Проект средней группы "Деревья осенью"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Саблина Кристина Андреевна

В данном проекте будет расширяться и обогощаться знания детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_osenyu.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

«Деревья осенью»

средняя группа

Разработала:

Саблина Кристина Андреевна

воспитатель 1КК

пгт. Рефтинский

2021год

Паспорт проекта

Наименование

Содержание

Цель проекта

Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Задачи проекта

-формировать у детей экологические представления о растениях (деревьях) в природе, выделять характерные признаки;

-формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в творческой деятельности;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, развивать интерес к окружающему миру.

Адресная направленность

Дети и родители группы № 26

Продолжительность поекта

04.10-18.10.2021

Форма педагогического проектирования

-у детей сформированы представления о жизни деревьев в осеннее время;

-у большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев;

-дети стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали бережнее к ним относиться;

-получили развитие семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты

-сформировать у детей систему знаний об изменениях жизни деревьев осенью;

-создать условия для формирования у детей целостного представления о жизни деревьев осенью;

-воспитать у детей бережное отношение к деревьям.


Актуальность проекта

К сожалению, современные дети редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья.

Новизна проекта

Педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы участие детей в проекте давало ребенку,  возможность экспериментировать и развивать творческие способности. Использовать проектную деятельность, чтобы развивать дошкольников при при активном участии родителей.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап:
  • постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
  • составление плана по реализации проекта;
  • предварительная работа с детьми и их родителями.
  1. Практический этап:
  • реализовать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;
  • индивидуальные беседы по теме проекта;
  • консультация «Экологическое воспитание детей в семье;
  • привлечение родителей к книжной выставке произведений об осени;
  • совместное творчество родителей с детьми из природного материала.
  1. Заключительный этап:
  • организация выставки поделок;
  • подготовка и проведение праздника «В осеннем лесу».


Перспективное планирование

1 неделя проекта

День

Мероприятие

Содержание

Понедельник

04.10

1.

Целевая прогулка

«Как изменяется цвет листвы»

Расширять представление об осени как времени года.

2.

Наблюдение «Многообразие растительного мира» (обследование и деревьев)

Расширять знание о деревьях, различных их частях (ствол, корни, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различные свойства между собой.

3.

Опытно-экспериментальная деятельность «Летающие семена»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Вторник

05.10

4.

Экскурсия по участку детского сада «Как красив наш садик!»

Формирование знаний о деревьях, растущих на территории участка детского сада, умения различать деревья по их характерным признакам.

Совместная деятельность детей и родителей:

  1. Задание домой: наблюдать за опавшими листьями по пути домой. Составить небольшой рассказ о том, что увидел(а).

Среда

06.10

5.

Ознакомление с природой «В гостях у Деда Природоведа» 

(Приложение 1)

Формирование навыков безопасного поведения в природе.

6.

Сюжетно-ролевые игры (Приложение 2) 

«Семья: собираемся на прогулку в лес»

 

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

Четверг

07.10

6.

Рассматривание иллюстраций по теме: «Растительный мир осенью»

Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.

7.

Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»

Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

        

Совместная деятельность детей и родителей:

  1. Задание домой: собрать и подсушить листья рябины.

Пятница

08.10

9.

Беседы  (Приложение 3)

 «Как деревья готовятся к зиме?»

«Почему не нужно срезать и ломать ветки?»

«Почему могут быть опасны засохшие деревья?

Расширение представлений детей о деревьях и их жизни в осенний период.

10.

Дидактические игры

(Приложение 4)

«Чей лист?»,

«С какой ветки детки?»,

«Найди тень»,

«Игра-вырезалочка»,

«Что лишнее?» (дуб, клён, берёза, смородина),

«Собери и назови» (разрезные картинки «Деревья»)

Расширять знания детей о листьях и плодах деревьев.

Учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Перспективное планирование

2 неделя проекта

День

Мероприятие

Содержание

Понедельник

1.

Чтение художественной литературы (стихи, рассказы); загадки об осени И. Бунина «Листопад» (отрывок) И. Бунина ; «Дуб и орешник» Л.Н. Толстого; «По лесным тропинкам»

Развивать внимание, память, творческое воображение; учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формирование любви к природе через художественное слово.

2.

Беседа (ознакомление с окружающим миром)

(Приложение 5)

Труд людей осенью (знакомство с профессией – дворник)

Показать значимость профессии дворника, воспитывать уважительное отношение к человеку труда

Вторник

3.

