"Чайная посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Харсова Вера Борисовна

В конспекте непосредственной образовательной деятельности говорится о предметах чайной посуды, их предназначении.  В процессе занятия дети активизируют словарный запас по теме "Посуды", совершенствуют грамматический строй речи, закрепляют названия уже известных им предметов посуды и знакомятся с новыми предметами: щипчики для сахара, подстаканник, ваза-фруктовница, конфетница. Для усвоения знаний и развития познавательного интереса используются различные виды детской деятельность: игровая, исследовательская, двигательная, коммуникативная. Методы: познавательный рассказ воспитателя, беседы, рассматривание картин русских художников по теме "Чаепитие". Данный конспект непосредственной образовательной деятельности "Чайная посуда" будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

«Чайная посуда».

                          Составитель: Харсова В. Б. - воспитатель

                                                 высшей квалификационной категории

                                                 ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида

                                                 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург

2020 г.

Цель: актуализировать и дополнить знания детей о чайной посуде.

Задачи.

1. Образовательные: обеспечение условий для воспроизведения ранее полученных знаний о  предметах чайной посуды, стимулирование интереса детей для получения новых знаний по теме;

2. Развивающие: обеспечение развития умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования.

3. Воспитывающие: способствовать воспитанию инициативности, доброжелательности.

Реализуемые образовательные области:

- область «Познавательное развитие»

- область «Физическое развитие»

- область «Речевое развитие».

Технологии: 

- игровые.

- детское экспериментирование;

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие;

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Тема чаепития в живописи», чайник, чайный сервиз, чайная ложка, скатерть, стол, ваза, щипцы для сахара, стакан, подстаканник, блюдце, чашка, ёмкость с сахарным песком, ёмкость с кусковым сахаром, мяч.

Предварительная работа: дежурство по столовой; рассматривание схем сервировки стола к завтраку, обеду; чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Приготовление обеда».

Ход непрерывной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Приветствие

        Дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют действия в соответствии с текстом.

В круг широкий, вижу я, 

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Сказку слушать мы начнём.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку.

Сказка.

        Жил - был чайник. Чайник был пузатый, железный и очень полезный (демонстрация чайника). Люди его любили, чай из него пили. У чайника была семья. Как называется эта семья? (Чайная посуда). Давайте познакомимся с чайной посудой. Вся семейка находится в корзине. Здесь же находится их подружка скатерть.

II. Основная часть.

Игра «Накрой стол для чаепития».

        Цель: закрепить в памяти детей названия чайной посуды, развивать умение составлять простые распространённые предложения.

Оборудование: детский стол, скатерть, чайник заварочный, сахарница, блюдце, чашка, сливочник, ложка.

Задание: ребёнок, достаёт из корзины один предмет, называет его, говорит, для чего предназначен и ставит на стол. Например: это чайник, в нём кипятят воду для чая.

Беседа.

- Что вы сделали? (Накрыли стол для того, чтобы пить чай).

- Объедините два слова «пить чай» в одно (чаепитие).

- Как сказать по-другому, для чего накрыли стол? (Для чаепития).

- Посмотрите на посуду, что общего у всех предметов? (Одинаковый цвет, рисунок, форма).

- Набор посуды одинаковой формы, цвета, с одинаковым рисунком называется сервиз. Говорят, стол сервировали к чаю.

        Воспитатель продолжает сказку: на столе находятся все члены семьи. Чайнику и чайной посуде очень нравиться, когда за столом собираются взрослые и дети. Пьют чай и ведут неторопливую беседу. Чайная посуда -  доброжелательная, красивая, дружная семья.

Подвижная игра «Подбрось - поймай».

        Воспитатель: у чайной посуды есть родственница тарелка, во время чаепития на тарелку кладут пирожок, кусок торта или пирога (воспитатель демонстрирует тарелку).

Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: бумажные тарелки на каждого ребёнка.

Ход игры: тарелка лежит на ладони одной руки. Тарелку надо подбросить в верх, с перебрасыванием на другую руку.

Развивающая игра «Собери картинку»

        Оборудование: мультимедиа оборудование.

Цель: стимулировать интерес детей к изучению темы «Посуда».

Задание:

- собрать из отдельных частей картинку;

- сравнить предметы посуды на столе и на картине, какого предмета нет на столе?

Воспитатель обобщает и дополняет высказываний детей: на картине есть ваза, а на столе нет вазы. Ваза - это тоже предмет посуды. Вазы бывают для цветов, для фруктов (фруктовница), для варенья.

Развивающая игра «Где живут продукты?»

        Воспитатель: во время чаепития на стол подают различные сладости и вкусности. Для каждого продукта предназначен свой предмет посуды. Давайте вспомним названия некоторых предметов.

Цель: способствовать развитию речевой активности, памяти, мышлению.

Оборудование: мяч.

Ход игры: играющие стоят в кругу, воспитатель начинает фразу и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, продолжает фразу.

Конфеты кладут в конфетницу.

Хлеб кладут в хлебницу.

Молоко наливают в молочник.

Сухари кладут в сухарницу.

Салфетки ставят в салфетницу.

Фрукты кладут в фруктовницу.

Сахар насыпают в сахарницу.

Исследование.

        Оборудование: четыре ёмкости: две пустые, одна с сахарным песком, другая с кусковым сахаром, чайная ложка, щипцы для сахара, чайная чашка.

Воспитатель демонстрирует детям емкость с сахаром песком и с кусковым сахаром

- Я хочу добавить сахар в чай. Каким предметом посуды надо воспользоваться? (Чайной ложкой).

- Покажите, как это сделать. (Один из детей демонстрирует, насыпает чайной ложкой сахарный песок, затем, кусковой сахар).

- Какой вид сахар легче, удобнее брать ложкой? (Сахарный песок).

- Кусковой сахар кладут в чай специальным предметом посуды, называется он щипцы для сахара (воспитатель демонстрирует щипцы, показывает, как ими пользуются).

Дети делают вывод: чайной ложкой кладут сахарный песок, кусковой сахар - щипцами для сахара.

Познавательный рассказ воспитателя.

        Жители нашей страны с давних пор любили пить чай.  Сначала в качестве заварки использовали  травы и листья различных растений (мяту, иван-чай, зверобой, малину, смородину, землянику…). Но однажды русскому царю привезли из Монголии сушёные листья  чая. Чай очень понравился не только царю, но и всем россиянам. С тех пор и появилась на Руси традиция чаепития. Многие русские художники изображали в картинах церемонию чаепития.

Беседа по картине П. Лучанова «Помещица за чаем»

- Какие предметы посуды вы видите на столе?

- Из какой посуды пьёт чай помещица? Почему? (Ответы детей)

Исследование.

        Цель: выяснить, из какой посуды удобнее пить чай, уточнить назначение посуды.

Оборудование: чашка, блюдце, чайник с горячей водой.

Ход исследования: Воспитатель наливает горячую воду в чашку и блюдце. Немного подождав, предлагает потрогать воду в блюдце и чашке, сделать вывод (в блюдце вода остывает быстрее).

Динамическая пауза

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник

Дети надувают живот, одна рука изогнута, как носик, другая на поясе.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс.

Берутся за руки и делают большой круг.

Беседа по картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева».

- За столом собралась семья. У самовара сидит хозяйка дома и наливает чай.

- В какую посуду она всем налила чай? (В стаканы).

- Из какой посуды все пьют? (Из блюдец).

- Себе хозяйка налила чай в чашку?

- Из чего удобнее пить чай из чашки или стакана?

Исследование.

        Цель: выяснить, из какой посуды удобнее пить чай, уточнить назначение посуды, познакомить с новым предметом Подстаканник.

Оборудование: чашка, стакан, подстаканник, чайник с горячей водой.

Ход исследования: воспитатель наливает горячую воду в чашку и стакан. Предлагает детям осторожно потрогать рукой стенки чашки и стакана, уточняет, почему горячий чай удобнее пить из чашки, а не из стакана (у чашки есть ручка, удобнее держать). Чтобы удобнее было пить горячий чай из стакана, люди изобрели подстаканник (демонстрация подстаканника). Сначала подстаканники были деревянные, затем, их стали делать из металла, украшать различными рисунками.

III. Заключительная часть.

Беседа.

- О каком виде посуды мы говорили?

- Как называется набор посуды, сделанный из одного материала, имеющий один цвет и рисунок?

- С какими новыми предметами чайной посуды вы познакомились?

 

Литература:

1) 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6 - 7 лет)/ Авт.-сост. А. В. Никитина. - СПб.: КАРО, 2009. - 128 с.: ил. - (Серия «Популярная логопедия»).

2) Дыбина О. В. Что было до . . . : Игры-путешествия в прошлое предметов. - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 160 с. (Ребёнок в мире поиска).

3) Интернет-ресурс: https://www/maam.ru/tema-posuda...

4) Под редакцией Каушкаль О. Н., Карпеевой М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 192 с.

5) Развивающие занятия с детьми 6 - 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 944 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»

Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...

конспект интегрированного занятия по теме:"Чайная посуда" в группе с ЗПР (старший дошкольный возраст)

Закрепление знаний детей о чайной посуде, с использованием элементов сюжетно-ролевой игры и аппликации....

Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области познание, коммуникация.Тема: Чайная посуда. Куклы у нас в гостях.( занятие по развитию речи )  Цель: Рас...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ и логических блоков Дьёнеша во второй младшей группе "Чайная посуда"

Цели:1. Обучающиесистематизировать знания детей о чайной посудеформировать умение называть предметы чайной посуды (чашка, блюдце, заварочный чайник, сливочник, сахарница)расширить представление о чайн...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности вовторой младшей группе «Чайная посуда»

знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её назначением, выделяя основные признаки предмета:материал и его качества, цвет, детали и назначение...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе по теме "Чайная посуда"

Предлагаю вам в помощь конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи по теме "Чайная посуда"....