"Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходаковская Елена Владимировна

Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Хлеб - всему голова" в рамках проекта "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры".

Основные задачи: 

  • познакомить со старинным способом уборки и обработки зерна;
  • постараться запомнить новые понятия «амбар», «сусеки», «закуток», «гумно», «овин», «каравай»;
  • показать (на картинках) и рассказать о старинных орудиях труда: «соха», «плуг», «серп», «коса», «цеп»;
  • разучить новые народные игры, пословицы, поговорки, стихи, пальчиковую гимнастику «Оладушки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Конспект

 по познавательному развитию

в подготовительной к школе

группе №5 «Звездочки»

Тема: «Хлеб – всему голова»

в рамках проекта

«Дары осени»

Выполнила воспитатель: Ходаковская Е.В.

г. Санкт-Петербург

2021 г


Цель: воспитывать интерес к родной истории и культуре, бережное отношение к труду и хлебу.

Задачи: 

  • познакомить со старинным способом уборки и обработки зерна;
  • постараться запомнить новые понятия «амбар», «сусеки», «закуток», «гумно», «овин», «каравай»;
  • показать (на картинках) и рассказать о старинных орудиях труда: «соха», «плуг», «серп», «коса», «цеп»;
  • разучить новые народные игры, пословицы, поговорки, стихи, пальчиковую гимнастику «Оладушки».


Предварительная работа: чтение художественной литературы, дидактические игры: "Что в поле растёт?", «Третий лишний». Занятия по книге "Мы за чаем не скучаем" (лепка из солёного теста), инсценировка сказки «Колобок», оригами «Дружные колоски», подвижные игры «Повели бабу в кут», «А мы просо сеяли».

Материалы: демонстрационный материал на данную тему, макет мельницы, хлебобулочные изделия из солёного теста, каравай, скатерть с деревянной посудой, пшеница, рожь, овёс, греча, калач, наклейки для самых активных детей, сито.

Ход занятия:

На демонстрационном столике на красивой скатерти в народном стиле корзинка и плетёные блюда с караваем, калачами, сухарями. На магнитной доске картинки с изображением сказки «Колобок», амбара, гумна, сеятеля, пахаря, серпа, цепа, косы.  В мешочках зёрна пшеницы, ржи, гречи, овса. Воспитатель в сарафане приглашает детей за столы.

Воспитатель. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили:

Встречай не с лестью, а с честью.

Вопрос. Назовите пословицы о гостеприимстве.

Ответы детей.

Что есть в печи – на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель. Все знают сказку о колобке. А как начинается его песенка?

Ответы детей.

Правильно:

По амбару метён, по сусекам скребён.

Что же это за СУСЕКИ?

Воспитатель. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.

Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы? Дети стараются вспомнить пословицы.

Баснями амбар не наполнишь.

НЕ тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хвались урожаем, когда рожь в сусек засыпаешь.

Воспитатель. Важное место в хозяйстве крестьянина занимал АМБАР. Там хранили зерно. Пора сбора ржи и пшеницы – очень важное время для крестьянина.

Кто веет и сеет, тот не обеднеет.

Собранный и связанный в снопы урожай везли на ГУМНО. Иначе его называли РИГОЙ. Там молотили – выбивали из колосьев зерно, а потом веяли – на специальном большом решете очищали зерно от сора.

Ворота у гумна делали с двух сторон: в одни въезжали, а в другие выезжали. Это очень удобно, так как, разгрузив телегу, можно ехать за новыми снопами, не распрягая лошадь. Часто около гумна ставили ОВИН – место для просушки зерна перед молотьбой. Он состоял из двух клетей – большой и поменьше.

Что посеешь, то и пожнешь.

Воспитатель. Сейчас мы с вами сыграем в известную хороводную игру «Каравай».

Воспитатель. Землю на Руси пахали сохой или плугом. Соха имела два зуба с железными наконечниками и почву брала неглубоко. В народе говорили:

Где пашет сошка, там и хлеба крошка.

Но соха была удобна для земли, отвоеванной у леса, с остатками корней. И ещё для неё нужна была одна лошадь. Плуг брал землю глубже, но в него необходимо было впрягать несколько лошадей или волов. Сеяли зерно из лукошка, хлеб жали серпом  или косили косой, а молотили деревянным цепом.

В сентябре мужика не изба греет, а цеп.

Засевали рожь, ячмень, просо, овёс, пшеницу, гречиху, а также лён:

Что в поле ни родиться -  всё в доме пригодиться.

