Конспект познавательно – исследовательской деятельности в режиме инновационных форм организации совместной деятельности взрослых и воспитанников в педагогическом процессе с детьми 6-7 лет «Микробы в жизни человека»
материал (подготовительная группа) по теме

Шевченко Ирина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Микробы в жизни человека»719.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

 с приоритетным осуществлением деятельности  

по физическому развитию детей

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

в режиме инновационных форм организации совместной деятельности взрослых и воспитанников в педагогическом

 процессе с детьми 6-7 лет

 «Микробы в жизни человека»

Подготовила:                                                                                                     Воспитатель(эколог)

Шевченко И.В.

                                                                                                                 

г. Пыть-Ях

2013 г.

Тема: «Микробы в жизни человека» 

 Тип: познавательно - исследовательский

Форма: подгрупповая

Цель: сформировать представления детей о микроорганизмах и их вреде и пользе на здоровье человека.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и уточнить знаний детей о ЗОЖ;
  • обогатить словарный запас;
  • сформировать представления о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека;
  • продолжить формирование познавательного интереса к окружающему миру.

Развивающие:

  • развивать интеллектуально-коммуникативные качества дошкольника;
  • побуждать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • стимулировать речевую активность.

Воспитательные: 

  • воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и о здоровье близких;
  • продолжать формировать умения самостоятельно действовать и выполнять задания.

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, трудовая.

Интеграция образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, познание, коммуникация, труд.

Предварительная работа: беседы о здоровом образе жизни, совместная деятельность родителей и детей:

  • по оформлению тематических выставок;
  • проведение «Дня здоровья»;
  • разучивание стихотворений.

Формы и методы: ситуативный разговор, чтение стихотворений, беседа с привлечением наглядного материала, динамическая пауза (с музыкальным сопровождением), исследовательская деятельность.

Развивающая среда: интерактивная доска, проектор, ноутбук, микроскопы, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация.

Материалы и оборудование:   Стаканчики, пинцеты, кожица яблока, пластилин, стеки,

доски для лепки, салфетки, изображение солнышка с лучами, картинка с правилами здорового образа жизни.

Планируемые результаты:  по завершению непосредственно образовательной деятельности дети должны усвоить, кто такие микробы и как не допустить попадания их в организм человека. Научится применять полученные знания в свободном общении с взрослыми и сверстниками.  

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель:

 Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте мы с ними поздороваемся.

На какое слово похоже слово «здравствуйте».  Правильно, слово «здравствуйте» похоже на слово «здоровье»? Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы друг с другом.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.

За руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся.
Здравствуй, Саша! Здравствуй, Маша!
Здравствуй, Миша! Здравствуй, Даша!
(Дети здороваются друг с другом).
Рада  видеть вас друзья!
Здоровья на долгие годы желаю Вам я!

Повторение пройденного материала

Воспитатель:

А что такое здоровье? (Ответы детей: когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый,  энергичный и т.д.)

Воспитатель:

Совершенно верно! Здоровье - это самое главное в жизни. Каждый человек должен думать о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.

Ребята давайте представим, что  наше здоровье это солнышко, а его лучиками будут  те правила здорового образа жизни, без которых не может существовать здоровье. 

Вот перед вами солнце, у которого нет лучиков, возьмите по лучику и,  назвав правило здорового образа жизни, прикрепит лучик к солнышку.

  1. Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

  1. Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться —

На зарядку становиться

  1. Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

  1. На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

  1. Как поел,  почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

  1. Помни, правило такое

К стоматологу идём,

В год два раза на приём!

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

  1. Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

  1. Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Представление нового материала

Сюрпризный момент

Вдруг раздаётся хохот, и появляются микроб

Воспитатель: Ты  кто?

Микроб:

Я — микробик! Ха-ха-ха!

Быть здоровым — чепуха!

Суйте грязный палец в ротик!

Как живете? Как животик?

Ну а голова болит?

Как меня это веселит!

До чего же я пригожий,

Я, микробушка, хороший!

Я хочу  с вами дружить

Пустите меня  к себе пожить!

Воспитатель:

Ну что ребята будем дружить с микробом?

Дети:

Нет!

Микроб:

Ну и не надо! (обиженно уходит)

Воспитатель:

    Ребята, а кто из вас знает, кто такие микробы? (ответы детей)

Микробы – это очень маленькие существа. Это такие шарики и палочки, которые мы не можем видеть невооружённым взглядом.

А вы знаете, с помощью чего их можно увидеть? (Ответы детей)

Да действительно их можно увидеть только в микроскоп. Именно с помощью него специалисты в своих лабораториях  изучают мельчайшие организмы и вещества. А вы  хотите увидеть, как выглядят микробы (да).

Тогда  для этого на некоторое время станем учеными-исследователями  и  отправимся в нашу лабораторию для изучения микробов.

В нашей лаборатории существуют правила: 

  1. Перед входом необходимо надеть специальную одежду;
  2. Использовать все предметы в лаборатории по назначению;
  3. Запрещается пробовать продукты для опытов;
  4. После окончания работы необходимо оставить своё рабочее место в чистоте и порядке.

Прошу вас надеть спецодежду. Затем пройти и занять научные места за столами.

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель: 

Мы с вами говорили, что микробы это маленькие существа, а вы знаете, как они могу попасть в организм человека? (Ответы детей) 

Микробы могут попасть  к нам в организм если мы будем гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с чихающим человеком, не мыть руки, брать грязные пальцы в рот и есть не мытые овощи и фрукты.(Демонстрация презентации)

Хотите увидеть  сколько много микробов находится на кожице невымытых фруктов. (Да)

Тогда давайте проведём исследование.

Опыт № 1.

 Цель нашего исследования:

 Рассмотреть микробы, находящиеся  на кожице невымытого яблока.

Для первого опыта нам понадобится:

  • Кожица яблока;
  • Стаканчик;
  • Пинцет;
  • Микроскоп;
  • Ноутбук;

Прежде чем приступить к самостоятельному исследованию, посмотрите, что сначала нужно сделать.

Возьмем пинцетом кожицу яблока и поместим её в стаканчик, затем стаканчик поставим на микроскоп. Теперь вращая колёсико микроскопа, настроим изображение, которое появится на экране ноутбука.

Воспитатель: 

Ребята, что вы видите? (палочки и шарики)

Как вы думаете кто это? (микробы и грязь)

Какой можно сделать вывод? ( Ответы детей)

Вывод: Мы видим, что на кожице невымытого яблока действительно находятся микробы, следовательно, если мы  будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет.  

Ребята, через наши микроскопы  мы увидели только  изображение микробов, а если бы мы посмотрели в более мощный микроскоп, то смогли бы  увидеть с помощью чего и как они двигаются.

 Хотите узнать, как они передвигаются?

Тогда посмотрите на доску (показ презентации о микробах)

У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол.

Применение здоровьесберегающих технологий. Глазодвигательная гимнастика.

А сейчас я предлагаю вам немножко  отдохнуть и поиграть  с весёлыми и сказочными микробами. (Проходят в центр)

У  микробов есть ещё одно интересное свойство,  они размножаются, а это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.

Давайте посмотрим, как это происходит.

Для этого мы  пройдём в другую часть лаборатории.

 Опыт № 2.

Для второго  опыта нам понадобится:

  • Пластилин;
  • Стек;
  • Доска для лепки;
  • Салфетки;

Воспитатель: 

Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает различные  заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют). Правильно.

Что теперь с ними произойдёт? (Ответы детей).

Воспитатель: 

Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? ( Четыре).

 Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют).

Что будет дальше? (Ответы детей).

Микробов становится всё больше и больше, а значит, какой вывод можно из этого сделать?

