Конспект занятия в старшей группе «Знакомый незнакомец – апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Наталья Александровна

Коспект занятия в старшей группе по познанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomyy_neznakomets_apelsin_starsh_gr.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомый незнакомец – апельсин»

Основные цели:

  1. систематизировать знания детей о фруктах и способах их группировки;
  2. способствовать формированию представлений о свойстве апельсина (не тонет, так как в кожуре есть воздух);
  3. развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию через экспериментальную деятельность;
  4. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
  5. развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Дидактические материалы: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры.

Оборудование: емкость с водой, магнитная доска, мяч.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: 

     - создать психологически комфортную атмосферу;

- мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

- вызвать желание помочь Степашке.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (зайчик)

- А что он любит кушать больше всего? (морковь)

- Морковь - это что? (овощ)

- Верно, Заяц кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать.

- Хотите ему помочь?

- Сможете это сделать?

  1. Актуализация

Дидактические задачи:

- актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос.

         - Назовите, какие вы видите фрукты на подносе.

          - По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

          - Сколько групп получилось? (2)

          - Какие? (сладкие и кислые). (Дети группируют фрукты).

          - Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

Дети группируют фрукты на столе по каждому названному признаку.

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Воспитатель подводит детей к выводу, что фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой? (да) Дети называют фрукты.

- Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет признак апельсина.

- А теперь давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д.)

- А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (они стали как живые)

- А что плохого? (нельзя кушать)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными? (да)

- Дорисуйте к апельсину кто что пожелает.

Дети дорисовывают к апельсину недостающие на их взгляд детали (ноги, крылья и т. п.)

- Ну а теперь устроим выставку. Предлагаю вам превратиться в ваших необыкновенных апельсинов.

 Дети, изображая «необычных апельсинов», доходят до магнитной доски и прикрепляют свои работы.

  1. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина;

- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

- Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

А зайц - то как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся). Попробуйте, он тяжелый? (воспитатель дает апельсин в руки детям)

Воспитатель подводит детей к выводу, что если предмет тяжелый, то он должен утонуть. Дети бросают апельсин в емкость с водой.

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Можете объяснить зайчику, почему тяжелый апельсин не утонул? (нет)

- Почему? (потому что не знаем, почему он не утонул)

- Значит, что нам нужно узнать? (почему апельсин не утонул)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

 Дидактические задачи:

- сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого, узнать самим, из книг, энциклопедий).

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду.

- Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями?

- Возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть … везде.

- Значит…эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды.

- Теперь мы можем объяснить зайцу, почему апельсин не тонет? (ответ детей)

- Вот и зайчишке понятно теперь стало. Правда, зайчик?

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

- закрепить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Дети бросают в воду выбранный фрукт, объясняют результат: почему утонул или не утонул. Воспитатель уточняет ответы детей.

  1. Осмысление

Дидактические задачи:

- провести рефлексию деятельности на занятии

- создать ситуацию успеха.

 Воспитатель собирает около себя детей

- Кому сегодня помогали?

 - Какое новое знание помогло нам объяснить З, почему тяжелый апельсин не утонул? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы.  Рассказали  о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.

-Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия в младшей группе "Мы делили апельсин"

План-конспект занятия  в младшей группе по развитию речи  "Мы делили апельсин"...

Конспект занятия для старшей группы "Знакомим детей с Конвенцией по правам ребенка"

Разъясняются права и обязанности детей в игровой форме. P/S  Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Знакомимся с Республикой Башкортостан»

Данный материал знакомит детей с Республикой Башкортостан,  с её государственной символикой (герб, флаг), национальным костюмом. Обеспечивает правильное усвоение башкирской народной сказки....

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по знакомым сказкам»

Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.Воспитывать смелость, находчивость.Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами....

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

Знакомим с русской народной культурой "Наша добрая матрёшка", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - знакомство с русской матрёшкой; воспитывать интерес к быту и изделиям народно...

конспект познавательного занятия в старшей группе "Знакомый незнакомец- апельсин"

Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада "Знакомый незнакомец- апельсин" . Занятие включает в себя экспериментальную деятельность детей....