Конспект открытого занятия в рамках конкурса "Мой лучший урок" - "Путешествие Колоска".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вырос в поле колосок.

Как же хлебом стать он смог?

В колоске домов полно,

В каждом вызрело зерно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_2.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

«Путешествие Колоска»

Вырос в поле колосок.

Как же хлебом стать он смог?

В колоске домов полно,

В каждом вызрело зерно!

Цель: - Формирование представлений детей о долгом пути хлеба от поля до стола и процессе его выращивания.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления детей о процессе выращивания зерна (хлеба);

- формировать представления детей о труде людей выращивающих хлеб, механизации труда;

- расширять представления детей о хлебе и хлебобулочных изделиях;

- способствовать формированию мыслительных операций (последовательность выращивания хлеба).

Развивающие:

- развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;

- развивать связную речь;

- развивать умение работать сообща;

- вызывать интерес к коллективному труду.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу;

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

1.Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспитателя по теме, ответы – вопросы)

2.Наглядные: картинка Колосок, картинки по теме «Хлеб», колосья пшеницы, зёрна пшеницы, набор круп: рис, гречка, горох, соломинка от колоска и стакан воды, трубочка для коктейля, набор фигурок «Колосок», мука в тарелочке и ложечка, солёное тесто.

3.Игровые (упражнение – приветствие, «встреча гостя «Колоска», физминутка, опыты и игровые упражнения).

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: (упражнение - приветствие, рассказ воспитателя по теме, ответы – вопросы).

Физическое развитие: (физминутка).

Социально-коммуникативное: (упражнение – приветствие, «встреча гостя «Колоска», физминутка, опыты и игровые упражнения).

Художественно - эстетическое развитие: (картинка Колосок, картинки по теме «Хлеб», колосья пшеницы, зёрна пшеницы, набор круп: рис, гречка, горох, соломинка от колоска и стакан воды, трубочка для коктейля, набор фигурок «Колосок», мука в тарелочке и ложечка, солёное тесто.

Возрастная группа: старшая группа (дети 5 – 6 лет)

Планируемые результаты:

- сформированы представления детей о процессе выращивания зерна (хлеба);

- сформированы представления детей о труде людей выращивающих хлеб, механизации труда;

- знают и правильно произносят названия хлебобулочных изделий;

- умеют логически мыслить и выстраивать последовательность выращивания хлеба;

- способны самостоятельно выполнять практические упражнения исследовательского характера;

- способны рассуждать, отвечать на вопросы;

- способны работать в коллективе с интересом;

- испытывают желание помогать взрослым.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- чтение сказки «Колосок»;

- беседа «Хлеб всему голова»;

- разучивание стихотворений, пословиц о хлебе;

- рассматривание колосьев пшеницы.

Ход занятия:

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Поприветствуем друг друга теплыми улыбками!

Воспитатель:

- Сегодня я вам что – то принесла, попробуйте отгадать:

Чёрный и белый,

Иногда подгорелый,

Коркой вкусно он хрустит,

На столе всегда стоит,

Из муки испечён,

Как же он наречён? (Хлеб)

- Да, это то, без чего мы не представляем свою жизнь. Это хлебхлебушекхлебушко.

-  Хлеб занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему? А какой бывает хлеб? Вспомним?

Дид. игра «Какой хлеб?» - с мячом: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный!!!

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. 

- Ребята, посмотрите среди гостей, есть один гость совсем необычный, кто это? Правильно – колосок!

- Ребята, колосок сказал мне, что он пришёл к нам, чтобы пригласить нас в путешествие и рассказать, как хлеб приходит к нам на стол! И приготовил нам карту – маршрут, по которой пройдет наше путешествие.

И так, путешествие начинается! Смотрим карту! В группе есть такой знак? Есть!

1. «Телевизор» (поле с трактором, нива, комбайн, элеватор, мельница, мука, тесто, хлебобулочные изделия).

- Место, где растёт хлеб – это огромное поле, которое называется нива. 

- Много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб. Этим и занимаются хлеборобы.

- Как только весной растает снег, начинается посевная пора. На поля выходят тракторы, которые пашут землю. А кто управляет трактором? (тракторист) Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – бороны. К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.

- Дождик поливает пшеничку, солнышко согревает землю и появляются ростки пшеницы. Колосья выросли, созрели и осенью начинается уборка урожая.

- И на поле выходят другие машины – комбайны.

- Кто работает на комбайне? (комбайнёр)

- Что делает комбайнёр? (собирает колосья)

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.

- Далее зерна машины везут в особые хранилища – элеваторы.

- Там пшеницу сушат и отправляют на мельницу, где из зерен мелют муку. Далее мука отправляется на полки магазинов и пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.

- Так вот, ребята, сегодня мы с вами  вместе с Колоском пройдем путь  и узнаем, как хлеб попал к нам на стол!

- Смотрим карту!

2. «Земля и росток»

Физминутка:

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды:

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

- Да, ребята в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.

- Перед нами стоят поддоны с землей, лежат зерна пшеницы. Что мы будем с вами делать? Правильно, посеем пшеницу, поставим ящики ближе к солнышку и посмотрим, что же у нас получится…

- Смотрим карту, что у нас дальше?

