"Живое и неживое"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Шутова Екатерина Сергеевна

Конспект - беседа «ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

Цель: Пополнение и систематизация знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях.

Программные задачи: - образовательные:

- пополнять, систематизировать знания детей;

- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;

- активизировать словарь детей

-развивающие: способствовать развитию:

- связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;            

-  навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;

- умения отстаивать свою точку зрения;

- произвольного внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей. 

- воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.

Интегрируемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- физическое развитие.

Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.

Предварительная работа:

- ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами,

- рассматривание иллюстраций о живой природе,

- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,

- наблюдение за пересадкой растений.

- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,

- опыты с водой, камнями, песком, глиной,

- работа со схемой «живое-неживое»,

- чтение и разучивание стихов,

 - пальчиковые, речевые и дидактические игры.

Демонстрационный материал:

Схема «Живое-неживое»,

- Цветущий комнатный цветок,

- Рыбки в аквариуме,

- Изображение птицы в клетке,

- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.

- Игрушка Незнайка с большой сумкой.

Форма проведения: совместная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivoe_i_nezhivoe.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»

(беседа с детьми средней группы по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости»)

                                                 воспитатель Шутова Екатерина Сергеевна

                                                                     

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

Цель: Пополнение и систематизация знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях.

Программные задачи: - образовательные:

- пополнять, систематизировать знания детей;

- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;

- активизировать словарь детей

-развивающие: способствовать развитию:

- связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;            

-  навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;

- умения отстаивать свою точку зрения;

- произвольного внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей. 

- воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.

Интегрируемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- физическое развитие.

Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.

Предварительная работа: 

- ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами,

- рассматривание иллюстраций о живой природе,

- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,

- наблюдение за пересадкой растений.

- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,

- опыты с водой, камнями, песком, глиной,

- работа со схемой «живое-неживое»,

- чтение и разучивание стихов,

 - пальчиковые, речевые и дидактические игры.

Демонстрационный материал:

Схема «Живое-неживое»,

- Цветущий комнатный цветок,

- Рыбки в аквариуме,

- Изображение птицы в клетке,

- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.

- Игрушка Незнайка с большой сумкой.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности: Мотивация до завтрака:

В: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит самолет, а ниже его летит ворона. И задумалась! Они живые или неживые?

Дети: полилог детей. Да, ворона живая, нет, неживой самолет, но все равно летает!

В: - Кто считает, что ворона живая? Она кто? Почему вы думаете, что она живая?

Дети: - Ворона – это птица. Она умеет летать, передвигаться, летает с помощью крыльев, у нее есть хвост и перья. Она клюет зернышки…

В:- А кто считает, что самолет живой?  Он тоже летит, двигается.

Дети: - Нет, он неживой! А летает он, потому что его сделали!

В:- А вот как его сделали и кто, мы с вами поговорим после завтрака…

В: -О чем мы говорили с вами до завтрака?  Откуда же взялся самолет?  Кто его сделал?

Дети: - Его сделали умелые люди на техническом заводе.

В:-  А кто мне может рассказать, как же его сделали?

Дети: - Задумали, взяли материалы – и металл, и резину, и стекло, и пластмассу, выбрали инструменты – станки, все сделали по - порядку и получился в результате самолет.

В:- Полетели на самолете!  

Организационная игра «Самолеты».

В:- Самолеты идут на посадку.

В:- Тук-тук-тук. (Пришел Незнайка с большой сумкой.)

Незнайка: – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются, рыбки плавают, а в соседней группе птички поют. Вы их каким ключиком заводили?    

Дети: - Они живые, сами двигаются!

Незнайка: - Как это живые?  Что значит живые?

В: - Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма?

Дети: Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются.

Н:-  Живые… Как здорово, как красиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести им КРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть! (Воспитатель показывает большую сумку Незнайки) Вы поймайте одну рыбку сюда, от этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко.

В:- Незнайка, Незнайка!.. Кто же так делает? Ребята, правильно Незнайка решил сделать, собрав всех в одной сумке?!

Дети: - Нет, неправильно! Он все перепутал!

В: - Ну, конечно! Незнайка как всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить.

Дети приводят доводы в неправильности поведения Незнайки.

В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Незнайке?

Дети: - Она может погибнуть, стать неживой.

В: -Почему она может стать неживой, что должен знать Незнайка, чтобы не сделать ошибки?

Дети доказывают, что рыбка живая, называя пять признаков живого.

В: - А растение живое? Докажите. (…)

В: - А птичка живая? Докажите. (…)

В: -  Итак, что же хотел перенести Незнайка в другой детский сад? Какую красоту?

Дети: - Незнайка хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет…

Н: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя!

В: - Правильно, Незнайка! Нельзя переносить в сумке!  Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми?

Дети: -  Цветок нужно оставить в земле, полить его и дальше ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас своей красотой!

В: - Значит, растение нужно оставить в земле, а рыбку? (воспитатель показывает контейнеры с водой, землей)

Дети: - Рыбку нужно оставить в ее аквариуме.

В: - А чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает контейнеры с камнями, с песком)

Дети: - У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли…               

В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему?

Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки.

В: - Это все ЖИВОЕ (обводной жест), а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? (обводной жест). Это все какое?

Дети: - Это все НЕЖИВОЕ!

В: - Все согласны?  Если вы думаете, что это - живое, надо доказать. А если думаете, что неживое, тоже надо объяснить свою точку зрения.

Дети пытаются доказать, опираясь на признаки живого организма.

В: - Чем похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого)

В: - По каким признакам камень неживой? (…)

В: - Кто докажет, что песок неживой? (…)

В: - Про землю кто докажет? (…)

В: - Про воду? (…)

В: - Значит, про все это как мы сможем сказать одним словом?

Дети: - Это неживая природа!

В: - Почему?

Дети: - Нет признаков живого!

В: - А мы с вами какие? Почему мы живые? Кто сможет объяснить?

Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки.

В: - А одежда у нас живая или нет? Докажите.   (…)

В: - Что еще есть вокруг нас неживого?

Дети: - Есть разные предметы и вещи. (называют…)

В: - Как вы думаете, нам хорошо с неживым? Почему?

Дети: - Да, хорошо. Неживое нам помогает…

В: - Тогда скажите, рыбке хорошо в неживой воде? Почему?

Дети: - Это ее дом, он дышит в воде воздухом, питается в воде водорослями.

В: - А земля живая или нет?

Дети: - Нет!

В: - Почему тогда растению хорошо в земле?

Д: - Его корни в земле питаются полезными веществами. Оно растет в земле…

В: - А птичка почему не смогла бы находиться у Незнайки в сумке?

Дети: - Там темно и мало воздуха. А птичка дышит воздухом…

В: - Как вы думаете, а воздух живой?

Дети: - Нет!

В: Значит, и живой птичке нельзя без неживого воздуха! Так что же не знал Незнайка, когда решил всех посадить в сумку? Кто ему объяснит его ошибки?

Дети поочереди рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Незнайке его ошибки.

Н: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей КРАСОТОЙ!

В: - Хорошо, Незнайка, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! (Незнайка забирает свою сумку и уходит…)  А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает.

На улице:

  • Игра «Живое - неживое» с мячом.
  • Рассматривание живых и неживых объектов.

В группе:

  • Зарисовка наблюдений.
  • Оформление схемы «Неживые объекты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...

Эксперименты и наблюдения для изучения живой и неживой природы

в помощь воспитателям по теме окружающий мир...

Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).

Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...

Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой

Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...

Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой

Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...