Викторина "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Пушкина Вера Александровна

Загадки, речевые и дадактические игры на закрепление знаний о живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Звёздочка»

Викторина для подготовительной группы

«Знатоки природы»

Разработал:
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Пушкина Вера Александровна.

г. Осташков

2021г.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире
  • Узнавать и называть насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные растения.
  • Закрепить умение отгадывать загадки
  • Закрепить знания о живой и неживой природе
  • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предварительная работа: подготовить задания и  вопросы, изготовление эмблем, заучивание приветствия

Материал и оборудование: картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания, деревьев, эмблемы для команд, фишки, медали для награждения, флажки (красный и синий), мяч.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня проводим игру - викторину «Знатоки природы». Чтобы получить такое высокое звание, нужно много знать и правильно давать ответы на все вопросы. Для проведения игры нам нужно разделиться на две команды.

Правила игры: Задания даются для обеих команд разные по очереди. Какая команда будет отвечать первой, мы определим, с помощью разминки. Но если команда отвечает не правильно, тогда отвечать будет другая команда. За правильный ответ – команда получает фишку.  

Разминка

1.Отгадайте загадки:

Без крыльев летают

Без ног бегут

Без парусов плывут (Облака)

2.В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю падает опять(Вода)

3.Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю (Воробей)

4.С хвостом, а не зверь

С перьями, а не птица (Рыба)

5.Не птица, а с крыльями

Не пчела, а над цветами летает (Бабочка)

6.Восемь ног как восемь рук

Вышивают шелком круг (Паук)

Задание №1

«Четвёртый лишний»

Вопросы 1 команде

  1. заяц, ёж, лиса, шмель
  2. воробей, паук, скворец, сорока
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела
  4. кузнечик, божья коровка, ласточка, майский жук
  5. пчела, стрекоза, енот, муха

Вопросы 2 команде

  1. кузнечик, божья коровка, воробей, комар
  2. таракан, муха, пчела, майский жук
  3. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка
  4. лягушка, комар, жук, бабочка
  5. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей

Задание№2

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного

Команды  должны определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю, за  правильное заселение команда получает фишку

Задание №3

«Когда это бывает»

У воспитателя картинки с изображением признаков времён года, а у детей – с изображениями времени года (весна , лето, осень, зима.). Воспитатель показывает картинку с признаком

Команды должны определить, к какому времени года подходит этот признак. За правильный ответ команда получает фишку.

Задание №4

«Что это за дерево?»

Вопросы 1 команде

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха)

 

Вопросы 2 команде

-Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб)

Физкультминутка

У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый
И как серый волк – волчище
Лучик ежика коснулся
Ежик славно потянулся

Игра - Земля, вода, огонь, воздух»

Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры

Задание №5

«Угадайте по описанию»

Вопросы 1 команде

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже  ловит рыбу. Зимой впадает в спячку»

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц

Вопросы 2 команде

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зубы, зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы) Ответ: лиса

Задание №6

Блиц опрос

1. У какого дерева белый ствол? (У березы)

2. У какого зверя есть иголки? (у ежа)

3.  Маленькая птичка наших лесов, которая не умеет ходить а только прыгает?

4. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

5. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)

6. Сколько ног у насекомых? (6)

7. Как называется дом муравьев? (Муравейник)

8. Как называется дом у скворцов? (скворечник)

 

9. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

10.  Разноцветные грибы (сыроежки)

11. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)

12. Чем питается бабочка? (Нектаром)

 

Воспитатель: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги

Итог:

Подсчет очков

Награждение медалями

Воспитатель - Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...