Картотека игр по развитию экологических представлений (старшая группа).
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Развитие экологических представлений (картотека игр для детей 5-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
1.«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры.
Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
2.«НАЙДИ ПАРУ».
Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
3. ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.
Цель: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
4.«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры.
«Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
5. ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ.
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
6. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры.
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
7. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры.
Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
8.«НАСЕКОМЫЕ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры.
Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
9. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры.
Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
10.«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
11. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры.
Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
12.«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры.
Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
13. БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
14.«НАЗОВИ ТО, ЧТО СКАЖУ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
15.«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры.
Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
16.«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры.
«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.
17.«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры.
Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
18.«ДОБРЫЕ СЛОВА».
Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры.
Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т.д.
19. ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
20. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
21.«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры.
Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
22.«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры.
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
23.«ЧТО, ЗА ЧЕМ?» (времена года)
Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры.
Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.
24.«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
25. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.
26. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».
Цель. Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.
27. ИГРА С МЯЧОМ «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры: Вариант1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
28. УГАДАЙ ЧТО В МЕШОЧКЕ?
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
29. ВЫБЕРИ НУЖНОЕ.
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
30. ГДЕ СНЕЖИНКИ?
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
31. ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАННО?
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
32. СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ.
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
33. УГАДАЙ.
Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
34. ПОЛЕЗНОЕ - НЕПОЛЕЗНОЕ.
Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
35. ОТГАДАЙ КТО ИЛИ ЧТО ЭТО?
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
36. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
37. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня, слива, дуб и т.д.
38. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).
Цель. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».
(вариант 2)
Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
39. УГАДАЙ ГДЕ РАСТЕТ?
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом любое растение, ребенок отвечает где оно растет: сад, огород, луг, поле, лес.
40. ЧТО Я ЗА ЖИВОТНОЕ?
Цель: закреплять знания о животных. Развивать фантазию.
Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет животного, т.е. какого зверя, птицу, насекомое и т.д. они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает животное.
41. КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
42. ЦЕПОЧКА.
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-411680-1645465465.jpg)
Картотека игр по развитию речи в старшей группе
Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859850-1480531230.jpg)
НОД по развитию математических представлений, старшая группа
НОД по развитию математических представлений, старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/31/picture-1076354-1540980532.jpg)
ФЭМП. Развитие временных представлений. Старшая группа.
ФЭМП. Развитие временных представлений. Старшая группа.Презентация разбита на несколько частей, для удобства закачивания, но является единым документом....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088484-1543741985.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-1355824-1642084969.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПОЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА....