Экологический проект «Осень»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дюднева Наталья Юрьевна

Проект по экологическому воспитанию "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический проект «Осень»31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Осень»

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Период: 9.10. 2018.- 20.10.2018

Участники проекта: дети старшей группы «Пчёлки», воспитатель ,родители.

Актуальность проекта

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

В условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Проблема проекта:

Цель проекта:

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях,

формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

• Углубить, обобщить и систематизировать представления детей об осеннихизменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

• расширить представления детей о многообразии осенних даров природы;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

• способствовать развитию памяти, восприятия;

• воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта

1 Подготовительный

2 Практический

3. Заключительный

1 этап проекта Подготовительный

-Разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала по теме «Осень»

-Подбор аудиодисков со звуками осенней природы (шум дождь, ветра, шорох листвы и т. д.)

- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

- Разработка плана проекта с детьми

- Сотрудничество с родителями

2. этап проекта. Практический

Перспективное планирование по проекту «Осень»

Содержание работы с детьми задачи Участники проекта

Беседа на тему «Вот и осень наступила» 

Цель: расширять знание детей об осени.

- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, об осенних месяцах.

- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;

-уточнять и активизировать словарь по теме «Осень»;

-совершенствовать навыки ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.

Рассматривание иллюстраций «Осень» 

Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы); расширение словарного запаса детей. Воспитатели, дети

Прогулка - Наблюдение

За сезонными изменениями

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

формировать представление об осенних месяцах.

 Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.

Подвижная игра «Дети и волк»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Подвижная игра «Хитрый волк и пастух»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Развитие речи.

Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать любовь к природному окружению. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине.

Беседа на тему «Приметы и поговорки про осень»

Цель: закрепить представления о времени:

Времена года, осенние месяца; - закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;

- развивать у детей интерес к окружающему

Прогулка - Наблюдение «Сентябрь – вечер года»

Цель: Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.

Обогащение словаря: короче, длиннее.

Подвижная игра «Найди где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы Виталий Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь».

Цель: расширять представления детей об осени с помощью литературных произведений;

Дидактическая игра «Живое – неживое»

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе Воспитатели, дети

Интегрированное занятие «Ежи»

Развитие речи+ рисование

составление рассказа по картинке.

Цель: Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней. Учить рисовать ежей цветными карандашами. Развивать мелкую моторику рук.

Беседа «Осенняя клумба

Цель: Уточнить и расширить представления о осеннихцветах на клумбе астра, георгин, циния, бархатцы). Расширять словарь детей через речевые игры.

Уметь видеть красоту цветущих растений.

Прогулка Наблюдение«Цветы на клумбе»

Цель: Закрепление знаний детей о цветах.

Формирование умения детей различать многолетние и однолетние цветы.

Уточнение условий, необходимых для жизни растений.

Воспитание бережного отношения к ним.

Обогащение словаря: однолетние (космея, бархатцы, астры, петунья).

Малоподвижная игра «Я садовником родился.»

Цель. Расширить знание детей о различных цветах. Развивать быстроту реакции, внимание, логическое мышление.

Чтение художественной литературы «Дождь по улице идет.» В. Семернин

Цель: Познакомить детей с народными приметами о погоде.

Прогулка - Наблюдение «Что такое осадки?»

Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе. Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.

Подвижная игра

«Капельки» Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.

Дополнительное образование в технике пластилиннография «Цветные зонтики».

Цель: Создание цветного изображения на плоскости в полуобъеме в технике пластилиннографиии.

Чтение художественной литературы

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Г. Скребицкий «Осень».

Цель: Познакомить детей с художественной литературой. Развивать речь детей (обогащение словарного запаса, овладение художественными образами; развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать). учить видеть и понимать красоту осенней природы;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о разнообразии деревьев. Воспитатели, дети

Прогулка Наблюдение «Листья желтые летят»

Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.

Обогащение словаря: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т. д.

Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное

восприятие.

Заучивание стихотворения по мнемотаблице. И. Винокуров

«Ходит осень в нашем парке» 

Цель: Формировать интерес у детей к заучиванию стихотворений с использованием опорных рисунков.

Воспитатели, дети

Дидактическая игра «Какой лист?»

Цель: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Дополнительное образование в технике пластилинография «Осенняя береза» Цель:  Воспитание чувства гордости и любви русской березе – символу России; учить создавать образ березы (ствол, осеннюю листву) из пластилина, используя разный метод лепки (шарики, колбаски).

Способствовать обогащению и активизации словаря детей. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

НОД

 Тема«Деревья – наши друзья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;

Дидактическая игра «Где что зреет?»

Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Прогулка Наблюдение «Многообразие осенних листьев»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад».

Обогащение словаря: листопад, сыплются дождем, шершавая.

Подвижная игра «Листопад».

Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Цель: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать: внимание, наблюдательность, память, воображение.

Рисование элементами аппликация. Коллективная работа. « Осенние листья»

Цель: Продолжать учить; закрашивать листья цветными карандашами, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах; вырезать по контуру; Формировать умение работать в коллективе. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Воспитатели, дети

Беседа «Птицы осенью»

Цель:

способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); Воспитатели, дети

Прогулка Наблюдение за птицами

Цели:

— продолжить наблюдение за птицами на участке;

— учить различать основные части тела;

— развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Воспитатели, дети

Подвижная игра «Гном и шишки»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Воспитатели, дети

Подвижная игра «Филин и птицы»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Воспитатели, дети

Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом) Цель: Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Воспитатели, дети

Беседа

«Животные леса осенью» Цель: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

Воспитатели, дети

Подвижная игра «Ежики и яблоки»

Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Воспитатели, дети

Аппликация «Ёжики» Цель: обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги методом «гармошка»;

закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;

развивать мелкую моторику, внимательность;

закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире.

Воспитатели, дети

"Беседа об осени", обобщающая. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитатели, дети

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Воспитатели, дети

Развитие речи.

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»

Воспитатели, дети

Дидактическая игра «Зима или осень

Цель: Учить детей различать изменения природы в разные времена года, понимать и ценить красоту родной природы.

Воспитатели, дети

Игры с пазлами

«Осенние картинки» Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;

содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь Воспитатели, дети

Прогулка Наблюдение «Закрепление знаний об осени»

Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить Обогащение словаря: солнышко блистало. Туман, гуси, юг, обнажилась, поникли, побурела, караван.

Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какая бывает осень(ранняя и поздняя). Назовите приметы ранней и поздней осени. Чем они отличаются?

Воспитатели, дети

Подвижная игра

«Дровосек в лесу»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

Воспитатели, дети

Рисование в нетрадиционной технике

(губкой, закрепленной на прищепки.) «Золотая осень»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования губкой, закрепленной на прищепки.

Закрепить знания детей о временах года;

Тренировать умение пользоваться нетрадиционными техниками рисования.

Обогащать эмоциональную сферу ребенка;

Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение;

Учить видеть красоту осенней природы.

Развивать воображение, фантазию, мышление, чувство цвета и композиции.

Воспитатели, дети

Презентация «Деревья» Цель: закрепление знания детей о деревьях Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).

Воспитатели, дети,

Выставка поделок из природного материала «Осенняя палитра» Цель: формировать у детей эстетическое отношение к природе;

стимулировать творчество родителей и детей;

воспитывать любовь к богатствам родного края. Воспитатели, дети, родители

Создание альбома «Деревья их плоды и семена» Цель: Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, дать представления о способах распространения семян.

Воспитатели, дети, родители

Мини-музей «Деревья их плоды и семена» Расширять у детей знания и представления о деревьях:

-характерные особенности строения

-признаки отличающие одни деревья от других;сезонные изменения в строении лиственных деревьев

-узнавать и называть деревья и их плоды.

Работа с родителями

• Информационный стенд для родителей «Как провести с ребёнком осенний день»

• Анкета для родителей «Осень- чудная пора»

• Привлечение детей и родителей к сбору природного материала для проекта.

• Организация выставки -конкурса совместных работ детей и родителей «Осенняя палитра»

З. Этап. Заключительный

Создание мини-музея «Деревья их плоды и семена»

Результаты проекта:

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде. Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.

Список используемой литературы:

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

3. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Старшая группа М: Просвещение 2015 г.

5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. –

6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.

7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.

8. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М«Просвещение» 1985

9. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. –

10. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М«Просвещение», 1983

11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез, 2014 г.

12. И. В. Новика «Конструирование из бумаги с детьми 4- 7 лет» Изд. Сфера 2014 г.

14. Шорыгина, Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002.

15. Д. Колдина Лепка с детьми 5-6 лет. Изд. Мозаика синтез 2015 г.

Интернет- ресурсы:

http:// /maam/ru

http://bio.1september.ru/

http://macroclub.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень-чудная пора!"

v   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...

Экологический проект "Осень в гости к нам пришла"

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, ...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.Задачи проекта:Формировать систему знаний о природе, включая знания об е...

Экологический проект: "Осень, осень, в гости просим" для детей средней группы.

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию из разных видов материалов. Необходимость данного проекта была продиктована тем. что в детском саду отведено недостаточное количе...