Методическая разработка экскурсия в "Музей птиц"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Стрельчикова Татьяна Васильевна

Проект "Удивительный мир птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.r._ekskursiya_v_muzey.docx847.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интерактивной игры «Экскурсия в музей птиц»

с использованием ИКТ.

Автор: Стрельчикова Татьяна Васильевна, педагог ГБДОУ детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Дата проведения: 1 апреля – Международный день птиц.

Цель: 

Образовательная: расширять и углублять знания детей о птицах, живущих в различных климатических зонах.

Обучающая: активизировать представления детей об особенностях внешнего вида птиц, повадках и приспособлении их к среде обитания.

Развивающая: развивать внимание, речь, мышление, творческие навыки, уметь переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение к птицам.

Оборудование:

- Презентация по теме «Такие разные птицы»

- Картины русских художников с изображением птиц

- Фонограмма «Голоса птиц»

- Дидактическая игра «Третий лишний», разрезные картинки (русские народные сказки).

- Игровая зона "Музей" (включает: рисунки детей – экспонаты, организованные в экспозицию, билетная касса).

- Стол реставратора (лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки и др.)

- Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода.

Ход игры:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня 1 апреля Международный день птиц, и я предлагаю экскурсию в музей птиц. Она будет в виде игры. Как вы думаете, что нам понадобится для игры? 

Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать кассира, смотрителя, реставратора, назначить экскурсовода.

Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея - группу туристов.  

Воспитатель: На чем туристы могут добраться в музей?

Дети: На автобусе, маршрутке, троллейбусе.

Воспитатель: Я предлагаю построить автобус из стульев (дети ставят стульчики). Кого вы хотите выбрать на роль шофера? (предложения детей). А я, дети, буду вашим экскурсоводом из турагентства. Всё подготовили к игре, можем начинать. Сейчас я позвоню в музей.

Телефонный звонок.

Воспитатель: Здравствуйте! С Вами говорит экскурсовод Татьяна Васильевна из турфирмы «Цветик- семицветик». К вам едет группа туристов из детского сада № 12.

Директор музея: Пожалуйста, будем рады видеть вас в нашем музее.

Дети с воспитателем выбирают водителя.
Воспитатель: Уважаемые гости, занимайте места в автобусе. Мы рады приветствовать вас в городе Петергофе. В этом году мы отметим 311 лет со дня образования города. В нашем городе больше 30 музеев. Наш автобус подъехал к музею. Предлагаю выйти из автобуса.

Директор музея встречает гостей и предлагает купить билеты.

Директор музея: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас в нашем музее птицПожалуйста, приобретайте входные билеты в кассе.

Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты.

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашем музее птиц. Вы знаете, какие правила надо соблюдать в музее? Какие? Ответы детей (здороваться с сотрудниками и раздеться в гардеробе. Вести себя тихо и внимательно слушать экскурсовода. Не трогать экспонаты руками). Все правильно.

В нашем музее экспонаты можно трогать руками, рассмотрев экспонаты нужно положить их на

место. Экспонаты нельзя ломать и уносить домой. И первый зал который мы посетим это зал «Птицы России»

Зал «Птицы России»

Экскурсовод: Огромное количество видов птиц существует на нашей планете. Сложно перечислить всех, их насчитывается около 10 тысяч видов. (слайды с иллюстрациями с птиц России)

Экскурсовод: Ребята, посмотрите на этих птиц? Каких из них вы узнаёте? Назовите их. На какие два вида можно разделить этих птиц? Почему этих птиц называют перелётные? Почему остаются зимовать вороны, воробьи, голуби, синички?

Дети отвечают на вопросы, думают, рассуждают, делают выводы.

Экскурсовод: Молодцы. А теперь поиграем в игру «Угадайте птицу по голосу». Птицы подают голос по-разному. Давайте прислушаемся (звучит фонограмма «Голоса птиц»). Дети угадывают по голосу птицу, (на экране появляется картинка птицы).

Молодцы! Пришло время посмотреть на других птиц. Приглашаю вас в зал «Птицы жарких стран»

2 зал «Птицы жарких стран». Загадки про птиц (слайды «Африка», «Австралия», «Южная Америка», отгадки- слайды с изображением птиц). 

Экскурсовод: Чтобы увидеть птиц надо отгадать загадки.

Загадки:

На отмели, лагуне,

Та птица обитает,

И розовыми перьями,

К себе взгляд привлекает! (Фламинго)

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка (попугай)

Африканская крупная птица,

А не умеет летать.

Зато любит веселиться

И головой в песок нырять (Страус)

Эта птичка знаю сам

Всем на удивление

Весит ровно восемь грамм

Вместе с оперением.

И висит как вертолет

Над цветами долго

И нектар, представьте, пьет

Как простая пчелка. (Колибри)

Не орёл и не синица

А совсем другая птица

Настоящая, не миф 

Птица-хищник, это. (гриф)

.

Молодцы! Загадки вы отгадали. Теперь игра на внимание «Ай да счёт, игра и только» ( физминутка с цифрами)
Столько раз в ладоши хлопнем (8) Столько раз ногами топнем (10) Мы подпрыгнем столько раз (3) Мы наклонимся сейчас (7) Мы присядем ровно столько(4) Ай да счёт, игра и только!

Экскурсовод: Вот какая весёлая игра. Но нам пора идти дальше.

Пройдем в 3 зал «Птицы Севера». Слайды с изображением птиц Антарктиды и Северного полюса. Эти птицы живут там, где царство льда и снега. Вы узнаёте этих птиц? Назовите их. Чем они отличаются от других птиц? Где они делают свои гнёзда? Почему имеют светлый окрас?

