методическая разработка конспект ООД "Космические дали" для воспитанников старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Якубова Элеонора Фидельевна

Данное занятие разработано для воспитанников старшей группы. 

Цель: закрепить представления  детей о космосе, формировать  представления о  планетах солнечной системы.

Задачи:

-        обогащение словарного запаса воспитанников по теме космос;

-            закрепить понятие «космос», «планеты»;

-            упражнять в счете планет;

 

-            закреплять навыки раскрашивания однойили несколки планет солнечной системы. 

Предварительная работа:

Беседы о космосе, прочтение сказок и стихотворений о космосе и планетах. Рассматривание картинок и раскрашивание планет, рассматривание иллюстраций из книги «Мой космос».

Используемое оборудование и материалы:

Игрушка  инопланетянина БЛУМ; Иллюстрации космической системы; иллюстрации космических кораблей и планет; конверт и письмо; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_kosmos.doc993 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД для воспитанников старшей  группы

на тему «Космические дали»

Воспитатель ГБДОУ детский сад 77 комбинированного вида Приморского района Города Санкт-Петербурга.

Цель: закрепить представления  детей о космосе, формировать  представления о  планетах солнечной системы.

Задачи: 

-        обогащение словарного запаса воспитанников по теме космос;

  • закрепить понятие «космос», «планеты»;
  • упражнять в счете планет;
  • закреплять навыки раскрашивания одной из планет солнечной системы.

 Методические приемы:  Рассматривание картинок, дидактические игры, использование  художественной литературы.

Предварительная работа:

Беседы о космосе, прочтение сказок и стихотворений о космосе и планетах (Приложение 1). Рассматривание картинок и раскрашивание планет(Приложение 2), рассматривание иллюстраций из книги «Мой космос».

Используемое оборудование и материалы:

Игрушка  инопланетянина БЛУМ; Иллюстрации космической системы; иллюстрации космических кораблей и планет; конверт и письмо;

Ход занятия:

Воспитанники сидят на ковре в кругу.

Здравствуй, Небо! Руки вверх мы поднимаем

Здравствуй, Солнце! Руками круг большой опишем мы над головой.

Здравствуй, Планета Земля! Плавно ручки опускаем и поднимаем круг опишем мы большой.

Здравствуй, наша большая Семья! Все мы за руки беремся вверх поднимем. И похлопаем в ладоши.

 

Ребята Здравствуйте, утром я обнаружила у группы какой-то конверт. На нем написано: «ребятам группы №___» .

Вот мы все в сборе давайте посмотрим, что же там нам пришло.

В конверте письмо: «Ждите в гости, Скоро буду… БЛУМ»

Вот интересно, кто это к нам собрался в гости.

Раздается стук в дверь, воспитатель отходит к двери, а ребята в это время находятся на ковре, и вкатывается серебристый кулек…

Ой, что это… из кулька доносится звук: « ой помогите, мне выбраться от сюда»…  давайте поможем ребята. И освобождают БЛУМа

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать к нам в гости.

БЛУМ: Здравствуйте. Меня зовут БЛУМ. И я  свалился к вам с голубой планеты. Хотя ваша планета тоже очень даже голубая. А как она называется?

В: БЛУМ, наша планета называется Земля. Она находится в Солнечной системе.

Б: О как интересно, а я знаю, что такое Планета.

ПЛАНЕНТА - небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции, и сумевшее очистить окрестности своей орбиты от планетезималей.

 В: Ой БЛУМ, вот это сложно ты сказал и ребята наверное не поняли, что это такое , позволь я скажу попроще.

Ребят Планета – это небесное тело, которое вращается вокруг, например, Солнца, прямо как наша Планет Земля. В нашей солнечной системе определено 9 планет и о ни х всех есть стихотворение. Давайте его прослушаем:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель по ходу чтения показывает изображения  планет, и прикрепляет их на магнитной доске.

Ну что запомнили? Какие из названий вы запомнили?

Ответы воспитанников

Б: ого как много  тут планет…. А вы на всех живете?

В: Нет Блум. В Солнечной системе есть планета пригодная для жизни и это Земля.

А на остальных планетах наши ученые не нашли возможности жить, на некоторых планетах очень жарко, на некоторых слишком много песка и к сожалению ни на одной из планет нет Кислорода, благодаря которому человек может дышать…

Б: Очень жаль. Но надеюсь вы когда-нибудь сможете что-то придумать.

В: Да, я тоже надеюсь, что ребята когда подрастут смогут стать астронавтами изучающими космос и обязательно придумают что-то очень важное.

Б: А может быть вы сможете мне помочь?  Нарисуете мне планету???

Пойдемте вот туда …

БЛУМ приглашает  воспитанников к столам чтобы ребята смогли нарисовать планеты.

Орг.момент: на столах лежат раскраски (приложение2)  с планетами солнечной системой.

В: Ребята  давайте возьмем восковые мелки и раскрасим наши планеты. Только будь те очень внимательны, на доске висит подсказка, какие планеты как выглядят.

На мелок нужно нажимать посильнее, тогда планеты будут яркие и красочные, а также их будет хорошо видно.

На это задание отведем минут 10-15 минут.

В: Какие прекрасные получились у нас планеты БЛУМ

Б: Ну что ж ребятки, мне пора улетать…. Можно я возьму на память вот этот рисунок(образец рисунка.)

В: А я вам   всем предлагаю немного полетать

  1. Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

В: Ну вот и проводили Нашего гостя, и вернулись обратно.

Что же мы  с вами  сегодня узнали?

Ответы воспитанников

В. Совершено верно, какие мы с вами молодцы ребятки.

Приложение  1

Сказка про маленькую звездочку, которая не хотела спать.

На небе живут миллионы звезд, есть среди них большие и маленькие, все звезды днем спят, а вечером просыпаются и начинают светить. Так, одна маленькая звездочка однажды решила, что не будет ложиться спать и прямо об этом заявила маме:

- Я хочу днем гулять по небу и посмотреть, что происходит на земле, а то ночью совершенно ничего не видно.

- Но, ты же устанешь и потом не сможешь светить ночью, — ответила мама.

- Ну и что? Ведь никто не заметит, продолжала настаивать маленькая звездочка.

- Послушай пожалуйста маму и не спорь, есть правила, которые никто не должен нарушать. Люди ночью спят, а днем гуляют, а у нас все наоборот, так устроен мир – убеждала мама свою маленькую звездочку.

Наступило утро, и мама позвала звездочку ложиться спать, а та взяла и спряталась за облачко, мама ее искала везде, но не могла найти, мама шла по небу и звала ее. Звездочка подождала, пока мама скроется за тучей, и побежала в другую сторону. Весь день звездочка гуляла по небу, видела много интересного, она рассмотрела, как дети идут в детский сад и школу, взрослые едут на работу, все были чем-то заняты. К вечеру звездочка устала и решила возвращаться домой, ей не хотелось светить, а очень хотелось спать. Дома ее ждала мама, которая очень волновалась и расстроилась из-за того, что звездочка сбежала.

- Зачем ты так поступила?- спросила у нее мама.

- Прости меня, мамочка, что я убежала, но мне так было интересно, — виновато ответила звездочка.

- Я очень волновалась за тебя, ты меня сильно огорчила, а теперь нам придется ложиться спать, вместо того, чтобы светить всю ночь, — ответила мама.

-Мамочка, может, никто и не заметит, что нас нет на небе, — зевая, сказала звездочка и заснула.

В эту ночь действительно было много звезд на небе и никто бы не догадался, что одна непослушная звездочка не светит, только звездочет, который любил смотреть ночью на звезды, увидел, что нет одной маленькой и одной большой звезды. Он распереживался и даже немного заболел из-за этого.

Вот так и получается, всегда есть тот, кто будет о нас переживать и волноваться, поэтому, чтобы не расстраивать тех, кто нами дорожит, нужно не нарушать правила, по которым устроен мир: звездочки спят днем, а маленькие детки и их родители ночью.


Сказка о космосе (интернет ресурс)

Писарева Светлана

Знаешь ли ты, что такое звезды? Эти маленькие яркие огоньки в небе красиво сияют каждую ночь. Они очень похожи на крошечных светлячков, разлетевшихся по черному небосводу. Их может увидеть каждый, как и Луну или Солнце. Но это далеко не единственные жители неба. Там, в далекой – далекой темноте, в глубине этого самого черного неба, живет еще много самых разных планет. Все планеты круглые, как Луна, но все они очень разные. А знаешь почему? 

Давным-давно жили были девять планет. Все они жили в Солнечной системе и очень любили и уважали Солнце – их главную, единственную и самую красивую звезду. У каждой планеты  было имя. Это были две сестрицы – Венера и  Земля, и 7 братьев: Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. 

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун постоянно ссорились. Каждый из них хотел быть самым красивым и постоянно пытался доказать это. Один лишь Плутон скромно стоял в стороне и изредка пытался помирить своих братьев и сестер, но те никогда его не слушались. И вот однажды их ссора разгорелась особенно жарко. 

- Вы просто невыносимы! – говорила Венера. Я самая красивая и очаровательная! У меня даже имя необычное! 
- Нет, это я самый красивый! – утверждал Марс, краснея от злости. Он всегда становился красным, когда волновался или злился. 
- Что вы спорите? Самый красивый тут я – потому и нахожусь ближе всех к Солнцу! Я больше всех ему нравлюсь! – твердил Меркурий.

После долгих споров планеты так рассорились и разобиделись, что надулись друг на друга, и разлетелись в разные концы Солнечной системы, чтобы никогда больше не общаться. Плутон, который очень любил своих братьев и сестер, сильно расстроился и не знал, что же ему теперь делать. И тут он вспомнил, что когда-то слышал от пролетавшего мимо метеорита (большого камня), что далеко-далеко, на краю неведомой  галактики, есть звезда-волшебница по имени Бетельгейзе, которая всегда помогает приходящим к ней планетам и звездочкам. И решил Плутон пойти к ней и попросить помощи. Собрался он и отправился в далекий путь. 

Шел он очень долго,  повстречал немало разных по размеру планет и звезд, как однажды увидел что-то необычное – вдали виднелось большое белое пятно. Оно выглядело очень странно, словно кто-то рассыпал множество белых крупинок или пролил что-то. С опаской приближался Плутон к этому странному пятну. Но когда он подошел поближе, то увидел, что это множество звездочек разной величины собрались вместе и весело водят хороводы и танцуют. 

- Вы всегда так дружно живете? – удивился Плутон. И почему вас тут так много?
- Мы – одна большая галактика, или дружная семья. Название нашей галактики – Млечный путь, и мы всегда рады гостям! Оставайся с нами! 
- Спасибо, но я не могу. У меня тоже есть семья, но не такая дружная, как ваша. И я очень хочу это исправить. Я ищу звезду-волшебницу Бетельгейзе. 
- Тогда ты идешь по верному пути! Тебе надо пройти мимо нас и пройти прямо еще немного. Но будь осторожен – там дальше много черных дыр. Если попадешь в одну из них – никогда не вернешься домой! Мы дадим тебе немного звездной пыли – если почувствуешь, что тебя начинает затягивать в черную дыру – просто брось в ее сторону горстку пыли и скажи: «Черных дыр я не боюсь, Звездной пылью сберегусь!» - и она отступит. Но помни – отступают они совсем ненадолго! 

Поблагодарил Плутон звездочек и пошел дальше. Путь его продолжался, и с каждым шагом вокруг становилось все темнее. Вот уже и под ногами ничего не видно, и рядом никого – ни звезд, ни планет. Пробирался Плутон очень медленно и аккуратно, чтобы не оступиться. И вдруг почувствовал, словно кто-то схватил его за ногу и тянет куда-то. Он попытался вырвать ногу и убежать, но ничего не вышло. Нечто медленно, но верно затягивало его все глубже и глубже. Тогда он понял – это черная дыра. Плутон сделал еще несколько попыток вырваться и тут вспомнил про мешочек со звездной пылью, который ему подарили милые звездочки. Достав немного пыли, он быстро кинул ее назад и проговорил:

«Черных дыр я не боюсь, Звездной пылью сберегусь!»

И сразу почувствовал, что его никто не держит. Бегом пустился Плутон подальше от этого места. Он не помнил, как и куда бежал, как очутился на открытом светлом пространстве. Здесь было светло и тепло. И все это – благодаря большой и красивой звезде, улыбавшейся ему. 

- Здравствуйте, - сказал Плутон – не подскажете, как мне найти звезду-волшебницу Бетельгейзе? 
- Здравствуй, Плутон – ответила звезда. Я и есть Бетельгейзе. Я очень рада видеть тебя, и буду рада помочь твоей беде. Ведь ты не просто так проделал этот длинный и опасный путь? Чего ты хочешь?
- Я очень хочу помирить своих братьев и сестер, чтобы они вернулись снова к Солнцу и жили в мире. Но я не знаю, как это сделать. Научи меня, дорогая звезда, помоги мне справиться с этой бедой.
- Ты очень добрый, Плутон. В твоих братьях и сестрах живет зависть и гордыня. И изгнать их не так просто. Я могу помочь тебе, но многое будет зависеть только от тебя. Я дам тебе 8 волшебных мешочков. Каждый мешочек – это небольшой подарок для твоих братьев и сестер. Это частица красоты, которая сделает твоих родных необычными и удивительными. Ты сам должен решить, что именно кому подарить. Но чтобы они стали добрыми и научились жить дружно и делать добрые дела, одной красоты мало. Им еще нужен кусочек твоей доброты. К сожалению, его дать им можешь только ты сам. Помни: отдавая каждый из этих мешочков, ты будешь отдавать и частичку себя, а потому сам ты будешь становиться с каждым разом все меньше и меньше. 

- Я готов поделиться своей добротой! – сказал Плутон. Для меня моя семья важнее всего. 

Он поблагодарил звезду-волшебницу за подарки для своих братьев и сестер, и собрался уже было в обратный путь, как вдруг под ним засияли маленькие звездочки 
– они выстроились небольшим облачком и быстро перенесли его обратно домой. Это были его новые друзья из Млечного пути, которые иногда помогали волшебнице возвращать путешественников домой. 

«Что же мне подарить моим братьям и сестрам?» - раздумывал Плутон, перебирая в руках мешочки. Я очень хочу, чтобы они порадовались подарку. 
Первой он встретил сестру Землю. Он протянул ей мешочек и сказал: «Вот, возьми. Это подарок для тебя. Теперь ты будешь самой цветной и самой необычной планетой! Твой наряд окрасится в голубые, зеленые, желтые  и белые цвета!» Земля взяла мешочек в руки, аккуратно развязала его, и сразу всю ее, словно невидимым покрывалом, окутали волшебные светящиеся искорки. Когда же они пропали, Землю было не узнать: из серой и тусклой она стала невероятно красивой. Ее платье переливалось голубыми, зелеными, белыми цветами. Голубые моря и океаны, синие ленточки рек разливались по ее поверхности, желтыми просторами растянулись пустыни, зеленые леса яркими пятнами красовались тут и там. Счастливая сестра не могла поверить своим глазам. Она была рада, но самое главное – она поняла, что счастье не только в красоте. Ее сердце стало добрым и теплым. И ей стало очень стыдно за свое поведение. 

Плутон же почувствовал, как он начал сжиматься и уменьшаться. Но его это не остановило. Следующей в его списке была гордая Венера. Для нее Плутон приготовил необычный подарок: он подарил ей небывалую яркость. Теперь своей яркостью Венера не затмевала разве что само Солнце. Плутон же стал еще меньше. 
Меркурию он подарил скорость. С тех пор Меркурий быстрее всех делает оборот вокруг Солнца. Он так и остался небольшого размера, но никто не может сравниться с ним в скорости, и он очень горд этим. 

Марсу Плутон подарил красивый красный плащ, и теперь Марс был красным не от злости или волнения, а сам по себе. Красивый цвет с необычными узорами, словно по поверхности Марса разлились реки и выросли горы, сделали Марс одним из первых красавцев среди планет. 


