Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гончарова Светлана Александровна

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители воспитанников:

1. Проект «Из чего шьют одежду?» (для детей старшего дошкольного возраста).

2.  Какие бывают ткани? Шерстяные ткани.

3. Ткани для летней одежды.

4. Свойства тканей.

 

5. Окрашивание тканей.

Работа в рамках проекта значительно обогатила опыт детей. Они стали обращать больше внимания на многоцветие окружающей природы, цвет одежды, обуви, вещей, которыми пользуются. Увеличилось количество цветов, освоенных детьми: к семи цветам спектра и их оттенкам добавились новые: кармин, пурпур, индиго. Поскольку работа строилась как совместная, где ребенок является активным участником, а не слушателем, то новый опыт был прочным и осознанным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1»

П. Палатка

Воспитатель:

Гончарова С.А.

Творческие проекты

Как форма организации совместной образовательной деятельности взрослых и детей.

Давайте вспомним.

Методу проектов почти сто лет: в 1918 году в США впервые вышла книга «Метод проектов», а в 1925 году она издана у нас на русском языке. Создатель и активный пропагандист метода проектов – американский философ, представитель прагматического направления в науке, педагог, получивший мировое признание, - Джон Дьюи (1859-1952). Первую книгу о методе проектов написал его ученик и последователь У. Килпатрик. Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело». Главные принципы в прагматизме в теории и практике Дьюи – развитие активности детей и возбуждение интереса как мотива учения. В соответствии с этим познание окружающего мира ребенком ученый связывал с его индивидуальным опытом, создавал такую ситуацию, в которой ребенок осознавал бы, для чего это ему надо, где и как он сможет эти знания применить. Цель обучения и воспитания по Д. Дьюи – научить ребенка жить.

Метод проектов первоначально разрабатывался для учащихся сельскохозяйственной школы. Позже по методике Дж. Дьюи и У. Килпатрика работа проводилась в опытной начальной школе при Чикагском университете, где обучались дети с 4 до 13 лет. Обоснованная необходимость обучения малышей, ученые утверждали, что успехи или неуспехи последующей школьной жизни закладываются именно в дошкольных учреждениях. Поэтому первые опыты Дж. Дьюи в организации проектной деятельности связаны с маленькими детьми, которые уже с раннего возраста приучались делать все самостоятельно, преимущественно в виде игры.

В 1928 г. по приглашению А.В. Луначарского Дж. Дььюи приезжает в СССР в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы. К этому времени имя знаменитого американского педагога было широко известно педагогической общественности нашей страны по изданной в 1907 г. философско-педагогической  работе «Школа и общество». Успех ее в России был велик, она неоднократно переиздавалась до 1925 г.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов. У нас идеи проектного обучения разрабатывалась под руководством С.Т .Шацкого сначала в рамках общества «Сетлемент», а после 1919г. в опытно-показательных учреждениях Наркомпроса РСФСР, созданных на основе педагогического общества «Детский труд и отдых». С 1926г. воспитательная работа в детских садах строилась по «организующим моментам», являвшимся разновидностью метода проектов.

Как обстоят дела сейчас?

Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана с тем, что совместные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов. В свое время Дж. Дьюи и У. Килпатрик предлагали обучать детей на основе расширения и обогащения их индивидуального жизненного опыта, призывали к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь выстраивать педагогический процесс как организацию совместной и самостоятельной деятельности ребенка в социальной среде.

На этом настаивают и современные Федеральные государственные требования к Основной общественной программе и условиях ее реализации. Ключевые позиции ФГОС- комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности- могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.

Ученые и практики едины в том, что:

  • Проектная деятельность позволяет ребенку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности;
  • Дошкольник при такой организации образовательного процесса учатся самостоятельно ставить цель и искать способы ее достижения;
  • В итоге реализации проекта ребенок видит результат своей деятельности. Радуется он не только плодам своих усилий, но и тому, что близкие, которых он хотел порадовать, также эмоционально положительно их воспринимают. Таким образом, детские проекты приобретают социальную окраску.

Наш опыт.

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители воспитанников.

Проект «Из чего шьют одежду?»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Тема. Изготовление одежды.

Цель. Обеспечить условия для формирования у детей таких качеств, как любознательность, активность, уважение к труду.

Задачи.

  • Создать условия для ознакомления детей с процессом изготовления одежды, разными видами тканей и материалов, используемых для этого;
  • Активизировать познавательную деятельность;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости между объектами анализа, с небольшой помощью взрослого разрешать проблемы.
  • Способствовать овладению навыками общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать желание познавать новое, самостоятельно искать пути решения задачи;
  • Развивать проектную деятельность исследовательского типа.

Основные виды деятельности детей.

Экспериментирование, игра, диалоговое общение, продуктивная деятельность.