Трудовые поручения на прогулке Помощь в уборке листьев на участке

Сгребание листвы на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и сосне.

Сбор листьев для гербария и поделок

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

4.

Физкультминутки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика (Приложение 6)

 «Листья осенние тихо кружатся», «Вышли пальчики гулять »,

«Ветер северный подул»,

«Осенние листья», «Листочки»

Развивать мелкую моторику рук для развития речи; развитие речевого дыхания и силы голоса; активизировать словарь в процессе расширения об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

Совместная деятельность детей и родителей:

  1. Задание домой: собирание листьев для гербария и поделок. Принести поделку в садик.

Среда

5.

НОД (рисование)

«Осеннее дерево. Берёза»

Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева: толстый ствол и тонкие ветки, расположенные слева и справа от ствола. Упражнять детей в приклеивании осенних листочков.

Совместная деятельность детей и родителей:

  1. Задание домой: рисование отпечатками листьев.

Четверг

6.

Чтение художественной литературы (стихи, рассказы); загадки об осени

Е. Трутнева; «Осень на пороге» Н. Сладкова; «Осень» А. Пушкина; «Сказка про маленький дубок» С. Прокофьевой; «Четыре желания» К. Ушинского

Развивать внимание, память, творческое воображение; учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формирование любви к природе через художественное слово.

Пятница

7.

НОД (Лепка-пластилинография) «Друзья для кленового листочка»

Продолжать учить приемам надавливания и размазывания;

учить смешивать различные цвета; поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

8.

Беседы

«Что ты знаешь о деревьях»

«Жизнь деревьев осенью»

«Почему листья опадают?»

Расширение и закрепление представлений детей о деревьях и их жизни в осенний период.

ИТОГ:

1. Совместное развлечение с музыкальным руководителем «В осеннем лесу»

2. Создание альбома засушенных листьев -гербария!

Организовать досуговую деятельность детей.

Закрепить наглядно полученные знания.

Заключительный этап

  • организация выставки поделок
  • подготовка и проведение праздника «В осеннем лесу»

Результаты проекта:

  • у детей сформированы представления о жизни деревьев в осеннее время;
  • у большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев;
  • дети стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали бережнее к ним относиться;
  • получили развитие семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

Таким образом, задачи проекта решены, ожидаемые результаты выполнены, процесс познания углублён и расширен. Использование  данной технологии - проектной деятельности позволило развивать дошкольников при активном участии родителей.


Приложение 1

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с природой) «В гостях у Деда Природоведа»

Программное содержание:

- расширять представления детей об осенних изменениях в природе;

- показать объекты экологической тропы в осенний период;

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

- дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Материалы и оборудование: Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Игрушка дед Природовед. Бумажные силуэты листочков.

Методы и приёмы: загадки, беседа, вопросы воспитателя, проблемные вопросы, художественное слово.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в осенний лес! Вы согласны? (Да)

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.

Дед Природовед: Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. Так меня зовут потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Д. П.: Ребята, сегодня я вам раскрою некоторые тайны природы.

В: Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет интересно! Правда, ребята?

Д. П.: А вы знаете какое сейчас время года? (Ответы детей)

Педагог читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк!

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Воспитатель предлагает подвижную игру «Листья падают»

Ладошки - как кленовые листики. Воспитатель называет части тела (например, «Листья упали на коленочки», «Листья упали на живот»). К тому, что названо, дети должны быстро прикладывать ладошки, будто туда упали листики.

В: Ребята, теперь давайте же отправимся в путешествие по экологической тропе! Отгадайте, что мы встретим первым?

Ствол белеет

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одёжке

Свесив серёжки. (Берёза)

Д. П.: Угадали! Молодцы! А теперь найдите её!

Дети находят берёзу и подходят к ней.

Д. П.: Как же вы угадали, что это берёза? (Ответы детей) Правильно, у берёзы белый ствол. Найдите и покажите мне лист берёзы? Посмотрите на них, какого они цвета?

Д. П обобщает ответы детей: «Осенью листья у берёзы зелёного и желтого цвета»

Д. П.: Кроме листьев на берёзе растут серёжки, в которых осенью созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны. Как вы думаете, зачем берёзе нужны семена берёзе? (Ответы детей)

В: Отгадайте следующую загадку

В том лесу, не в огороде

Только осень на подходе

Новый у неё наряд

Бусы алые висят

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз

Возрастёт на пищу спрос. (Рябина)

Д. П.: Ребята, вы опять угадали! Как же вы догадались? (Ответы детей)

Д. П. обобщает ответы детей «Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, так же они полезны и для людей». Угощает детей ягодами.