3. «Поле с пшеницей»

В приемной имитация нивы…

- Словно поле с пшеницей у нас здесь!

- Ребята, помогите мне собрать картинку. Что это? Правильно, Колосок, а из чего он состоит? Колосок состоит из корня, стебля – соломины и колоска – зерновины.

Стебель - соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).

Опыт «Пузырьки и соломинка»

Детям предлагается подуть через соломину в стакан с водой.

- Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Вывод: значит, соломина пустая.

- А если мы с вами соберём все колоски вместе, у нас получится букет. Такой букет называется сноп. Колоски собирают тогда, когда они созревают. А созревают они к концу лета. Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)

- Правильно, и вот когда зерно в колосьях созрело, начинается жатва. По окончании жатвы народ устраивал праздник. Существует традиция, которая называется «Пожелание плодородия» брали снопы, перевязывали их ленточкой и говорили пожелания.

- Как вы думаете, что желали люди? (хорошей погоды, солнышка, тепла, хорошего урожая, мира и счастья своим семьям).

Куда двигаться дальше? Смотрим карту…

4. «Элеватор»

Физминутка «Колосок»:

Вырос в поле колосок, (сидят на корточках, поднимаются)

Он не низок, не высок, (показать руками, присев и поднявшись на носки)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок, (наклоны в разные стороны)

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

- И так, мы выяснили, когда колоски пшеницы пожелтели, пришла пора жатвы, на поле вышли комбайны, которые срезают колосья и вымолачивают из них зерна. - Далее зерна машины везут в особые хранилища – элеваторы. Здесь хранят зерно по нескольку месяцев и ещё сохраняют от холода и сырости, отчищают от всякого мусора. 

- Но у нас  с вами нет комбайна, попробуем руками пошелушить колоски и посмотрим, что у нас получиться!

- Посмотрите, что у вас в ладошках? (зерна пшеницы).

- Куда же дальше отправляется наше зерно?

5. «Мельница»

- Из элеваторов чистое зерно, машины везут на мельницу, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку. А хотите, мы сейчас с вами сами будем молоть муку?

- Я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся тарелочки с зерном.

- Посмотрите, у нас получилась мука. Скажите мне какая она по цвету? (белая.)

- Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая.)

- Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус?

- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.

Смотрим карту – что дальше?

6. «Пекарня»

- Ребята скажите, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню, в магазин).

- Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто?

- А вы знаете, то мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто?

Это мы сейчас проверим!

 Игровое упражнение «Приготовим тесто»

- Колосок для вас приготовил картинки, выберите из них те, на которых изображены продукты, из которых можно приготовить тесто.

- Ребята, а теперь скажите, что можно приготовить из теста? (хлеб, булочки, батон, печенье и т.д.)

- А как эти продукты называют одним словом? (хлебобулочные изделия)

- Ребята, а когда хлеб испекли, куда его везут? Конечно же, хлеб попадает в магазины, а затем к нам на стол!!!

 7. «Звонок» (Рефлексия)

- К сожалению, наше путешествие подошло к концу, вы все были сегодня молодцы. Вам понравилось путешествовать с Колоском? А куда мы с вами путешествовали? (на пшеничное поле, на элеватор, на мельницу, в пекарню).

- Вы теперь знаете, какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол, сколько людей трудились, чтобы мы с вами кушали хлеб.

- Скажите мне, пожалуйста, как же надо обращаться с хлебом?

- Я буду надеяться, что каждый из вас теперь будет беречь хлеб,

Потому что Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь!

- Дети, прежде чем нас покинуть, Колосок хочет провести экзамен и проверить - с пользой ли прошло наше путешествие?

Д. и. «Что сначала, что потом»:

У нас на столе 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5, нужно разложить пакетики по порядку – что сначала, что потом?

- Какие вы молодцы! Колосок очень доволен! И приготовил вам

сладкий приз – каравай!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в рамках тематического недели "Игры и игрушки"

Конспект открытого занятия в рамках тематического недели "Игры и игрушки"...

Конспект открытого занятия в рамках проведения предметной недели "Художественные промыслы Подмосковья" на тему "Веселые матрешки"

В нашем детском саду прошло открытое занятие в рамках проведения недели "Художественные промыслы Подмосковья" на тему "Веселые матрешки"....

Конспект открытого занятия в рамках конкурса «Мой лучший урок» «Секреты воздушного шара»

Цель: - формирование у детей представления о свойствах резины в процессе познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект открытого занятия в рамках областных курсов повышения квалификации на тему: "Там на неведомых дорожках..."

Сюжетно-тематическое занятие направленное на развитие физических качеств и и двигательных способностей детей, так-же на взаимодействие в коллективе и развитию интереса к туристической деятельности....

Конспект на муниципальный этап конкурса «Мой лучший урок» «Путешествие в сказку» в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)

Пояснительная  записка к  ОД  «Путешествие в сказку» к конкурсу «Мой лучший урок»Направление:  дошкольное воспитание....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...