Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию (экология) на тему: "Мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия  в подготовительной группе по познавательному развитию (экология)  на тему: "Мир  насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.otkr_._zan.na_tem_mir_nasekomyh_-ekologiya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по экологии на тему: «Мир насекомых».

Задачи: 

1.Продолжать знакомство детей с живой природой.

2.Формировать элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения.

3.Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость

4.Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

5.Формировать навыки исследовательской деятельности.

6.Создавать комфортное психолого-эмоциональное состояние.

Ход занятия:

Организационный момент:(  дети стоят по кругу)

Дети: Здравствуйте! (здороваются со всеми)

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, лёгкий ветерок ,(покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

 Дети, вы хотите попутешествовать? – Да. – Сейчас мы с вами отправимся в гости на лесную полянку.

Дети: Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

(Подходят к полянке- на ней цветы).

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, посмотрите как красиво здесь - много цветов. На поляне живёт много разных обитателей. Хотите узнать кто они? – Да. - Для этого надо отгадать загадки.

Загадки:

1. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,

  И большие, большие глаза, называют её…. (Стрекоза)

2. Разрешенья не спросил, подлетел - и укусил! ….(Комар)

3.Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.

 Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он….(Кузнечик)

4.На полянке возле ёлок, дом построен из иголок.

  За травой не виден он, а жильцов в нем миллион...(Муравей)

5.Красненькие крылышки, черные горошки,

  Кто это гуляет по моей ладошке…(Божья коровка)

6.Шевелились у цветка, все четыре лепестка,

  Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел..(Бабочка)

7.Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

  Похлопочет над цветком- и поделится медком…(Пчела)

Воспитатель: Одним словом как можно назвать всех? – Насекомые. Хотите узнать, почему они называются насекомыми? – Потому что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко. Сейчас мы с вами в этом убедимся, собрав вот эти  картинки.

Игра «Собери картинки»: Надо собрать картинки разных насекомых из 4 частей. (Стоят 4 стола:  на них разрезные картинки с  насекомыми: бабочка, пчёлка, муравей, божья коровка,  кузнечик, комар, стрекоза) -  дети собирают.

Воспитатель: Кто у вас получился? (Дети называют насекомых.).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что про насекомых написано много сказок, стихотворений и музыки. – Да. А  какие сказки вы знаете? (Дети называют) – «Муха – цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Под грибком».

Воспитатель: Ребята, а пока мы с вами разговаривали, на полянке что-то произошло. (Запись грома и дождя. Ползёт муравей к грибку).

Отрывок из сказки В. Г. Сутеева «Под грибком»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей  на  полянке  маленький  грибок,  добежал  до  него  и
спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее... Ползёт к грибу мокрая Бабочка -Муравей, Муравей, пусти меня под грибок!  Промокла  я - лететь  не могу.
- Куда же я пущу  тебя? -  говорит  Муравей.-  Я  один  тут  кое-как уместился. -Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок.

Воспитатель: - Скажите мне, что за насекомые к нам в гости пришли?

- Муравей и бабочка. - Муравей, а куда же ты шёл? (Муравей читает стихотворение).

Муравей: В муравьином доме крышу починить пора

За соломинкой  вышел я, с утра

К ней через дорогу добрался не спеша

Оглядел, потрогал, очень хороша!

Ухватился лапками – раз и поволок

Для вас это соломинка, а для меня – бревно!

Воспитатель:  Что вы можете рассказать о муравьях? (Схема рассказа на мольберте: кто это, цвет, размер, части тела, чем питается, как передвигается, где живёт, польза).

Дети: Муравей - это насекомое; коричневого цвета; маленького размера. У него есть голова, туловище и лапки; на голове есть усики. Живут в муравейниках. Муравьи приносят пользу: уничтожают много вредных насекомых.

( Бабочка летит от грибка, воспитатель предлагает поиграть с бабочкой. Дети встают в кружок, бабочка в середине круга - выполняют движения по тексту).

Динамическая пауза «Бабочка»:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

Воспитатель:  - А вы знаете, как бабочка развивается, а затем рождается?- Да. Давайте составим схему - этапы развития бабочки.

Дети: Сначала бабочка откладывает яйца. Из яйца появляется гусеница. Гусеница превращается в куколку. Из куколки появляется бабочка. (Дети составляют схему на магнитной доске. Слышен звук пчелы).