Дети называют птиц, размышляют над ответами. Активизируют свои знания и приходят к выводу, что каждая птица приспособилась жить в своей среде.

Суровые условия жизни — это нелегкое испытание на выносливость для птиц. Некоторые виды птиц холодных стран находятся на грани уничтожения и внесены в Красную книгу. В наши дни, благодаря законами и запретам, направленным на спасение птиц и животных, ситуация медленно, но исправляется.

Экскурсовод: Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне снова захотелось с вами поиграть. Игра называется «Третий лишний» (на столах карточки: три картинки с изображением птиц, две птицы обитающих в холодных странах и одна птица жарких стран, или одна птица России). Вы должны найти лишнюю картинку и объяснить почему. Приступайте к работе. (Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор). Вы сделали всё правильно

Пройдемте в следующий зал «Народные промыслы» (выставка экспонатов: хохломской, городецкой, гжельской росписи с птицами).

Экскурсовод: Мы с вами на выставке народных промыслов. Давным-давно своими руками   люди   делали посуду, игрушки и много других предметов для своей семьи и детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия, какие они красивые. Здесь представлены разные предметы посуды: кувшин, чашки, ложки, миски, ковш, тарелки. Что изображено на этих изделиях. (ответы детей). Как вы думаете почему наши предки изображали птиц на посуде, одежде?

Экскурсовод: Птицы издревле вдохновляли наших талантливых предков на творчество: Они становились темой глиняной игрушки, декоративной росписи, лаковой миниатюры, кружевоплетения, вышивки... Ведь вольная птица - символ счастья и свободы, а домашняя - воплощение благополучия и достатка. Кроме того, птица - одно из самых красивых и совершенных созданий природы! Приглашаю в «Картинную галерею» нашего музея (Слайды картин В. Васнецов «Сирин и Алконост» А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Я. Билибин иллюстрация к «Сказке об Иване –царевиче, Жар-птице и Сером волке», Ф. П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», Ярошенко Н.А.  «Всюду жизнь». Рерих Н.К. «Заморские гости») 

Экскурсовод:

Пернатые создания являются героями русских песен и сказок, птиц можно увидеть на картинах художников. Перед вами картины с изображением птиц. Подойдите поближе и рассмотрите картины русских художников. Напоминаю вам, что рассматривать картины надо в полной тишине. Какая картина вам понравилась? Почему? (ответы детей)

Воспитатель обращается к смотрителю: Скажите, а если какой-нибудь экспонат в музее сломается или потускнеет, что вы делаете, выбрасываете его?

Смотритель: Нет, что вы, мы отправляем испорченный экспонат к реставратору. Сейчас я проведу вас к нему в мастерскую.

Дети застают реставратора за работой, он восстанавливает поблекшие краски на картине.

Реставратор: Здравствуйте! Рад видеть вас в нашей реставрационной мастерской. Наши реставраторы могут починить мебель, склеить разбитую посуду, собрав ее из осколков. Посмотрите на эту картину, краски на ней побледнели, я её вновь раскрашу, и она станет как новая. Предлагаю вам побыть немного художниками -реставраторами. Дети работают за столами с разрезными картинками (иллюстрации р.н. сказок «Гуси-лебеди», «Лиса и дрозд», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок-золотой гребешок", «Лиса и журавль», «Кулик».

Экскурсовод: Какие красивые картины у вас получились. Наша экскурсия завершена.

На память о нашем музее птиц я хочу подарить вам книгу «Энциклопедия про птиц», чтобы вы её читали, рассматривали картинки и узнавали что-то новое и интересное. Просим Вас, поделиться своими впечатлениями о нашем музее и экскурсии. Скажите, что было интересно, какая часть экскурсии вам больше понравилась? Что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего?

На прощание оставьте свои впечатления в книге отзывов (дети выбирают и наклеивают смайлики в книге отзывов). Дети благодарят экскурсовода, прощаются и садятся в автобус.

Воспитатель: Ребята Вам понравилась экскурсия в музей? Кто из работников музея вам понравился и почему (мне понравились экскурсовод, потому что он много знает об экспонатах, интересно рассказывает; мне понравилась работа реставратора, потому что очень увлекательно работать в мастерской и т.п.). Предлагаю в группе создать мини-музей птиц. 

Мини-музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "День птиц"

1 апреля каждый год мы с детьми отмечаем "День птиц". Слушаем музыку зимнего и весеннего леса, сравниваем её. Учим стихи, песни о перелётных птицах. В этом году  мы разучили игру "лесной оркестр"...

Методическая разработка "Покормите птиц зимой!"

Сценарий открытого совместного со школьниками мероприятия в рамках Недели Добрых Дел. Участники - кадетская группа детского сада  и ВПК "Русич" МАОУ СОШ....

Учебно-методическое пособие"ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Бывают птицы разными:Одни боятся вьюгИ улетают на зимуНа добрый, тёплый юг.Другие – те народ иной:В мороз над лесом кружат,Для них разлука с родинойСтрашнее лютой стужи.К их пёрышкам взъерошеннымНе пр...

Учебно - методическое пособие "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в н...

Методическая разработка: "Зимующие птицы"

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Методическая разработка «Зимующие птицы».Конспект непосредственно образовательной деятельности: познавательное развитие для детей средней группы № 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности проводился в январе на тематической недели,посвященной перелетным птицам. Группа детей среднего возраста 4-5 лет.Все дети активно учавствовали в б...

Методическая копилка тема: "Птицы"

способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;  развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению испо...