НОД для детей средней группы экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хохлова Наталья Валерьевна

Опыты с детьми средней группы "Жидкости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sadika_opyty.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости».

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких веществ (вода).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:
Для воспитателя:презентация на мультимедиа, чайник с горячей водой, стакан с горячей водой, таз с водой, большой кусок льда,.
На каждого ребёнка:4 стакана с водой; лед; ситечки; мисочка с сахаром; мисочка с краской; маленькая пустая емкость для переливания воды; 2 палочки; 2 трубочки для питья.

Ход эксперимента.

Воспитатель:
           (слайд 2) Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, где мы с вами поиграем в ученых, исследователей. Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей).Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. Работают ученые в научной лаборатории. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.

Воспитатель: (слайд 3) Все верно, вот основные правила поведения в лаборатории:

-Не толкай соседа во время работы;

- Сначала посмотри (послушай), потом повтори;

- Выполнил работу, положи всё на место;

- Будь осторожен!
Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!

Опыт №1

Воспитатель: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру». Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (Нужно потрогать стаканчик или воду руками).Какая у вас вода в стаканчике? (холодная) Как можно сделать воду теплой?(подогреть, добавить горячей воды) У вас нет горячей воды. Почему? (мы можем обжечься) Правильно, горячая вода может причинить вред, если с ней обращаться неосторожно. (слайд 4) У меня в чайнике есть горячая вода. Сейчас я подойду и каждому из вас налью в стаканчик горячей воды. Какая вода у вас теперь получилась? Потрогайте стаканчик.(Тёплая)Значит можно сделать вывод, что вода бывает тёплой, холодной и горячей, и при смешивании разной воды изменяется её температура.

(слайд 5)В реках, озёрах, морях вода разной температуры - тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из-под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли».(слайд 6) А теперь вы добавите кубик льда в ваш стакан с тёплой водой, а я добавлю кубик льда в стакан с горячей водой.Что происходит со льдом? (Тает).Одинаково ли тает лёд? Чей кубик растает быстрее? В каком медленнее? Почему? Лёд тает быстрее от соприкосновения с горячей водой. Какая стала вода в вашем стакане? (Холодная) Почему исчезла тёплая вода? (в стакан добавили лёд, он холодный).

Опыт №2.

Воспитатель: Перед нами вода. Она, какая: твердая или жидкая? (жидкая)Давайте убедимся в этом. (слайд 7) Попробуйте перелить воду из стаканчика в мисочку. Вода изменила форму? (да) Вода меняет форму, потому что она жидкость.А сейчас подойдите все к большому столу. Перед вами находятся ситечки. (слайд 8) Попробуйте зачерпнуть ситечком воду. Что происходит? (она вытекает). Можно ли в сите перенести воду? (нет) Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить, т.е. заморозить? (Вода превратится в лед) Какой формы лед? Чем лед отличается от воды?  Можно ли лед лить, как воду? (нет)Давайте попробуем.(слайд 9) Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. А плавает ли лед?Я положу кусочек льда в миску.  Какая часть льда плавает? (Верхняя.)В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (слайд 10). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Посмотрите, что произошло со льдом в вашем стакане? Почему лед растаял? (в комнате тепло) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Физминутка: Танец капелек(слайд 11)

Воспитатель:Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Воспитатель:Танец капелек под песню "Кап-кап-кап дождик пошел"

Опыт №3.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что вода бывает и жидкая и твердая. А как вы думаете, у воды есть вкус? Вот мы сейчас и проверим. Перед вами мисочка с сыпучим веществом и два стакана с водой. Как вы думаете, что находится в мисочке? (слайд 12) Сейчас пересыпьте порошок из миски в один из стаканов и размешайте палочкой. Возьмите трубочку и попробуйте воду из стакана, в который вы ничего не сыпали. Какая вода по вкусу? Есть у нее вкус? (нет). А теперь попробуйте воду из другого стакана. Какой у нее вкус? (сладкий). Почему вода стала сладкая? (в нее добавили сахар). А первом стакане у воды есть вкус? (нет, в нее ничего не добавляли). Значит можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса.

Опыт №4.

А сейчас опустите в стакан с водой палочку и посмотрите на нее через стакан. Вы видите палочку? А в другой стакан вылейте краску из мисочки и размешайте.(слайд 13) Опустите в стакан другую палочку. Что произошло? (палочка исчезла). Как вы думаете почему? (Вода окрасилась и стала непрозрачной).Значит вода изначально прозрачная и через нее можно видеть какие-либо предметы.

        Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Вам понравилось быть учеными? Что мы сегодня изучали? (воду). Что вы о ней узнали?(слайд 14) В следующий раз мы проведем эксперименты с другими веществами. А сейчас наша лаборатория закрывается, убирайте свои рабочие места.(слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей средней группы

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности в средней группе для педагогов и родителей....

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды» для детей средней группы

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности....

Художественно - эстетическое развитие у детей средней группы. Изобразительная деятельность на тему «Гусеничка».

Художественно - эстетическое развитие у детей средней группы. Изобразительная деятельность на тему «Гусеничка»....

План-конспект вечера развлечений для детей средней группы музыкальная деятельность

План-конспект вечера развлечений для детей средней группы "Путешествие в сказочную страну" Цель: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельност...