Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Хименко Светлана Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Ельцова Мария Александровна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Развитие функциональной грамотности у дошкольников  через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.

 Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. На них оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий.                                                         

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).   ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование  познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников [1].  Познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность) [2]. Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту [3]. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем [4].  

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей, которые только еще начинают использоваться педагогами. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. Квест - это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков, от успешного взаимодействия которых зависит результат деятельности. Участники игры должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях [5].

 Мы хотим вас познакомить с опытом работы в этой области нашего детского сада. Нами была разработана квест-игра, направленная на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Квест составлен с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Эта форма была нами выбрана для закрепления и проверки уровня знаний у детей по пройденному материалу. Наша работа начиналась с того, что  в творческой группе из предложенных викторин,  дидактических игр, квестов, мы выбрали, на наш взгляд самый  познавательный и интересный квест «Путешествие в мир природы».

Была определена цель игры: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста целостного представления о бережном отношении к природе.

Обозначены обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Воспитателями написаны: положение о проведении интеллектуальных состязаний (квест-игра) «Путешествие в мир природы» и конспект квест - игры в средней группе.

Был подготовлен реквизит для проведения каждого задания, определены ведущие. Для  каждой группы были разработаны маршрутные листы. Маршруты распределены так, чтобы дети не ждали на станции других детей.  Заранее определены станции (помещения детского сада), всего пять станций. Каждая станция имела свое название  и отличительную картинку. На каждой станции был ведущий - педагог, который контролировал выполнение задания. Группы собрались в музыкальном зале, Лесовичок зачитал письмо с просьбой помочь разбудить солнышко. Для этого нужно выполнить правильно задания на всех станциях и получить как можно больше лучиков.

На  станции «Цветочная поляна»  дети  собирали гирлянду  из цветов, соблюдая определенный порядок. Нужный образец дети выбирали сами.

На станции «Лесная поляна» необходимо было по листьям определить дерево, ответить на вопросы. 

На станции «В мире комнатных растений» детям нужно было рассказать,  как ухаживать за комнатными растениями. Каждому растению определить значок, где изображен метод ухода за растением (опрыскивание, полив и тд).

На станции «В гостях у Лесовичка» определить, какое время года изображено на картинке (презентация), прослушав сначала загадку. 

На станции «Следы невиданных зверей» дети отгадывают загадки, на мольберте выставляются звери. Затем нужно определить и приложить каждому зверю свои следы. 

Воспитатели следят за ходом квеста, контролируют его течение, направляют детей, если они запутались, следят за временем прохождения заданий, оценивают качество их выполнения. По итогу выполнения задания, каждой группе детей вручают лучики.

Группа, которая  выполнила все задания, возвращается в музыкальный зал. Каждая группа готовила себе место, где стоял стол, чтобы выложить свое солнышко и могли посчитать свои лучики.

Детям были вручены грамоты за 1, 2, 3 место. Каждому ребенку приготовлен небольшой подарок.

Важно отметить, что во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива.

Квест с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, игровым. Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников, в соответствии их возрастной ступени. Использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. 

Мы рекомендуем  зайти на наш сайт  ссылка, посмотреть нашу презентацию, познакомиться с методическим материалом и провести в каждом детском саду  наш квест.  

Литература:

1.Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

2. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2000. - 182с.

3.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма  Министерства образования  науки РФ - М: ТЦ Сфера, 2018. –80 с.

4. Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.

5. Бондарь, М. А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации /М.А. Бондарь // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 80-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы познавательно -исследовательской деятельности.

В презентеции представленитакие формы познавательно-исследовательской деятельности как : геокешинг, фотокросс и другие не менее интересные....

Доклад "Развитие предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Функциональная грамотность-это способность использовать всеприобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности....

Инновационные технологии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Инновационные технологии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как направление деятельности педагогов ДОО

В 2023 году  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных прогр...