсук не впадает, но и запасов на зиму не делает.

Давайте вспомним, кто же делает запасы на зиму?

А кто впадает в зимнюю спячку?

Барсуки любят играть. Кувыркаться, прыгать по-лягушачьи и совсем по-детски озорничают и балуются. Одна из любимых игр у них «Кто в замке король?». Играют в нее каждый день пред заходом солнца. Выбирают пенек, один из барсучат влезает на него, а остальные стараются его оттуда столкнуть. Кто на пеньке, тот и «король в замке». Но удержаться нелегко. Есть у барсучат и более серьезные игры. Они играют в строителей, роют игрушечные детские норы.

Барсук занесен в Красную книгу Украины. Что это значит?

К сожалению, барсук стал настолько редким животным, что был занесен в Красную Книгу Украины. А все из-за дорогого целебного жира барсука, которым с незапамятных времен лечили людей и животных. Теперь барсуки охраняются законом, они нуждаются в нашей защите, чтобы не исчезнуть совсем с нашей Земли.

Сегодня вы узнали много нового о барсуках. Наш умный кубик поможет нам вспомнить, что именно.

Кубирование

Дети кидают куб и рассматривают картинку не грани, оказавшейся сверху. Картинка означает вопрос, на который этому ребенку необходимо ответить все что он знает.

Картинки на гранях куба символизируют такие вопросы.

Домик – где живет.

Мордочка – как выглядит.

Тарелка с кашей – чем питается.

Крылья, зубы, рога – образ жизни, повадки, способ передвижения, защитные свойства.

5

Взрослый и детеныши – как размножается.

Человек – взаимодействие с человеком.

Пальчиковая гимнастика «Нора»

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Подготовка руки к письму «Нарисуй барсука с помощью шаблона»

Дети обводят шаблон простым карандашом, а затем дорисовывают детали и разукрашивают.

Литература для чтения:

«Всяк по-своему»  (отрывок)

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

- Здравствуй, косой, - ответил барсук. - Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

- А зачем ты её выгребаешь? - поинтересовался зайчишка.

- К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

- А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, - сказал заяц.

- Не слушай её, - махнул лапой барсук. - Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные

6

выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

- Нет, я не умею нору копать, - ответил зайчишка. - Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

- Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. - Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

                                     (Георгий Алексеевич Скребицкий)

«БАРСУКИ»

      Как могут они

      Под землею расти

      И скучную жизнь

      Под землею вести?

      Их в темную нору

      Запрятала мать,

      Она не пускает

      Их днем погулять.

      Охотники часто

      Бывают в лесу,

      Охотники бьют

      Барсука и лису.

      Им только бы зверя

      Пушного поймать!

      За малых детей

      Беспокоится мать.

      Она не уступит

      Охотникам их,

      Красивых, пушистых

      Любимцев своих.

      Она бережет их

      В глубокой норе,

      Она их выносит

      Гулять на заре.

      Хохлатые дятлы

      На елках стучат.

      В зубах барсучиха

      Несет барсучат.

      И утренним воздухом

      Дышат они.

      Заснут на припеке -

      Проснутся в тени.

      Высокое солнышко

      Сушит росу.

      Становится тихо

      И душно в лесу.

      Лежат барсучата

      На солнце, ворчат.

      Домой барсучиха

      Несет барсучат.

      В горячие полдни

      Июльской жары

      Что может быть лучше

      Прохладной норы?     (Лев Квитко)

«Как лиса барсука из норы выжила»

                                     Лиса семерых волков проведет.

    Понравилась Лисе барсучья нора. Чистая, теплая, просторная. Конечно, можно подселиться в отнорок: Барсук не выгонит, но рыжей хочется не подселиться, а поселиться. Своим домком пожить, своим семейством. День думала, два думала, но особенно не раздумаешься. Сроки подходят, родить ей скоро, детей к месту надо пристраивать. Попробовала скандалить, тявкать день и ночь, но барсук зверь солидный, уравновешенный – вытерпел.

Попробовала землей в норе Барсука засыпать, тоже не получилось. Жалко Барсуку кровное жилье бросать: семь потов прольешь, пока новое выроешь, чего же у всяких авантюристок на поводу идти. «Потерплю,  – решил Барсук,  – авось, отстанет». Да не тут-то было. Если чего задумала рыжая, жива не будет, а по ее выйдет. И ведь придумала, бессовестная.