Д. П.: Вам нравятся ягоды рябины? Какие они на вкус? Сладковато – горькие, терпкие. Но после морозов они станут вкуснее.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть листья рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: Лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Д. П.: Идём дальше! Отгадывайте загадку.

Д. П. ведёт детей дальше.

Следующая загадка:

Между веток новый дом

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Это скворечник)

Дети находят дерево, на котором висит скворечник.

Д. П. Ребята, вы знаете, кто живет в этом домике?

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Где же птицы?» (Ответы детей)

Д. П.: Наступила осень. Похолодало. Скворцы, как и другие птицы, улетели в теплые края. Они прилетят весной и снова займут свои домики, будут откладывать яйца и выводить птенцов.

В: А сейчас дедушка Природовед с вами поиграет в игру.

Подвижная игра «Листопад»

В: Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ветер дует, задувает,

Ветер дерево качает. (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)

Падают листочки

На траву, на кочки. (Приседаем и встаём.)

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает. (Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.)

Как же веткам не дрожать?

Как им листья удержать? (Руки перед собой, трясём кистями.)

Листья в воздухе кружатся,

Листья на траву ложатся. (Кружимся на месте, потом приседаем.)

Мы сейчас пойдём гулять. (Идём на месте.)

Будем листья собирать! (Наклоняемся.)

Д.П.: А сейчас помогите разобрать опавшие листья.

Дидактическая игра «Собери листочки»

На полу разбросаны бумажные листья разной окраски. Дети делятся на команды. Одни собирают листочки красного цвета, другие оранжевого, третьи жёлтого (зелёного, коричневого).

Затем Дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели красные листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья красного цвета, кружатся, а по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.

Дед Природовед: Я пришел к вам не один.

У пня детей встречает белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?

Дети: Дерево срубили, и остался пенек.

Белочка: Посмотрите, правильно, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?

Дети: Жучки, муравьи.

Белочка: В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.

В: Вот какие остановки мы сделали в нашем путешествии по экологической тропе. Мы узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей) Спасибо вам, Дедушка и Белочка.

В: А сейчас Д. П приглашает вас поиграть.

Проводится игра «Найди дерево по листочку». Д. П показывает листочек с какого-либо дерева, детям необходимо найти дерево.

Д. П: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно будет раскрасить.

Д. П. раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.


Приложение 2

Сюжетно-ролевая игра «Осеннее путешествие в лес»

Цель: учить детей познавать окружающий мир через игру. Брать на себя определённую роль и выполнять до логического конца.

Задачи:

Закреплять знания детей о семье, семейных традициях, здоровом образе жизни; знания о работе водителя, правила поведения в общественном транспорте; знания о временах года, диких животных, растениях, грибах; посуде, кондитерских изделиях, фруктах.

Развивать речь, умение разгадывать загадки, мышление.

Воспитывать умение дружить, уважать мнение и желание сверстников.

Оборудование: игровой материал для с/р игры «Семья»: камин с дровами, телефон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; игровой материал для с/р игры: «Автобус»: шапка водителя, карточки-билеты, сумка кондуктора, аудиозапись «Сидим в автобусе» Железновых; игровой материал для с/р игры «Лес»: макеты деревьев, зверушки-игрушки, корзинки с угощениями для зверей (орехи или бочонки от шоколадных яиц, муляжи морковь, капуста, тушка курицы), макет озера, удочки, рыбки на магнитах; игровой материал для с/р игры «Кафе»: скатерти, чайная посуда, сладости-муляжи, фартуки, пальчиковый театр «Репка».

Ход игры

1. Оргмомент

Дети сидят на ковре у камина. Звучит музыка «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Идёт беседа об осени, её приметах, труде людей осенью, как укрепить здоровье в осенний период. Воспитатель с детьми проводит точечный массаж для укрепления здоровья. Воспитатель подводить детей к тому, что лучший отдых-это отдых на свежем воздухе.

2. Путешествие на автобусе Путешествию предшествует беседа о видах транспорта. В игре выбирается водитель, кондуктор, контролёр. Дети приобретают билеты, проходят в автобус, мальчики пропускают вперёд девочек. Контролёр-воспитатель проверяет билеты (картинка на билете должна совпадать с картинкой на стуле.) Звучит музыка Железновых «Вот мы в автобусе сидим».

