Экологическая тропа путешествие Эколенка в мир природы
проект по окружающему миру

 путешествие Эколенка в мир природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoloicheskaya_tropa_docx.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  №  13 «Вишенка» городского округа город Выкса

Проект «Экологическая тропа»

в рамках муниципальной инновационной площадки « Разработка и апробация эколого-образовательной модели «Путешествие Эколенка в мир природы»

Автор-составитель:

.

Воспитатель  :    Белова В.С.

.

2021г.

Содержание:

          1. Паспорт проекта……………………………………………………………….….4

2. Этапы создания и оформления тропы…………………………………….…….7

3. Перспективный план работы по реализации  проекта………………………..11

4. Результивность проекта……………………………….………………………..15

 Список литературы………………………………………………………………..25

Приложение 1

Приложение 2

Приложения 3

Проект  «Экологическая тропа»

 1.Паспорт проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Содержание:  социально - педагогическое

Направленность: экологическое воспитание

Участники проекта: воспитанники средней   группы ,  воспитатель группы,

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2020 – март 2022)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Проект разработан и реализован в сотрудничестве  с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительной деятельности.

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

         Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании климатических особенностей нашего края. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Кроме того, экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. знакомство с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.

Задачи: Образовательные: Дать детям представление о разнообразии растительного мира на растениях ближайшего окружения;

Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

Закреплять знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);

 Развивающие: Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

 Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.

Этапы проекта

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат:

  1. Расширение экологических знаний у дошкольников:
  • Дети узнают особенности природы;
  • Дети овладеют знаниями  о безопасном поведении в природе; о работе с приборами, составлении прогноза погоды на ближайшее время;

о температуре воздуха,  о направлении и силы ветра, облаках

о приметах, пословицах, поговорках о погоде

о названиях лекарственных растений, их применении и способах ухода;

  • У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
  • Дети сумеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
  1. Создание на участке МБДОУ метеостанции, дендрария лекарственных растений, уголка созерцания, тропы здоровья, уголка труда; фермы, огорода
  2. Положительное эмоциональное состояние детей  во время проведения различных  закаливающих, исследовательских, познавательных и др. мероприятий;
  3. Творческие работы детей (отражение впечатлений, полученных в ходе любования природой, экспериментирования, наблюдений),  создание  книг «Народные приметы о погоде», «Лекарственные растения», дневника наблюдений за погодой.
  4. Повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах организации познавательно-исследовательской работы.

Формы  и методы реализации проекта:

Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы; Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;

Практическая деятельность;

Наблюдение за живой и неживой природой;

Дидактические, настольные экологические игры;

Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);

Труд в природе;

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.

Риски проекта:

Непредсказуемость климатических условий, неприживаемость растений.

 Методические продукты проекта:

Оформление экологической тропы, дидактические игры: « Чей листок?», « Какая птица?», «перелетные птицы», « Составь картинку», «какой цветок лишний», «»,наглядное пособие: «Перелетные птицы», « Насекомые»,»Деревья»,»Первые весенние птицы», «Зеленая аптека на участке», «дневник наблюдений за погодой», «Времена года», алгоритм «посадка лука»,  «Первые весенние насекомые»,дыхательная гимнастика « сдуй снежинку», « сдуй стрекозу», «хорошо-плохо» , « разложи насекомых»

книги «Народные приметы о погоде», «Лекарственные растения», дневник наблюдений за погодой

 2.Этапы создания и оформления тропы:

1 этап – подготовительный:

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропы с  нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.

выбор вместе с детьми хозяина тропинки– сказочного персонажа «Эколенка».

Составление паспорта всех точек тропинки.

Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Проведение педагогической диагностики ( см. приложение 1)

2 этап – познавательно-исследовательский:

Содержание деятельности по реализации проекта.

