Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лещенко Людмила Николаевна

Конспект  занятия

"Как хлеб на стол пришел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_hleb_na_stol_prishel.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 35

Конспект  занятия

Образовательная область «Познание»

Тема: «Как хлеб на стол пришел»

Группа общеразвивающей направленности

для детей в возрасте 4-5 лет

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Лещенко Людмила Николаевна

Оренбург, 2019 г

Тема: «Как хлеб на стол пришел»

Цели: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

  1. Воспитательная: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу. Формировать умении работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
  2. Развивающая: Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Способствовать формированию мысленных операций, развитию речи.
  3. Образовательная: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.

Расширять и обогащать знания детей о многообразии хлебных продуктов и их изготовлении. Познакомить с профессиями: комбайнёр, мельник, пекарь. Обогащение лексического запаса детей.

Работа над словарем: хлебороб, комбайнер, элеватор, мельница, мельник, пекарня, пекарь.

Приемы руководства деятельности детей в занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: чтение потешек, поговорок, примет,  пальчиковые гимнастики.
  2. Приемы активизации  деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды (иллюстрация с видом зерен пшеницы, колосьев, уборочной машины, элеватором, мельницы, хлебобулочных изделий, муки.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: рассмотрение зерен, посев зерна в землю.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, физ. минуток.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей с педагогом.

Создание среды для организации и проведения занятия:

  1. Презентация «Как хлеб на стол пришёл».
  2. Проектор.
  3. Каравай.
  4. Рушник.
  5. Скатерть.
  6. Клеенки.
  7. Одноразовые тарелочки.
  8. Зерно пшеницы.
  9. Контейнер с землёй.
  10.  Грабли детские.
  11.  Лейка, колоски.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Колосок», «Круть и Верть».
  2. Просмотр иллюстраций о хлебе.
  3. Заучивание стихотворений, потешек, пословиц, пальчиковых гимнастик о хлебе.

Виды детской деятельности в занятии:

  1. Игровая;
  2. Коммуникативная;
  3. Трудовая;
  4. Продуктивная;
  5. Музыкально – художественная;
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Познавательно – исследовательская.

Планируемые результаты:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости в познавательно – исследовательской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитание нравственных качеств;
  • Расширение и активизация словарного запаса детей;
  • Умения детей действовать самостоятельно;
  • Развитие интереса к развитию.

Критерии оценки деятельности в занятии:

  1. Дети отвечают на вопросы.
  2. Активно участвуют в продуктивной деятельности.
  3. Проявление самостоятельности.
  4. Обращение за помощью к взрослому и детям, оказание своей помощи другим.
  5. Эмоциональное реагирование.
  6. Соподчинение мотивов.
  7. Проявление волевых усилий.
  8. Аргументирование самооценки.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательно – исследовательская

Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание, замачивание).

При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность.

Социализация

Рассматривание колосьев пшеницы.

Дать понять о том, что у каждого зернышка есть своя «квартирка» в «домике» колоске.

Коммуникация

Беседовать о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей.

Музыка

Песня о хлебе о колоске, о созревшем поле.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослым и сверстниками.

Труд

Практическая деятельность. посев зерновых культур (ячмень, пшеница, овес).

Развить интерес к выращиванию растений.

Физическая культура

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.  

Соблюдать элементарные здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Художественное творчество

Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.

Развивать способности, воображение и индивидуальное самовыражение при рассматривании картины. Прививать чувство эмоции. Откликаться на эмоции воспитателя.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадок, чтение пословиц, потешек, стихотворений о хлебе.

Обогащение лексического запаса детей, развитие слуха, внимания, наблюдательности; коррекция речи, коммуникативных качеств при чтении потешек.

Безопасность

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План занятия:

  1. Вводная часть.                                                                                   3 минут

Создании проблемной ситуации.

Создании мотива для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Определение цели.

Демонстрация хлебобулочных изделий.

  1. Основная часть.                                                                                17 минуты

Презентация.

Показ слайдов и комментирование, дискуссия.

Рассматривание зерен.

Посев зерна, полив.

Физкультурная пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Закрепление «Как колосок стал хлебом».