Юпитеру, своему самому большому по размеру брату, Плутон подарил удивительные коричневые полосы, сделавшие его необычным и красивым, и 79 небольших планет-спутников, которые теперь всегда находятся рядом с ним и крутятся вокруг него. 

«Сатурн меньше Юпитера, но он тоже хочет быть красивым и всегда мечтал стать больше» - думал Плутон. Подарю я ему кольца, и пусть они будут яркие, большие и заметные. Пусть ширина всех этих колец будет такой, чтобы их было видно издалека. Они сделают Сатурна больше, как он и мечтал. Так у Сатурна и появилось множество  красивых плоских колец, которые сделали его необычным и очень красивым. 

Урану Плутон подарил темно-синий цвет, который очень шел его серьезности и деловитости. С тех пор Уран стали называть голубой планетой Солнечной системы.

Нептуну достался светлый голубой цвет и шесть небольших колец, что сделало его вполне счастливым. Ведь небольшой по размеру Нептун до этого не замечали его б;льшие по размеру братья и сестры. 

Все планеты стали по-настоящему красивыми – каждая по-своему. Но самое главное – они поняли, что нет ничего важнее дружбы и заботы друг о друге. Каждый раз, глядя на маленького серого Плутона, они вспоминали о том, что ради них он отдал часть себя и стал самым маленьким и тусклым, и понимали – нет ничего важнее настоящей дружбы и доброты. 

С тех пор все планеты Солнечной системы живут дружно и счастливо. Они больше не спорят и не ссорятся, потому что стали добрыми и красивыми. А что же Плутон? С тех пор его называют карликовой планетой Солнечной системы, но его ничуть не беспокоит его маленький размер и серый цвет. Он счастлив, потому что его мечта тоже исполнилась – у него есть большая и дружная семья. И как в старые добрые времена, все они дружно крутятся вокруг Солнца. 


А. Твардовский «Памяти Гагарину»

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён.

Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…

В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.

Ах, этот день, невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой –
На маленькой Земле — зачем же войны,
Зачем же всё, что терпит род людской?

Ты знал ли сам, из той глухой Вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков?

Почуял ли в том праздничном угаре,
Что, сын земли, ты у неё в гостях,
Что ты тот самый, но другой Гагарин,
Чьё имя у потомков на устах?

Нет, не родня российской громкой знати,
При княжеской фамилии своей,
Родился он в простой крестьянской хате
И, может, не слыхал про тех князей.

Фамилия — ни в честь она, ни в почесть,
И при любой — обычная судьба:
Подрос в семье, отбегал хлеботочец,
А там и время на свои хлеба.

А там и самому ходить в кормильцах,
И не гадали ни отец, и мать,
Что те князья у них в однофамильцах
За честь почтут хотя бы состоять;

Что сын родной, безгласных зон разведчик,
Там, на переднем космоса краю,
Всемирной славой, первенством навечным
Сам озаглавит молодость свою.

И неизменен жребий величавый,
На нём горит печать грядущих дней,
Что может смерть с такой поделать славой? –
Такая даже неподсудна ей.

Она не блекнет за последней гранью,
Та слава, что на жизненном пути
Не меньшее, чем подвиг, испытанье, –
Дай бог ещё его перенести.

Всё так, всё так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;

Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем нескупым,
Кого ещё до всякой славы было
За что любить, — недаром был любим.

Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком…
Ах этот день с апрельской благодатью!
Цветёт ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазал босиком.

Сергей Есенин «Звезды »

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Планеты

Автор: Аркадий Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета

Под названием Плутон.


Юрий Гагарин

 Автор: Владимир Степанов

 В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Приложение 2

Расскраски для задания раскрась планету…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект НОД для детей старшей группы.Образовательная программа "Детство" OO "Познание,экологическое развитие "ОО \'\' Коммуникация"Тема "О зверях домашних и сказочных"

Учить выделять 3 свойства геометрических фигур,закрепить характерные особенности времени года"зима".Определить связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»

Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы  по изготовлению макета  Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...