Формы работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми, родителей с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы работы.

Беседа, показ презентаций и видеофильма, рассматривание, экспериментирование, игра.

Материалы и оборудование.

Коллекция тканей; кусочки тканей для экспериментов; лупа; блюдца; вода; чайные одноразовые ложечки; по пять шерстяных и шелковых платков; колотый лед в полиэтиленовых пакетах; видеофильм «Как шьют одежду?»

Последовательность работы

  1. Где и как шьют одежду?

Одним из доступных пониманию детей видов труда является изготовление одежды. Толчком к выбору темы послужила сложившаяся ситуация – одна из девочек пришла в группу в новом платье. Конечно , все это заметили, стали обсуждать: Где купили? Какая фирма сшила? Выяснили, что такое нарядное платье для девочек шьют на местной фабрике, а Алеша напомнил, что его мама Наталья Николаевна там трудится. Договорились с ней о совместной работе, и вот что произошло дальше. Наталья Николаевна пришла в гости к ребятам и показала коллекцию детской одежды, затем был снят видеофильм  о швейной фабрике. Дети с удовольствием посмотрели его, комментировала фильм Наталья Николаевна.

Наталья Николаевна. Наша фабрика называется «Россиянка». Здесь шьют женскую и детскую одежду из разных тканей. Сначала огромные  разноцветные тюки ткани привозят на склад. Операторы проверяют, нет ли брака. На экране видно, где нитка затянулась, где краска расплылась. Оператор должен быть внимательным – если пропустит плохую ткань, то платье получится не красивым. Тюки тяжелые и большие. В цех раскроя их перевозят на специальных тележках. Вот идет такая тележка. Видите, как машина облегчает труд человека? Водитель кнопку нажал, а машина захватила тюк, положила его на площадку, и можно ехать.

А вот и цех раскроя. Как вы думаете, что делают в нем? Да кроят. Кроить – это значит разложить на ткани выкройки деталей одежды (показывает), обвести их специальными мелками, а потом вырезать. Посмотрите, как это делается на фабрике. Видите , в закройном цехе стоит большой стол. На нем ткань раскладывается в несколько слоев, а сверху кладут выкройки и обводят их мелками. Самое сложное – аккуратно вырезать деталь. для этого используют вот такие специальные острые электрические ножи.

Теперь выкроенные детали отправляются в следующий цех. Там шьют одежду. Догадываетесь, как он называется? Конечно, швейный цех. Люди, работающие здесь – швеи. Посмотрите, как по контейнеру к швеям доставляют детали одежды: к одной – только рукава, к другой – планки, спинки изделий. Каждая швея обрабатывает деталь и передает ее другой мастерице. В конце контейнера получается готовое платье.

Ребята, а вы знаете, кто придумывает фасоны новой одежды? Сейчас мы с вами отправимся к модельерам. Посмотрите, как Мария Дмитриевна на компьютере моделирует новый фасон платья для девочек. Правда, интересно? Затем платье сошьют, покажут гостям вот здесь, в демонстрационном зале. Если модель понравится, то платья станут шить для многих девочек.

  1. Какие бывают ткани? Шерстяные ткани.

На следующий день воспитатель принесла в группу «чемодан секретов», который передала Наталья Николаевна.

- Догадайтесь, что в чемодане? (ответы детей. Если дети не догадываются, что в чемодане ткани, воспитатель напоминает о вчерашнем видеофильме и последующей беседе). Здесь много тканей. Как нам их разместить, чтобы удобно было изучать образцы? Можно протянуть веревку и на ней развесить ткани, можно разложить на столах.

Замечательная выставка у нас получилась. Все они разные. Интересно, как можно узнать свойства тканей? Верно. Посмотреть, погладить, пощупать ткани. Пожалуйста, вы можете делать все, чтобы узнать о каждой из тканей. (Дети обследуют ткани.) что вы можете сказать о них? (Ткани разного цвета, разные на ощупь: гладкие и шершавые; разные по толщине: очень тонкие, потолще и совсем толстые.  Если посмотреть через ткань на свет в окно, то сразу узнаешь, что некоторые ткани прозрачные, а другие непрозрачные. Ткани прочнее чем бумага. Бумага сразу разрывается, если ее потянуть в разные стороны, а ткань не рвется).

 - Очень хорошо вы поработали, так много сумели рассказать о нашей коллекции тканей. Как вы считаете, все эти ткани подойдут для зимней одежды? (Нет). Снимите со стойки те ткани, которые понадобятся для зимней коллекции, и положите их на стол. (Дети выполняют задание). Вы знаете, из чего сделаны эти ткани? (Ответы детей). Да, Алеша прав, это шерстяные ткани. Если ткань шерстяная, то из чего она сделана? И где люди шерсть берут? (Ответы детей).