Составление рассказов детьми из личного опыта «Как нужно беречь хлеб».

  1. Заключительная часть.                                                                 5 минут

Оценка деятельности детей и самооценка.

Дидактическая игра «Как хлеб пришел на стол».

Раздача хлебобулочных изделий.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия.                                                                             25 минут

Ход занятия:

Части занятия

Содержание

Области

  1. Вводная часть.                                                                                  

Создании проблемной ситуации.

Создании мотива для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Определение цели.

Демонстрация хлебобулочных изделий.

Звучит музыка о хлебе, дети заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, посмотреть, что вы знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

(звучит музыка заходит ребёнок, у него в руках каравай на рушнике читает стих).

Ребёнок: Мир Вам гости дорогие,

Что пришли к нам в добрый час!

По старинному обычаю,

Хлебом солью встретим Вас!( кланяется).

Воспитатель: Да, ребята это старинный обычай был и остаётся встречать гостей хлебом и солью.

(Воспитатель забирает каравай и ставит на стол, на котором лежат колоски и хлебобулочные  изделия. Воспитатель берёт колосок).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы поздороваемся друг с другом и пожелаем « Доброе утро», передовая наш колосок друг другу. Ну, что настроение хорошее, улыбнулись друг другу.

(Воспитатель загадывает загадку)

Воспитатель: Вырос в поле дом

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Ответы детей - колос).

Воспитатель: Правильно - это колос, он в гости к нам пришёл и принёс нам каравай. А что такое колосок? Откуда он берётся? В колоске много зёрен. Где он растёт? … Он растёт в поле - это полевое растение. Это пшеница или рожь. И колосок нам сейчас расскажет, как же он стал душистым караваем.  

 

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

Музыка

  1. Основная часть.                                                                                

Презентация.

Показ слайдов и комментирование, дискуссия.

Рассматривание зерен.

Посев зерна, полив.

Физкультурная пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Закрепление «Как колосок стал хлебом».

Составление рассказов детьми из личного опыта «Как нужно беречь хлеб».

(Рассказ воспитателя « Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями: хлебороб, комбайн, комбайнёр, элеватор, мельница, мельник, пекарня, пекарь, кондитер.

Воспитатель: Мы узнали, что бы приготовить хлеб и он к нам пришёл на стол: в этом принимают участия много людей: как мы называем этих людей?

-Хлеборобы - что они делают?

(ответы детей).

-Мельник - что он делает?

(ответы детей).

-Пекарь – что он делает?

(ответы детей).

-Кондитер – что он делает?

(ответы детей).

Воспитатель: Мы узнали, чтобы приготовить хлеб, и  он к нам пришел на стол в этом принимают участие много людей: а кто принимает участие в приготовлении хлеба?- как мы их называем?

(ответы детей: хлеборобы).

Воспитатель: что они делают?

(ответы детей - сеют, ухаживают, выращивают).

Ребёнок: Вот он хлебушко душистый

Вот он - тёплый золотой.

Словно солнцем наливной

Ведь недаром стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Воспитатель: Что делает мельник?

(ответ детей - мельник включает журнава и перетирает зерно в муку).

Воспитатель: что делает пекарь?

(ответ детей – печет хлеб).

Воспитатель:  Поэтому мы должны беречь труд людей, которые принимали участие в приготовлении хлеба. К хлебу нужно бережно относится. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будите есть хлеб, вспомните, сколько  труда вложено в каждый кусочек.

(ответы детей – не крошить, не бросать хлеб, бережно  к нему относиться.).

Воспитатель:  Вот мы с Вами как бережем хлеб. Остатки хлеба мы выносим птичкам – они их съедают. А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зернышки – немного подвигаемся.

Игровое упражнение на развитие движений:

Вырос в поле колосок (дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок (поднимают руки вверх, качаются)

Закачался колосок.

Мы в поле пойдём (ходьба на месте)

Колоски соберём (наклоны)

Муки натолчём (кулаками одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечём, (сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем

Караваем угощаем (вытягивают руки вперёд, ладони вверх).

Воспитатель: А сейчас присаживайтесь за столы, мы с вами на время превратимся в хлеборобов. Ребята, перед вами тарелочки, что в них лежит?