Дети рассказывают выученное ранее стихотвоение:

«Осень пришла».

Осень, осень к нам пришла,

Что ты, осень, принесла?

В коробья холста, в амбар – зерна,

На прялку – шерстинку, да молока крынку,

На стол каравай.

Дождик, дождик, поливай!

Воспитатель.  Основной культурой была рожь, а ржаной хлеб был главным продуктом питания. Без него не обходилась ни одна трапеза.

Худой обед, коли хлеба нет.

Хлеба ни куска – стол доска.

Будет хлеб, будет и обед.

Если хлеба каравай, так и под елью рай.

Пекли, в основном, чёрный хлеб.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Матушка-рожь кормит всех подряд, а пшеничка - по выбору.

Кто из вас знает что такое «калач»?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно – это хлебобулочное изделие в форме кольца с утолщением, тонкая часть которого называлась «ручка». Демонстрирует калач.

Круглый сдобный пшеничный хлеб называется каравай. Показываеи каравай. Тому, кто хотел  его поесть на дармовщину, говорили:

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затирай.

Хлеб любили есть мягким:

Хлеб ешь мягким, а корки береги впрок.

А сухой резали и подсушивали, т.е. делали сухари. Показывает сухари.

Из муки делали разные блюда. Какие? Ответы детей.

 Покажу вам новую пальчиковую гимнастику: «Оладушки».

Делают пальчиковую гимнастику.

Лады-лады-ладушки,

Будем печь оладушки.

Их с вареньем станем есть,

А варенья и не счесть:

Отличное клубничное,

Вкусное арбузное,

Медовое айвовое,

Прекрасное ананасное,

Рубиновое рябиновое.

Ритмично хлопают в ладоши.

Ритмично стучат кулачками.

Загибают по одному пальчику

на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Воспитатель. А теперь проверим, как вы запомнила пословицы.

Вопрос.

Продолжи пословицу….

  • Что есть в печи – …на стол мечи.
  • Умей в гости звать, …. умей и угощать.
  • Не красна изба углами, … а красна пирогами.
  • Кто веет и сеет, … тот не обеднеет.
  • Что посеешь, … то и пожнешь.
  • Что в поле ни родиться -  всё в доме пригодиться.
  • Ржаной хлебушко – … калачу дедушка.
  • Худой обед, … коли хлеба нет.

Воспитатель. Умнички! Тех, кто больше всех запомнил поговорок и новых слов награждаем наклейками.

В заключение детей угощают караваем.

Народная игра «А мы просо сеяли».

Правила.
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и говорит слов (по 2 раза). Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и говорит свои слова второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог.

Дети становятся в две шеренги друг напротив друга, взявшись за руки, двигаются наступая и отступая, говорят слова (1 – первая шеренга, 2 – вторая шеренга):
1- А мы просо сеяли, сеяли!
2- А мы просо вытопчем, вытопчем!
1- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
2- А мы ее конями, конями.
1- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
2- А мы коней выкупим, выкупим.
1- А чем же вам выкупить, выкупить.
2- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1- Не надо нам и тысячи, тысячи!
2- А чего ж вам надобно, надобно.
1- А нам надо девицу (молодца), девицу (молодца).
2- А каку ж вам девицу (молодца), девицу (молодца).

Команда, выбирающая девицу или молодца совещается, говорят с места:
1- А нам надо Машеньку, Машеньку!
2 - Открывайте ворота, принимайте девицу!

Игроки сходятся попарно, перетягивают друг друга. Перетянутого игрока забирает победитель.
Двигаясь наступая и отступая, говорят слова:
- В нашем полку прибыло, прибыло!
- В нашем полку убыло, убыло!
- В нашем полку чай пьют, чай пьют!
- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Игра продолжается.

Подвижная игра на улице:

«Повели бабу в кут»   (Жмурки).

Выбирают водящего и завязывают ему глаза. Затем несколько раз поворачивают, а в это время поют:

Повели бабу в кут,

Где-ка кросна ткут,

Где калачики пекут!

Когда спели песенку, все спрашивают, а «баба» отвечает:

  • Где, баба, стоишь?
  • На берегу.
  • Что бережёшь?
  • Квас да ягоды.
  • Ищи нас два годы! (ударение на последний слог)

Все разбегаются, а водящий пытается кого-нибудь поймать. Кого «баба» поймает, тот и водит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....