3. Прогулка в лесу. Дети рассматривают деревья, листики, разбросанные на ковре.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по небу гулял»

Ветер по небу гулял, ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый, вот осиновый резной,

Вот с берёзки золотой, вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Встреча с зайцем.

«Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши выше головы»

Дети угощают зайца морковкой, капустой.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Встреча с волком.

«Серый, зубастый по лесу рыщет,

Телят, ягнят ищет»

Дети угощают волка тушкой курицы-игрушки.

Игра-имитация «Кто как кричит»

Встреча с медведем

«Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает»

Медведь угощает детей калиной.

Подвижная игра «Вот мы к мишке подойдём»

Встреча с лисой.

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут её … лиса»

Дидактическая игра «Налови рыбку для лисички»

Используется макет озера, удочки, рыбки с магнитами.

Встреча с белкой

«Я весёлый зверёк-цок, цок, цок.

Я пушистый зверёк- цок, цок, цок.

Я красивый зверёк-цок, цок, цок.

Очень ловкий зверёк-цок, цок, цок.»

На слово «цок» дети стучат орешком об орешек.

4.Прощание с лесом

-До свиданья, старый лес,

Полон сказок и чудес! По тропинке мы гуляли,

На полянке поскакали. Подружились мы с тобой,

Нам пора уже домой.


Приложение 3

Конспект беседы «Осень»

Задачи: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Оборудование: картина с изображением осени, листья, материал к игре «Подбери листочки».

Ход беседы:

1.Оргмомент:

Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Какая сейчас осень ранняя или поздняя?

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь - дождливая, дует ветер-ветреная, на улице холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро, солнечно, ясно?

Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)

Конспект беседы: «Как выглядят деревья осенью»

Задачи:

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных.

Формировать умение четко и связно строить фразу при ответе на вопрос, использовать в речи прилагательные и наречия («золотая осень», «холодно», «сыро» и т.д.).

Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства при любовании красотами осени.

Воспитывать умения слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы, дружелюбно относится к товарищам и помогать друг другу.

Материал:

экологическое панно «Времена года», трафареты листьев березы, дуба, тополя, рябины, клена; репродукции картин И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о природе, временах года.

Разучивание стихотворений.

Рассматривание серии картин о разных периодах осени.

Ход беседы:

Воспитатель: Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью

Воспитатель: Осень – это одно из 4 – х времен года. Кроме осени есть еще зима, весна и лето. Сколько месяцев длится осень? Назовите осенние месяцы.

Дети: Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Давайте вспомним, за каким временем года идет осень.

Дидактическая игра «Расположи по порядку»

На мольберте в неправильной последовательности расположены иллюстрации «Времена года». Дети располагают правильно.

Воспитатель: За каким временем года идет осень?

Дети: За летом.

Воспитатель: Чем осень отличается от лета?

Дети: Солнце греет не так сильно, как летом. Поэтому холоднее, листья желтеют, деревья готовятся ко сну, цветы вянут, травы желтеют и засыхают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовят свои норки к зиме, медведь ложится спать. Люди одеваются в теплые одежды. Дожди становятся холоднее, ветер холодный и сильнее дует.

Воспитатель: Ребята, подскажите, какие золотые монетки осенью падают с ветки?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Почему монетки золотые?

Дети: Потому что листочки желтые.

Воспитатель: Посмотрите на картины, здесь нарисованы разные периоды осени, вот посмотрите это картина с ранней осенью, посмотрите на другую картину, какая здесь осень?

Дети с воспитателем рассматривают репродукции картин И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; обсуждают увиденное.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся с вами в осенний лес. Ярко светит солнышко прямо нам в глазки.

Физкультминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (потянуться руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни. (хлопать в ладоши над головой)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторви от земли. (покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам упал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел (вытянуть вперед правую руку, медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу; проследить движение пальцев глазами; повторить то же самое с левой рукой)

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал.

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел (вытянуть руки вперед и коснуться пальцем кончика носа, проследить это движение взглядом).

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой (сесть на стул).

Воспитатель: Подул сильный ветерок и листочки разлетелись. Ребята возьмите каждый по листочку и подойдите к дереву, с которого упал листочек. С какого дерева упали ваши листочки?