(ответы детей).

Воспитатель: да ребята - это зёрна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки  и скажите какие они на ощупь? Скажите какой они формы? Величины и цвета? А вы увидели, что зерно имеет бороздку и делит его на две половинки?

(ответы детей: маленькие, твёрдые, гладкие).

Воспитатель: Да, ребята в каждом зёрнышке живёт росток, чтобы он проснулся, зёрна нужно посадить в землю. Вот у нас маленькое своё поле. (на столе стоит контейнер с землёй). Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зёрнышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зёрнышки землёй. Как вы думаете, что поможет нашим зёрнам прорасти?

(ответы детей: солнце - свет, дождь  - вода).

Воспитатель: Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев. Ребята, посмотрите какие росточки появляются из зёрен. (воспитатель показывает проросшие зёрна). А из этих росточков вырастут колосья. Вы видели какое поле получается из колосьев? А это поле останется у нас в группе. Мы будем за ним ухаживать, наблюдать. И не забывать поливать. Каждый посев всегда у хлеборобов заканчивался праздником, давайте и мы с вами поиграем?

Игра «Весёлый мешочек»- дети встают в круг.

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

 Тот потешку о хлебе

Скажет нам

(дети передают мешочек по кругу под музыку, на ком музыка заканчивается тот и рассказывает потешку).

Потешки о хлебе:

А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы-

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

Пирожки для Машеньки,

Пирожки для Сашеньки,

Остальным - по калачу,

Жаворонка я хочу.

Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

Тра - та- та, тра- та- та ,пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Мешу , мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай - переваливай, валяй!

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут, поедим и воробушкам дадим.

Воробушки сели, все оладьи съели!

 

Познание

Коммуникация

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

  1. Заключительная часть.                                                                

Оценка деятельности детей и самооценка.

Дидактическая игра «Как хлеб пришел на стол».

Раздача хлебобулочных изделий.

Подведение итогов НОД

Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним как этих людей называют и какую работу они выполняют.

Д/и «Разложи по порядку».

(дети должны разложить набор картинок в определённой последовательности, как хлеб на стол пришёл).

Словарная работа: хлебороб, комбайн, комбайнёр, мельница, мельник, пекарь, пекарня, кондитер, зерно, мука, хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Молодцы ребята! А какие   пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

(ответы детей).

Много снега - много хлеба.

Посей впору - будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а что в амбаре.

Хлеб всему голова.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Без соли, без хлеба половина обеда.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хлебом и соль встречают дорогих гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания. Ребята у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?

-Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

 Я сама его не съем, разделю ребятам всем.

                                             (баранки).

Ребёнок: Мы сестрички- баранки,

Испеклись спозаранку,

К чаю торопились-

Вот и прикатились!

Воспитатель открывает мешочек (с которым играли дети в «Весёлый мешочек»).

Воспитатель: Это угощение от нашего колоска. Давайте скажем ему спасибо!

(дети угощаются, ребёнок раздаёт угощение гостям, звучит музыка о хлебе).

Воспитатель:

 Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.

Золотые слова - забывать их не вправе.

«Хлеб – всему голова»

В поле, в доме, в державе!

Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.  

Коммуникация

Социализация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Разработано в рамках основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и входит в цикл заняти...

Информационно-исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел"

Цель: Систематезировать знания детей об истории возникновения хлеба на столе....

"Откуда хлеб на стол пришел" Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Обогащать представления дошкольников о том, как делают хлеб, воспитывать уважение к людям, его создающим поможет данный материал....

Конспект комплексного занятия с использованием мультимедийных средств обучения "Как колосок хлебом на стол пришел".

Данное занятие построено на использовании медиапроектора. Воспроизводятся картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Дети комментируют слайды заранее выученными стихотворениями. Проводятся...

проек "Как хлеб на стол пришел"

Цель: систематизация представлений детей об истории возникновения хлеба на столе.Задачи:1.Продолжать закреплять знания детей о хлебе;2. Познакомить с процессом изготовления хлеба;3. Расширить пре...

"Откуда хлеб на стол пришел"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:   «Откуда хлеб на стол пришел»...