Познавательный проект "В мире букашек"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Журавлева Елизавета Александровна

Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. А насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их. Участие наших воспитанников в проекте позволит расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, строения, пользе или вреде насекомых; развить творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность. Мы надеемся, что данный проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_bukashek.docx557.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Познавательно-

исследовательский проект

«В мире букашек»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Продолжительность проекта: краткосрочный  (3 недели).

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники разновозрастной группы №3. музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

        Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является   формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

      В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. А насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

    Участие наших воспитанников в проекте позволит расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, строения, пользе или вреде насекомых; развить творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

    Мы надеемся, что данный проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.

Проблема проекта:

Вопросы: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Цель проекта: формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

  • Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
  • Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей, формировать навыки исследовательской и самостоятельной поисковой деятельности.
  • Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.) .
  • Воспитывать отзывчивость и гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

  • Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки).
  • Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).
  • Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  • Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный этап:

  • Накопление педагогами информации по теме проекта: проведение консультаций, изготовление информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
  • Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

II. Основной этап:

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное,

Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое, Физическое развитие.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Просмотр презентаций по теме проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов.
  • Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых? », «Опасные насекомые», «Кто такие насекомые? », «Где дом у насекомых? », «Кто, как, где спит? », «Кто живёт в подземном царстве? », «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края", «Трудолюбивые и  ленивые насекомые».
  • Воспитание бережного отношения к природе:  «Путешествие в царство насекомых».
  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек».
  • Упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
  • Игры: Бабочка и цветок, Нелепицы, Бабочка, Лото «Насекомые».

  1. Познавательное развитие:
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, отрывка из программы "В мире животных".
  • НОД «Насекомые».
  • Игры: Собери насекомое из многоугольников, Четвёртый лишний, Посчитай точки у божьей коровки, Сложи картинку, Часть – целое, Найди 10 отличий, Лабиринт.
  • Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
  • Использование игрового поля «Луг».

  1. Речевое развитие:
  • Чтение произведений: К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотова из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», Н. Романов «Что узнал дождевой червяк», В. Драгунский «Он живой и светится».
  • Заучивание стихов, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
  • Составление описательных загадок про насекомых.
  • Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
  • Речевые игры: Чье крылышко?, Подбери признаки, Закончи предложение (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)   (-Муравей сидел около…., - Божья коровка ползла по… , - Жук спрятался под…, - Муха села на…, - Гусеница сидела на…, - Муха ползала по …..), Что есть, чего нет, Как передвигаются насекомые, Чем питаются насекомые, Назови насекомое по описанию.
  • Пальчиковые игры: Пчелки, Улитка, Сороконожка, Божья коровка, Бабочка.

  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Рассматривание иллюстраций к книгам.
  • Разгадывание вместе с детьми кроссвордов.
  • Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу».
  • Обводка и рисование по трафарету.
  • Раскрашивание насекомых в раскрасках.
  • Изготовление бабочек из бумаги.
  • ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
  • ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
  • ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
  • Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
  • Музыкальные игры: Муравейник, В стране Жуковинке.
  • Разучивание хороводных игр: Сороконожка, Паук.
  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;

  1. Физическое развитие:
  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка».
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза».
  • Релаксация под звуки природы.
  • Физкультминутка «Сороконожка».
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
  • Стихи с движениями «Прогулка».
  • Двигательные игры: Паук и мухи, Мед и  пчелы, Сороконожка.

Самостоятельная деятельность  детей:

  • Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов.
  • Раскрашивание в раскрасках.
  • Работа с трафаретами.
  • Рисование, лепка, аппликация по выбору.
  • Рассматривание альбома «Кто такие насекомые».
  • Игры на ковре с фигурками насекомых.
  • Использование в играх игрового поля «Луг».
  • Игры в театральном уголке.

Работа с родителями:

  • Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление информационного стенда.
  • Проведение консультаций по темам:

«Что читать детям о насекомых»;

«Как учить с детьми стихи дома»;

«Расскажите о насекомых»;

«На природу с ребенком».

  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
  • Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
  • Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
  • Совместное творчество родителей и детей: изготовление поделок из ягод «Шестиногие малыши».

III.  Заключительный этап:

  • Продукт проектной деятельности: Семейные поделки из ягод «Шестиногие малыши».
  • Развлечение «Как муравей секрет здоровья искал»
  • Книжка – малышка с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
  • Альбом «Удивительный мир насекомых».
  • Мультимедийная презентация.

Выводы по проекту:

  • В результате нашей работы, дети узнали: Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки. Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
  • Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
  • У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
  • Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.
  • У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
  • Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Анкета для детей

Цель: выявить знания детей о насекомых.

Нужны ли насекомые нам и природе?

Почему дети уничтожают насекомых?

Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами?

Знают ли дети, как насекомые зимуют?

Приносят ли они пользу или вред

Где можно взять информацию по теме?

Совместное творчество родителей и детей:

изготовление поделок из ягод

«Шестиногие малыши».D:\ФОТО\2019 год\Шестиногие малыши - поделки\DSCN4268.JPGD:\ФОТО\2019 год\Шестиногие малыши - поделки\DSCN4269.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посуда для букашек».

Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе....

«Мир букашек».

«Мир букашек»....

Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»

Цели: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.Задачи:Образовательные задачи:v  Учить анализировать, устанавливать простейшие пр...

Конспект занятия - наблюдения "Охота на букашек"

Цель: помочь детям увидеть своими глазами разнообразие мира насекомых, заинтересовать детей процессом наблюдения и описания насекомых, раскрыть детям значение и роль в природе насекомых, проявить умен...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по лепке. Тема: «Домик для букашек»

Конспект образовательной деятельности во второй младшей  группе по лепке. Тема: «Домик для букашек»Помогает развивать мелкую моторику, развивать внимание, творческий интерес. Раз...

Страна букашек и кузнечиков

     С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, не перестаем восхищаться увиденным и передаем свои чувства и мысли детям. Яркими представителями являются насек...