Воспитатель: (Вопросы к детям) К нам на полянку ещё кто – то летит. Ребята, я не могу понять, кто же это гудит? – Пчела. - Чем питаются пчелы? - Питаются нектаром с цветов. - Где живут пчёлы? Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, а домашние - в ульях. Чем полезны пчёлы? – Пчёлы опыляют растения, производят мёд.

(Появляется пчёлка с ведерочком мёда, облетает всех детей – даёт понюхать  и попробовать  мёд).

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера – полосатая пчела,

(На каждое название насекомого загибают один пальчик).

А за нею шмель – шмелёк  и веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

(Делают кружки из пальцев и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали (роняют ладони на колени).

Воспитатель: - Мы с вами говорим про насекомых. Скажите, есть ли у насекомых враги? – Да. - Кто? – Птицы.

Воспитатель: Как – же насекомые спасаются от врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску). Почему майский жук коричневый? Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска? - Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, любая птица заметит.

Дети: Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. - А ещё как она защищается? - Она может замереть, притвориться мёртвой.

Воспитатель: (В корзинке лежат мелкие насекомые, на столе импровизированная полянка в виде панно). – Сейчас я вам предлагаю спрятать насекомых, чтобы их не заметили птицы. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке. (Дети прячут насекомых в кору деревьев или в траву, на ветки. Звучит песня «В траве сидел кузнечик» - 1куплет).

Воспитатель: Сегодня мы с вами хорошо развлекались на лесной полянке: рассказывали про насекомых, играли, составляли схемы, отгадывали загадки, читали стихи, а сейчас мы с вами споём частушки про насекомых.

Частушки о насекомых:

1.Мы весёлые ребята

Вам частушки пропоём:

Про жуков и бабочек

И про то, как мы живём.

2. На полянке бабочки

На цветочки сели

И цветочную пыльцу

Аппетитно ели.

3.Если к вам болезнь пришла.

Тело жаром пышет

Врач по имени «Пчела»

Вам рецепт пропишет.

4.Хороша была пчела,

Когда мёду нам дала,

А ведь раньше – прошлым летом

Так ужалила при этом!

5.Муравьишка – хвастунишка

Влез на ёлочную шишку,

Что есть силы, закричал:

«Я чудовище поймал!»

6.Меж берёзок паучок

Сплёл красивый гамачок.

И теперь, он жарким днём

Спит, покачиваясь в нём.

7.На тропинке, возле речки,

Целый день грустил кузнечик,

Он с утра не ел, не спал

Свою скрипочку искал.

8.В ярко – красненькой обновке

Плачет божия коровка

Зайка рядышком присел,

Пожалеть её хотел.

9.Я тоже слон – сказал комар,

Хоть пока ужасно мал

Вам подтвердит любой цветок,

Что я имею хоботок.

10.Мы пропели вам частушки – хорошо – ли, плохо – ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать и обижать насекомых?

Дет: Они живые.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими  можно любоваться. Как?

Дети: Наблюдать - как они летают, бегают, прыгают. Слушать, как они жужжат, стрекочут.

Воспитатель: - Нужно ли беречь насекомых? – Да. - Чтобы сохранить красоту природы,

 нужно обязательно беречь насекомых.

Стихотворение:

В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки

Природа - мать им жизнь дала, у них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой, и одинокий и пустой.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие на лесную полянку. Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с гостями. Насекомые благодарны вам за знания о них и дарят вам гостинцы. (Звучит последний куплет из песни  «Не дразните собак»

Воспитатель благодарит детей за занятие, дарит им гостинцы от насекомых, дети

 говорят до свидания гостям и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия старшей группе по познавательному развитию . Тема: «Волшебный мир насекомых »

Активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых....

конспект занятия средняя группа по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Наши помощники-органы чувств"

Занятие составлено для детей средней группы по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии. Оно направлено на совершенствование представлений ребят об органах чувств, как наших помощниках в ...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию экология "Весенняя прогулка"

Занятие построено так, чтобы выявить уровень сформированности экологических представлений и знаний детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия младшей группе по познавательному развитию ФЭМП «Путешествие по сказкам» с использованием сказкотерапии.

Дети младшей группы отправились в путешествие по сказкам. Во время путешествия по сказкам, помогал волшебный клубочек.Когда вошебный клубочек останавливался, дети отгадывали загадки, которые подсказал...