Вывод:

        Микробы умеют делиться. И чем больше микробов становится в теле человека, тем сильнее  он  заболевает.

        И теперь, когда человек уже заболел помочь ему может только лекарство прописанное доктором.

        А сейчас посмотрим, что будет с бактериями, когда человек примет лекарство? Они сморщатся и слипнутся  между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их.

Вот и нет микробов, вот и справился организм. Выздоровел. А сейчас давайте вытрем руки салфетками,  выйдем из-за столов и снимем спецодежду.

         Мы с вами говорили о том, что произойдёт, если микробы попадут в организм человека, а как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

          Какие правила гигиены следует соблюдать?

Дети:

  • Нельзя гладить бездомных кошек и собак.
  •  Перед едой надо мыть руки.
  •  Если поранился, нужно обработать рану.
  •  Быть чистыми и опрятными «Чистота-зало здоровья»
  •  Проветривать помещение. Микробы боятся мороза и свежего воздуха.
  • Надо делать зарядку, закалять свой организм, чтобы не простужаться.

Давайте и мы с вами сделаем зарядку.

Применение здоровьесберегающих технологий. Физминутка

Вам расскажем по порядку,

Как здоровье сохранить.
Нужно день начать с зарядки,
Вслед за нами повторить:
Ноги шире, руки шире –
Три-четыре, три-четыре.
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять.
И с особым вдохновеньем
Дружно делаем вращенья:
Раз-два-три-четыре.
Не мешает нам порой,
Поработать головой,
А еще точнее –
Поработать шеей.
Раз-два-три-четыре.
В заключении все вместе
Совершаем бег на месте.
Ноги в руки дружно взяли –
Побежали, побежали!

Шаг на мести не спеша как

Зарядка хороша!

Вдруг снова появляются «микроб»

Микроб:

Я стал хорошим и полезным для людей  микробом  и даже принёс корзину с продуктами, в которых они содержатся,  теперь - то вы будете со мной дружить. (ДА)

Воспитатель: 

Ребята, а вы знаете, в каких продуктах содержатся полезные микроорганизмы. (Ответы детей)

Загадка

«В молочном стаканчике молекулы живут

Всем, кто их кушает, здоровье несут» (кефир, йогурт и т.д.)

Воспитатель: 

Да действительно в этих продуктах содержатся  микроорганизмы, которые для людей не опасные, а очень даже полезны.  Они помогают нашему пищеварению и даже защищают наш организм от вторжения некоторых инфекций.  

Воспитатель:

 (обращаясь к микробу) Мы сегодня с ребятами  много узнали о вас микробах, и хотим тебе об этом рассказать

Закрепление пройденного материала

Воспитатель: 

Ребята, давай расскажем, что мы узнали о микробах.

Метод трёх вопросов.

«Что я знаю»

«Что хочу узнать»

«Где или как я могу узнать»

Воспитатель: 

Ребята выберите любую картинку, закрепите её в первом столбике на плакате и расскажите, что вы можете сказать  о микробах, и здоровом образе жизни глядя на неё.

А теперь подумайте, что вы хотите узнать нового и снова выберите картинку и закрепите её во втором столбике.

После чего подумайте и выберите картинку, где можно узнать новое и интересное о микробах и о здоровье и закрепите в третьей графе.

Микроб:

Да действительно вы много о нас знаете, и на память я вам оставляю корзину с продуктами в которых содержатся полезные для организма бактерии. А сейчас мне пора (прощается и уходит).

Воспитатель: 

И нам тоже пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями (прощаются и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители...

«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»          «Лэпбук как форма организац...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

План-конспект мастер-класса для воспитателей "Детская дума как инновационная форма организации совместной деятельности дошкольников"

Одно из требование ФГОС - создание условий для позитивной социализации дошкольников. Для этого воспитатели должны использовать разные формы работы с детьми. Цель данного мастер-класса - познакоми...

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...