Задачи, реализуемые на видовых точках экологической тропы:

Точки  берёза, тополь, сосна, рябина, осина -фруктовые деревья:  яблоня ,вишня

«Деревья » ( работа ведется круглый год)

- закреплять у детей различать деревья по внешним признакам;

- закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

Точка «Птичья столовая» (работа ведется круглый год )

- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;

- закреплять у детей  различать и называть птиц по внешнему виду;

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;

- воспитывать бережное отношение к ним.

- синица;

- воробей; сорока ;голуби,  ворона

 Точка «метеостанция» (работа ведется круглый год)

Детская метеоплощадка - инновационная разработка, созданная специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста. На ней расположены приборы, аналогичные тем, что используют профессиональные метеослужбы. На ней ребятишки смогут на протяжении всего года отслеживать погоду, измеряя давление, температуру и влажность воздуха, уровень осадков.

  • познакомить детей с назначением метеорологической станции;  с метеодомиком и его содержимым.
  •  развивать навыки общения с окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • закреплять представление  детей о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде);
  • познакомить детей с   приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучать детей снятию показаний приборов, сравнению их;
  • закреплять представления о четырех частях света;
  • способствовать речевому стимулированию в ходе познавательно-исследовательской деятельности детей.

                   Точка «дендрарий» (работа ведется с апреля по октябрь)

-     уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

- Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- закреплять у детей собирать и сушить лекарственные растения.

Точка «Уголок созерцания» (работа ведется с апреля по октябрь)

  • Создать на участке МБДОУ уголок созерцания со сказочными персонажами
  • Закреплять и углублять  художественно-эстетические впечатления, полученные в течение года.
  • Поддерживать инициативу детей в импровизации. 
  • Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка. 
  • Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
  • Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира.

Точка « Уголок труда» ( работа ведется круглый год)

  • Создать на участке МБДОУ уголок труда (сказочный домик с инструментами, колодец и т.п.)
  •      Привлекать детей к трудовой деятельности на участке и в дендрарии, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
  •  Закреплять представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Точка «Оздоровительная дорожка» (июнь-август)Хождение по оздоровительной дорожке, Организация здоровьесберегающего пространства.

- формирование у детей опорно-двигательной системы

         - формирование у детей здоровьясберегающих технологий

 Точка «Цветочная клумба» (работа ведется с апреля по сентябрь)

- уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- дать представление о сезонных работах в цветнике;

учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;

- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;

-развивать навык опытно-экспериментальной деятельности.

- многолетние и однолетние цветущие растения.

 Точка «Огород» (работа ведется с апреля по октябрь)

- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;

- развивать интерес к выращиванию овощных культур;

- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;

- семена, рассада, плоды овощных культур.

Точка « Домик насекомых» (работа ведется с апреля по октябрь)

- углубить знания детей о насекомых, их образе жизни;

- сзакреплять представление о роли насекомых в жизни леса;

- воспитывать бережное отношение к ним

3 этап – обобщающий

Защита проекта «Путешествие Эколенка в мир природы        »

3.Перспективный план работы по реализации  проекта

Содержание и формы работы

Задачи

Название

Сроки

1

Наблюдение

Беседа, трудовая деятельность

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-«Почему желтеют листья на деревьях»

-« Погода осенью»

-Беседа «какие птицы улетают на юг»,наблюдение за световым днем» ,книги    

-«Народные приметы о погоде»

Октябрь 2020

2

Игровая деятельность

Наблюдение

Беседа

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

Беседа с детьми о деревьях поздней осенью

Наблюдение за световым днем

- д\и « Назови какое дерево»,                                  -д/и «Светло-темно»

Ноябрь 2020

3

экспериментирование

Наблюдение

Беседа

развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

«Вершки-корешки»

- проверить, что раньше появляется из семян семена гороха, огурцов

«какие птицы прилетают на участок зимой»

Беседа «Деревья зимой»

Декабрь 2020

4

Наблюдение

беседа

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-«какие птицы кормятся на кормушке»

-Наблюдение за погодой  зимой

Январь 2021

5

Наблюдение

Беседа

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-« Какая ворона и какой воробей»