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

Воспитатель: А сейчас вернемся из осеннего леса в детский сад, зажмурьте глазки и откройте их. Подойдите ко мне, возьмитесь за ручки, встаньте в кружок. Что вам запомнилось, что вам больше всего нравиться осенью, что не нравиться?

Беседа: «Почему листья опадают?»

Задачи: расширять представления детей о деревьях и их жизни в осенний период

Материал и оборудование: иллюстрации на тему: «Осень», листья деревьев (или картонные листики), корзина для листьев

Ход беседы:

Воспитатель:

-Ребята, какое прекрасное явление природы можно сейчас наблюдать на улице?

Отгадайте загадку.

Кленовый, дубовый, осиновый лист

Дружно за руки взялись.

Закружились, понеслись,

Пожелтел и лес, и сад.

Вы узнали ... (листопад).

Хорошо оказаться в лесу во время листопада! С деревьев, медленно кружась в прохладном осеннем воздухе, облетают листья. Подует ветер, и листья закружатся в пестром хороводе. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

Воспитатель: -Послушайте стихотворение.

Листопад, листопад

Устилает старый сад.

Листья, словно бабочки,

В воздухе порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья устилают.

Листопад, листопад

Устилает старый сад.

Воспитатель: -А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Воспитатель: -Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Физкультминутка «Листопад»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад
.(Взмахи руками).
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
(Повороты вокруг себя).

Воспитатель: Смотрите, что нам принес ветер – осенние листья (листья в корзинке).

От какого дерева этот лист?
Дети: От клена.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева?
Дети: От дуба.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Дубовый. ( Березовый, липовый и т.д.).
Воспитатель: Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться)

Воспитатель: Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей

Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.

Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.

Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.

-Как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?

Так укрепляет свою берлогу Михаил Потапович. Он не ленится! Целыми охапками тащит сухие листья в свою берлогу. Утепляют свои дупла и ежи. Интересно рассказал об этом писатель Д. Зуев:

«…Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву себе на иглы. Встанет еж, с охапкой листьев на спинке, и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, которое и узнать невозможно: копна копной!»

Ответьте на вопросы

1. Что такое листопад?

2. Почему осенью листья изменяют цвет и опадают?

3. Какой цвет у листьев летом? А осенью?

4. Для чего растениям и животным нужны опавшие листья?

5. Кто из зверей утепляет свои норки, дупла и берлоги листьями? Как они это делают?

6. Вы ходите гулять в осенний лес? Собираете ли вы там опавшие листья? Какие композиции и поделки вы из них мастерите?


Приложение 4

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например, это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра «Осень»

Задачи: закреплять понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Атрибуты: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.

Дидактическая игра «Разрезные осенние листики»

Задачи: учить детей составлять целое из нескольких частей, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем.)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем.)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем.)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем.)

Осенью медведь и ёжик засыпают.


Приложение 5

Конспект беседы: «Знакомство с профессией-дворник»

Задачи: Познакомить детей с профессией дворника, его функциональными обязанностями, отличием его трудовых действий в зависимости от времени года. Познакомить с общественной значимостью труда людей данной профессии. Формировать представления об уборочном инвентаре и машинах. Развивать любознательность, активизировать речь детей, расширять словарь. Воспитывать интерес и уважение к труду дворника.

Материал и оборудование: иллюстрации работы дворника в каждое время года, картинки: веник, лопата, грабли, картинки-снегоуборочная машина, машина для сдувания листьев.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение про дворника.

Чистый город - его заслуга,

Он с мусором всегда вступает в бой.

И у него одна лишь есть "подруга",

Метла, которую всегда берет с собой.

Как догадались вы, герой наш - это дворник,

Который с самого утра уже метет.

Создать лишь он способен чистый дворик,

За это отдадим ему почет!

Он зачастую мусор убирает,

Который оставляем всюду мы.

И из-за этого ему уж не хватает

Минут свободных, чтобы воплотить мечты.

А ведь ему так хочется однажды

Хотя бы разик выйти в чистый двор.

Увидеть вместо мусора, как каждый

Сам с грязью борется, выкидывая сор.

Так может мы поможем вместе миру,

Не будем грязь вокруг нас разводить?

Бумажки просто выкинем в корзину,

Поможем дворнику мы мусор победить!

Воспитатель: Вы догадались с какой профессией мы сегодня познакомимся?