   Барсук, конечно, домосед, засоня, да не все же в норе сидеть, надо и подкормиться, и косточки размять. Вылез Барсук, на охоту пошел. Лиса – шасть в нору и в святая святых, в самой гнездовой

камере, где Барсук детей растит, напакостила – «визитную карточку» свою оставила. Вернулся хозяин, смотрит – кучка лежит, а чистоплотному Барсуку это как нож острый. У него для этих целей в лесу, неподалеку от жилья, ямки-туалеты вырыты. Заполнит одну, закопает, выроет другую. Как же в доме такое стерпеть? Поворчал, поворчал, но делать нечего – зарыл безобразие, стал жить дальше. Через несколько дней Лиса опять подстерегла, когда Барсук ушел. Голод не тетка, кого хочешь из норы выгонит. Вернулся барсук – опять кучка сюрпризом в норе. Опять барсук закопал, опять ушел и опять закопал, и так несколько раз. Терпел, терпел … Наконец, не выдержал, выселился. Начал новую нору рыть, а Лиса в старую вселилась. Родила шестерых лисят в барсучьей норе, таких же хитрых, предприимчивых, до чужого добра охочих.            

                                                                            (Л. Згуровская)

«Барсук»

Под берёзкой, на горе,

Спит барсук в своей норе.

А нора у барсука

Глубока-

Преглубока.

Барсуку тепло и сухо,

Целый день ласкает ухо

Шум берёзовых ветвей

Да сопение детей:

На подстилке крепко спят

Мальчики с усами

И от сытости сопят

Влажными носами...

9

Скрипнет ветка или сук -

Приоткроет глаз барсук,

Чутким ухом поведёт,

Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука

Глубока...

                                       (Т.Белозёров)

***

Как -то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою - лисой.

А медведь никак не мог.

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,-

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай - ка всех зверей.   (puzzle.fome.ru/ras-1-123.html)

Загадка:

Роет землю, словно плуг

Скромный труженик … (барсук)

Приложения №4

Учитесь жалеть и беречь (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня у них замечательная выставка рисунков «Мы - друзья природы». Это рисунки, выполненные детьми и их родителями.

- Ребята, расскажите, что вы хотели показать на этих рисунках. (Птичка в клетке - птички на дереве; звери в лесу - звери в зоопарке; лягушонок в банке - лягушонок у реки; жук в коробке - жук на цветке: ящерица в ящике - ящерица ни камушке и т. д.)

Дети высказывают мнение о своих рисунках и рисунках друзей.

- Где чувствуют себя лучше живые существа; на воле или в неволе?

- А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рассказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т.д.)

Послушайте рассказ И. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

Под кочкой, в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко - и лягушонок бы околел. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

- Вот такую историю написал Н. Сладков. Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме - в природе? (Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)

Да, здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть ею дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж, во всяком случае, не брать их из природного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого своя роль и место обитания. «Где родился, гам и пригодился». Подвижная игра «Лягушки и цапля».

- Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться о «братьях наших меньших»?

- Послушайте еще один рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел».

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.

- Кыш, вредная птица! - закричал Жалейкин. - Носищем своим все березы попортишь!

И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин. знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала - мертвый сухостой да валежник.

- Ребята, почему писатель назвал мальчика Жалейкиным? Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла? Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал? Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла? Почему на березе не стало листьев? Кто их съел? Чему удивился Жалейкин, когда пришел в лес во второй раз? Как вы думаете, расстроился ли он? Из-за чего? Жаль ли вам Жалейкина? А кого жаль? Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку? А всегда ли вы поступали в природе правильно?

- Таких жалостливых Жалсйкиных немало. Есть они и среди вас, ребята.

- Вспомните случаи из своей жизни, когда вы «жалели» маленьких детенышей зверей и птенцов и чем все это оборачивалось для них.

- Как надо жалеть растения и животных, чтобы не повредить им? Итак, жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так, как это делал Жалейкин. Что значит жалеть правильно? (Ответы детей).

- Жалеть - значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным. Например, жалеть так, как жалел зайцев дед Мазай, спасая зайцев от половодья.

Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет -

Еду, ловлю их.

Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

...Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного.

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая.

Весь островочек пропал под водой.

...Мимо бревно суковатое плыло.

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

...Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

...К берегу плотно бревно я пригнал.

Лодку причалил - и: «с Богом!» сказал...

И во весь дух

Побежали зайчишки,

А я им: «у-ух!»

Живей, зверишки!

- Ребята, как вы думаете, пожалел зайцев дед Мазай?

- Похож ли дед Мазай на Жалейкина? Чем похож? А чем не похож?

- Как поступил лед Мазай с зайцами, когда им грозила вода?

- Откуда видно, что дед Мазай - добрый человек? Знаете ли вы таких людей, как дед Мазай? Хотелось бы вам быть такими? Что нужно для этого делать друзьям природы?

Воспитатель предлагает детям вспомнить случаи из личного опыта, как они помогали природе, и сделать рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...