,-наблюдение за погодой «Вьюга»

Февраль 2021

6

Наблюдение

Беседа

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-Беседа с детьми «Погода ранней весной»

-Наблюдение « Грачи прилетели»

-беседа с детьми для чего дереву почки

Март 2021

7

Наблюдение ,трудовая деятельность

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону; развивать интерес к выращиванию овощных культур;

«рассматривание набухания почек на деревьях»

«Появление первых  проталин на клумбе»

«первые  весенние птицы», вскапывание грядок

«наблюдение за растениями около пруда», Посадка семян(редиска, укроп ,петрушка)

Апрель 2021

8

Наблюдение

Экспериментирование, трудовая деятельность

продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-«Появление первых листьев на деревьях»

-эксперимент « что будет с прудом если подует ветер», -«Первые цветы»

 -«Первые весенние  насекомые»,

- труд. поручения «Посадка лука»,

Май 2021

9

Наблюдение

Беседа, консультация

Трудовая деятельность

развивать интерес к выращиванию овощных культур, закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону; уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений

-Беседа «Обитатели пруда»--,консультация «Зеленая аптека на участке», рассматривание цветущих деревьев. ,

-знакомство с оздоровительной дорожкой

 -рыхление почвы и полив,

-беседа с детьми « не рви цветы»

- беседа с детьми « осторожно клещи»

Июнь  2021

10

Беседа наблюдение

закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону; формирование у детей здоровья сберегающих технологий сзакреплять представление о роли насекомых в жизни леса

 -Наблюдение  за яблоней,

-Наблюдение «за обитателями пруда»,  

-хождение по оздоровительной дорожке

- беседа с детьми «Береги природу»

-наблюдение «Солнце, воздух и вода ,лучшие друзья  огорода

Июль  2021

11

Наблюдение

Трудовая деятельность

экспериментирование

развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. формирование у детей опорно-двигательной системы, сзакреплять представление о роли насекомых в жизни леса

- Эксперимент «Что будет если в пруд положить камень»

-хождение по оздоровительной дорожке

-Наблюдение за воробьями,

-Полив растений в огороде

-наблюдение за погодой

- наблюдения за насекомыми « божья коровка»

 Август  2021

12

Наблюдение,

Экспериментирование

уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений

-«Почему осенью цветы вянут»цветы на клумбе

-«Любование за объектами в уголке созерцания»,

-эксперимент «Направление ветра»

-Беседа «перелетные птицы»

Сентябрь  2021

13

Экспериментирование, наблюдение, игровая деятельность ,трудовая деятельность

развивать интерес к выращиванию овощных культур; закреплять у детей  

-Эксперимент «Что будет с прудом если опустить листок на воду», д/и «Чей листок»,

-сбор урожая на огороде.

-наблюдение за деревьями «Краски осени»

-беседа «Что едят птицы осенью»

Октябрь  2021

14

Наблюдение, беседа

закреплять представление  детей о значении погоды закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах

-Беседа « Погода поздней осенью»

-Наблюдение за деревьями « береза»

-«загадки про птиц»

Ноябрь  2021

15

Наблюдение

беседа

закреплять представление  детей о значении погоды

закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах

-наблюдение «сколько ног у птиц и как они ходят?»

- Беседа «погода в декабре»

-

Декабрь  2021

16

Наблюдение

Трудовые поручения

закреплять представление  детей о значении погоды закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

- наблюдение «Птичьи следы на снегу»

- укутывание корней деревьев снегом

-наблюдение «за световым днем»

Январь 2022

17

Наблюдение

Беседа

закреплять представление  детей о значении погоды, закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

- наблюдения « какие звуки издают птицы»

-  Беседа с детьми «деревья зимой»

- наблюдение за метелью

Февраль 2022

18

Наблюдение

Беседа

Закреплять представление  детей о значении погоды, закреплять у детей различать изменения природных явлений и объектов по сезону;

-«Путешествие по экологической тропе»

-Наблюдение « Грачи прилетели»

-беседа с детьми для чего дереву почки

Март 2022

 4.Результативность проекта

Приложение 1. Педагогическая диагностика

      Приложения 1

Приложение 2. Описание объектов экологической тропы и рекомендации по организации работы с детьми:

«Деревья »- экскурсии и наблюдения в разные времена года; исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, плоды; связь с животным миром; польза для человека.

* Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

(С. Есенин)

ЗАГАДКА

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

(Береза)

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы – малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики,  похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

*ОСИНА

Осинку

Окрасила

Осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль —

Облетает.

(В. Лунин)

Даже в безветренную погоду в осиновом лесу можно услышать слабый шум шелестящих листьев, словно они постоянно о чем-то перешептываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть.

Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке трусливом или охваченном страхом. Возникло это выражение не случайно. С давних пор люди подметили, что при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают шелестеть – «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь. Интересно, что у молодых побегов листья совершенно не похожи на листья взрослого дерева. Они крупнее, мягче, слегка опушены, с заостренной верхушкой. Черешки молодых листьев короткие и круглые в сечении, и «дрожать» они не могут.

Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных.

* СОСНА

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе..

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками ...

Сосна

*ТОПОЛЬ

Тополь – это знают все —

Чемпион по росту.

И достать мою макушку

Вам совсем не просто,

Потому что я за лето

Вырастаю на два метра.

Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.

Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?

Тополь

* рябина – дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличны от листьев других деревьев. Зацветает дерево в начале лета - на нем появляются душистые цветы, которые очень привлекают пчел и ос. Постепенно  в течение лета на дереве появляются плоды – ягоды. Их также как и дерево называют – рябина. К осени листья приобретают яркие краски – становятся багряными, оранжевыми. Ягодки тоже меняют цвет, назревают, становятся красными. И только лишь к зиме поспевают ягоды рябины, гроздья становятся тяжелыми, увесистыми

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Рябина

*яблоня -В умеренном климате яблоня - самое главное плодовое дерево. Учёные насчитали не менее 10 тысяч сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Все эти сорта приспособлены к разному климату и почвам. Но яблочным краем по праву считается средняя полоса России, а самым знаменитым и любимым сортом яблок - янтарно-жёлтая, душистая, кисло-сладкая и хрустящая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Яблоки едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе, делают сидр - некрепкое яблочное вино. Особенно хорошо получается желе из яблок дикой яблони Сиверса. В ней много пектинов, благодаря которым и застывает, становится студенистой вся яблочная масса.

Все на свете знают этот фрукт,

Витаминов много, и железо тут.

 Этот фрукт полезен, сладок он на вкус.

Угадайте, дети, как его зовут? (Яблоко)

*вишня- Плоды вишни богаты биологически активными веществами. Они действуют как антирадиационные, тонизирующие и противогипертонические средства. Плоды вишни содержат также глюкозу и фруктозу. Много в плодах вишни полезных веществ – каротин, витамин С, фолиевая кислота и другие, а также в ней имеется железо и кумарины.

Вишня – это ценная и полезная для здоровья людей садовая культура

Маленькое деревце: весной — девица,

 Накинет фату — в белом цвету,

А придет лето — красными бусами

Будет одета, кто же это? (Вишня)

2.«Птичья столовая» - постройка кормушки для птиц; наблюдение за птицами в разное время года; слушание пения птиц; выработка правил поведения.

Птичий пир

 Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи, направляются на юг.

Но остался сизый голубь зимовать на ветках голых.

По деревьям вверх и вниз скачет стайка птиц-синиц.

Птица клёст в гнезде ютится, а ворона — у окна.

Помогите встретить птицам день, когда придёт весна.

Прогуляйтесь по опушкам, подарите им кормушки.

Даже с севера снегирь прилетит на этот пир.