Дети: Правильно, с профессией дворника.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию профессии.)

-Чем занимается дворник? (Ответы детей.) Дворник поддерживает чистоту в городе. В нашем детском саду тоже работает дворник. Летом он подметает дорожки, поливает цветы. Осенью убирает опавшую листву. А что дворник делает зимой? (Ответы детей.) Зимой он убирает снег, посыпает скользкие дорожки, чтобы ребята не поскользнулись и не упали. А весной дворник подстригает кусты, красит забор и скамейки, собирает мусор и многое другое.

Воспитатель показывает детям иллюстрации работы дворника в каждое время года.

Воспитатель:

-У дворника много дел, которые никогда не закончатся. Как вы думаете, можем ли мы облегчить труд дворника не только в нашем детском саду, но и вообще, в городе? (Ответы детей.) Конечно можем, достаточно лишь не мусорить, а выбрасывать мусор в мусорный бак. Есть среди вас дети, которые бросают фантики от конфет или другой мусор на землю? (Ответы детей.) Молодцы, нужно бережно относиться к труду дворника, а также к окружающей природе.

Какие предметы и инструменты помогают дворнику в его труде?

Воспитатель выслушивает все ответы детей и предлагает им отгадать загадки про эти предметы-помощники, после отгадки демонстрирует иллюстрации.

Загадки:

Бородою: шу-шу-шу,

Ух, как сор не выношу!

Прошуршал немножко

И чиста дорожка!

(Веник)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(Лопата)

Стоят в один ряд

Острые пальчики –

Цап-царапки:

Подбирай охапки.

(Грабли)

А еще у дворника есть специальная техника для уборки. Она помогает дворнику собирать листву в кучки, которые он потом собирает в большие мусорные мешки. Скосить высокую траву летом, дворнику помогает электрическая коса. У дворника много разного инвентаря и оборудования. И всеми ими он должен уметь управлять, знать, как им пользоваться.

Вот какая интересная и нужная работа у дворников.

В конце занятия воспитатель подводит итог, спрашивает у детей, о какой профессии они сегодня узнали, в чем важность данной профессии.

На прогулке воспитатель предлагает ребятам сходить в гости к дворнику. Дети застают его за работой. Воспитатель с детьми здороваются с дворником.

Воспитатель:

Здравствуйте, мы с ребятами пришли познакомиться с вами и вашей работой. Наши дети хотели бы посмотреть на рабочие инструменты, которые помогают Вам в работе.

Дворник показывает детям лопаты, грабли и другое. Рассказывает об их назначении, при необходимости, показывает, как они работают.

В конце экскурсии дети благодарят дворника, прощаются с ним, обещают никогда не мусорить, убирать после игр на улице все игрушки на место и содержать в чистоте свой участок.


Приложение 6

Пальчиковые игры

«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

 

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

 

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

 

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

  

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

 

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 

«Осень, осень к нам пришла…»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла. (Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят. (Трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

 

Заучивание чистоговорки:

Ес-ес-ес – идем мы в лес.

Су-су-су – тихо в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

 

Упражнения для языка

 Язычок в чащобе.

Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом.

Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника.

Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

Заблудились мы, закричали: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Развитие физиологического дыхания. Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

«Листочки»

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).

 

Мимические упражнения

Изобразить раннюю Осень.

У ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная.

Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Подвижная игра «Осенний хоровод»

Задачи: упражнять в запоминании формы листьев разных деревьев; учить действовать согласованно.

Описание игры:

В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит: «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание игры:

На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры:

Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному листику (можно использовать муляжи). По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие листочки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила:

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве»

Задачи: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность. Описание игры:

Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в средней группе «Осень разноцветная».

Цель проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композици...

ПРОЕКТ на тему "ОСЕНЬ" (средняя группа)

Проблема: «Какие подарки принесла осень».                     Создание сюжетной композиции «Подарки ...

Проект для средней группы "Осень"

Актуальность проектаПланета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.По законам общего дома - прир...

Экологический проект в средней группе "Осень золотая"

Информационная карта проекта:1. Полное название проекта: "Осень золотая".2. Автор проекта: Жилич Л.Н., Лебедева Н.А.3. Вид проекта: групповой, среднесрочный.4. Цель проек...

проект в средней группе " Осень- дивная пора"

В материале предоставлены материалы для проведения проекта об осени: дидактические игры, подвижные игры, темы для лепки, рисования, аппликации...