Автор: Татьяна Бокова

*Синицы – красивые птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Ранней весной синица начинает вить гнездо. Синицы многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Своё название получили за звучание своей песенки: «сии-сии» или «ции-ции».

 Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Автор: А. Барто

*Воробей – маленькая шустрая птичка. Различают два вида воробьёв – городские и деревенские. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение скромное, серое. Деревенский воробей более робкий, но наряднее своего брата. Воробьи очень прожорливые птицы. Они истребляют не только вредителей насекомых, но и вредят урожаю. Воробей плохой строитель, не умеет комфортно строить гнездо, поэтому чаще захватывает чужие гнёзда, и выгнать его оттуда бывает непросто. 

Воробей скакал по грядке

Воробей скакал по грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки…

-Не поймать меня коту,

Я проворный на лету.

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

По тропинкам , по дорожкам

Скачет серый воробей.

Что он ищет? Ищет крошки

Для себя и для детей.

Автор: М. Петров

*Сорока – лучший строитель в лесу. Она не любит занимать своё старое гнездо, и каждый год строит новое. Гнездо у неё просторное и прочное, дно выложено сухой травой и мхом. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8=10 малышей. Сорока разбойница и воровка, запросто может украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда

Сорока-воровка

Сорока-воровка!

А что это значит?

Чужое присвоит

И где-нибудь спрячет.

Зачем она громко

В лесу затрещала?

Затем, что соседку

Свою извещала, звала воровать,

А за каждую кражу

Того, кто ворует,

Надо под стражу!

В. Боков

3.«Цветочная клумба» - сравнение клумбы и огорода; выращивание и посадка рассады; наблюдение за ростом растений и созреванием семян; характер поведения растений в разное время суток и в разных погодных условиях.

4.«Огород» - наблюдение за работой взрослых; уход за посаженными растениями; опытно-исследовательская деятельность; наблюдение за ростом растений; знакомство с правилами посева семян; знакомство со свойствами почвы.

5.«Видовые точки деревьев» - экскурсии и наблюдения в разное время года; окапывание деревьев; исследование внешних особенностей; польза для человека и забота человека.

6.«дендрарий» - посадка растений в фитоуголке; сравнение умения растения приспосабливаться к среде обитания; рассматривание и сбор семян растений; польза для человека.

7.«Насекомые» - наблюдение за насекомыми в естественной среде обитания; сравнение внешнего строения и приспособленности к условиям проживания.

Список литературы :

1.З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г. ;

2. Саморукова П. Г. Систематизация знаний у детей о природе // Дошкольное воспитание

3. А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;

4. А. И. Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г. ;

5. О.А . Соломенкова «ознакомление  с природой в детском саду» мозайка синтез-2014

6. С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;;

7. Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г. ;

8. И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.

9. Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;

10. П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.

11.Манохина Е. Знакомим дошкольников с растениями.- Мурманск,2003 г.

12.Марковская Т., Любарова В. Мир комнатных растений.-СПб,2003-31с Николаева С. 13.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика-Синтез- 1999-138с.

14. Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г. ;

15.Н.Н. Поддьяков Педагогическая технология детского экспериментирования

Интернет-ресурсы:

1. https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/priroda/rasskazhite-detjam-o-derevjah/

2. https://multi-mama.ru/stihi-pro-ptic-dlya-detej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

Экскурсия по экологической тропе "Путешествие с лесовичком"

Данный материал поможет воспитателю  проследить  осенние изменения в природе с детьми на прогулке....

Конспект спортивно-экологического развлечения “Путешествие по волшебным уголкам природы” Для детей среднего дошкольного возраста.

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шелк......

Конспект занятия "Экологическая тропа "Путешествие в природу"

Представлен занимательный конспект занятия с детьми по экологическому воспитанию...

Конспект экологического развлечения "Путешествие по волшебным уголкам природы"

Конспект экологического развлечения"Путешествие по волшебным уголкам природы"Конспект экологического развлечения "Путешествие по волшебным уголкам природы".Программное содержание:- Закрепить навыки бе...