  - Вы любите слайды рассматривать? Тогда располагайтесь на ковре и будем смотреть.

Текст к слайдам. Шерсть люди получают от овец. Овцы – неприхотливые домашние животные, они могут жить везде. Посмотрите, как много их на альпийских лугах. Видите, на горах снег лежит, а на горных лугах выросла сочная зеленая трава. Овцы пасутся здесь, им не холодно, шерсть согревает животное, защищает от холода. Летом овец стригут. Это не больно животному. До зимы у него вырастает новая шуба. Из той шерсти, которую состригли, изготавливают тонкие нити, а затем ткут ткань. Знаете, что овцы пасутся на наших белгородских лугах? Их тоже стригут. Кто видел в деревне у бабушки овец? У кого есть теплые шерстяные носки, которые бабушка связала из овечьей шерсти? Когда вы носите шерстяные носки зимой или летом? (Зимой). А почему только зимой? (Они согревают ноги).

 - О шерстяных нитях и тканях мы узнали много. Они подойдут для летней коллекции?  Почему нет? (В таких платьях будет жарко). Верно, зато зимой платья и брюки, и костюмы из шерстяной ткани – самая лучшая одежда.

Как можно убедится в этом? Кто хочет принять участие в эксперименте, подойдите ко мне. Протяните сначала правую руку. Я оборачиваю ее шерстяным платком, а для левой у нас есть шелковый платок. А теперь в каждую руку я положу вам мешочек с кусочками льда. Нужно немножко постоять. Какой руке теплее? (Правой). А почему? (Шерстяной платок согревает лучше, он не пропускает холод).

  1. Ткани для летней одежды.

На следующий день воспитатель напоминает детям, что в чемодане остались еще ткани. Это тонкие, легкие ткани.

- Как вы думаете, из них получится удобная летняя одежда? (Да).

Давайте проверим так же, как вчера шерстяные ткани исследовали, помните? Можно погладить, посмотреть на свет. Это – искусственный шелк и плащевая ткань. Какие они на ощупь? (Скользкие, прохладные). Это сатин. Отличается он от шелка? Чем? (сатин теплый и не такой скользкий). Это льняное полотно. Сравните его с другими тканями. (Он совсем не скользкое и теплое на ощупь).

 - какую из этих тканей вы бы выбрали для платья себе или своей маме? (Ответы детей). Хорошо. Давайте проверять наши ткани дальше. Хотите узнать, какие еще секреты таит в себе ткань? Я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. (Переходят в лабораторию).

 - Во всякой лаборатории есть какие-то инструменты. Главным нашим инструментом сегодня будет лупа. Вы уже работали с лупой? (Да). Значит , вы знаете, что лупа – это увеличительное стекло. Через нее можно увидеть то, что без увеличения не видно. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите каждый кусочек ткани. Что общего у всех тканей? (Все они сделаны из ниток). Вы увидели нити? (Да). Они одинаковы в разных тканях? (Нет нити разные. В шелке они ровные, а в льняном полотне и сатине ворсистые). Да, нити изготовлены из разных материалов. Может быть, вы знаете, из чего изготовлены нити вот для этого шелка, который так понравился девочкам? (Ответы детей). Это было очень сложное задание, поэтому никому не удалось найти правильный ответ. Мы можем посмотреть слайды о том, из чего сделаны эти легкие ткани.

Текст к слайдам. Это синтетический (искусственный) шелк. Нитки для него делают из целлюлозы. Это новое сложное слово, запомнили его? Посмотрите, вот так выглядит целлюлоза, из которой сначала изготавливают нити, а затем ткут шелк. Сатин сделан из хлопчатобумажных нитей, из хлопка. Посмотрите, вот какой хлопок. (показывает коробочку хлопка). А на слайде целое поле хлопка. Его выращивают только в жарких странах, потому что хлопку нужно много тепла, чтобы вырасти и созреть.

А это полотно изготовлено из стеблей льна. Лен выращиваю в наших северных областях, лен не любит жаркую погоду, ему нужно много влаги для роста. Видите, как красиво цветет лен, как будто голубое море. Ткани из хлопка и льна называют натуральными. Это значит, что они изготовлены из настоящих растений. Теперь вы знаете, из каких материалов изготавливают ткань. Вы не передумали с выбором ткани для своего платья? Вам по-прежнему искусственный шелк больше нравится? (Ответы детей). Завтра продолжим исследовать наши ткани.

  1. Свойства тканей.

Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

- Чтобы человеку летом было не жарко в одежде, платья, рубашки, шорты должны хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как узнать, впитывают ли влагу наши ткани? (Ответы детей). Какие вы наблюдательные! Сразу догадались, зачем в лаборатории вода, клеенка и ложечки. Разложите возле себя все кусочки ткани. На каждый кусочек налейте по одной ложке воды. Что происходит? (Лен, сатин впитывают воду быстро. Искусственный шелк не всю воду впитал, а плащевая ткань совсем не впитывает воду). Почему так произошло? (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а искусственные хуже). Да, вы правы. Но у синтетических тканей много других достоинств. Как вы думаете, чем хороши синтетические ткани? (предположения детей).

 - Хотите еще один эксперимент?  На этом столе есть кусочки разных тканей, видите? Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, все правильно подняли. В правую руку возьмите кусочек натуральной ткани, а в левую – кусочек синтетической.  Сожмите оба кусочка крепко – крепко, со всей силой? Разожмите кулаки. Посмотрите на ткани. Что произошло? (Синтетический шелк почти не мнется, а натуральные ткани мнутся).

Если сшить одежду из чисто синтетического шелка, то она не будет впитывать влагу, человек будет потеть и перегреваться. Это очень плохо. Можно заболеть. А вот натуральные ткани хорошо пропускают влагу и воздух, в них не бывает жарко. Носить такую одежду полезно для здоровья, но она быстро теряет цвет, ее нужно часто гладить, потому что натуральные ткани не держат форму, мнутся. Как же быть? (Ответы детей вы правы, нужно смешать разные нити. Ученые придумали, как смешивать натуральные и синтетические нити, чтобы получить хорошие ткани. Смешанные ткани из синтетики и натуральных нитей можно рекомендовать для летних платьев и костюмов. Какие ткани теперь вы выберете для летних нарядов? (Льняные, хлопчатобумажные, смешанные).

- теперь вы почти все знаете о тканях. Хотите поиграть с ними? Игра называется «Из чего делают разные ткани». Посмотрите, у меня много карточек. Что на этой, самой большой карточке? (Разные ткани). А что на карточке поменьше? (Разные нити). На самых маленьких карточках – фотографии. Что здесь сфотографировано? (Овцы, льняное поле, поле хлопка, целлюлоза).

У меня два набора карточек и схемы к ним. Чья команда быстрее разложит карточки правильно, чтобы было видно, из чего делают ткани, та и выиграет приз. ( Дети раскладывают карточки, чтобы получились «цепочки»: хлопок_- нити-хлопчатобумажная ткань и т.д.).

 - Команда слева от меня первой справилась с заданием. Кто хочет рассказать, из чего делают ткани? ( ткани делают из нитей. Нити бывают шерстяные, льняные, хлопчатобумажные и синтетические. Шерстяные нити изготавливают из шерсти овец, льняные – из стеблей растения, которые называется лен, хлопчатобумажные – из цветков растения, которое называется хлопок, а синтетический шелк – из искусственных материалов, которые придумали люди).

5. Окрашивание тканей.

Эта часть работы реализована совместно с родителями, дома, при соблюдении всех правил безопасного поведения. Для желающих детей была устроена специальная экскурсия в химическую лабораторию политехнического колледжа, где работает мама одного из воспитанников.

Реализация данной части проекта сопряжена с определенными рисками: эксперименты по выделению красящего вещества и дальнейшему окрашиванию требуют нагревания воды с красителями до высоких температур. Поэтому работа должна осуществляться совместно с родителями при соблюдении всех мер безопасности.

Мы предположили, что поддержать интерес детей к исследовательской деятельности можно в том случае, если мы будем использовать (или создавать специально)педагогические ситуации, возникающие в быту. В нашем случае толчком к началу исследования «Какие бывают красители, как их получают, как окрашивают нитки и ткани» послужила испачканная свекольным салатом футболка.

Как далее строилась работа, показано в таблице.

Направления работы, формы, методы взаимодействия в триаде «педагоги-дети-родители».

Дети-родители.

Дети-педагоги.

1.Чем люди окрашивали одежду в старину?

(поиск информации в интернете, обсуждение).

2.диалоговое общение родителей и ребенка. Чем занимались в детском саду? Какой видеофильм смотрели? Как окрашивают ткани сейчас?

3.Окрашивание яиц луковой шелухой. А можно ли окрасить таким  способом нитки?

Эксперимент.

4.Диалоговое общение родителей и ребенка:

Какие продукты окрашивают руки, когда готовят еду или посуду, когда их туда кладут?

Можно ли свеклой, чаем, кофе покрасить нитки? Эксперимент.

5.Чем красят джинсы? Рассказ о растении индиго, рассматривание фотоматериалов об  изготовлении красителя и окрашивании джинсовой ткани.

6. Экскурсия в химическую лабораторию политехнического колледжа (4 человека).

Как изготовить краситель?

1. Чем окрашивали одежду в старину?

(Поиск информации в детских энциклопедиях, беседы, рассказы воспитателя.)

2. Как окрашивают ткани на современной фабрике? (Просмотр видеофильма «Красивое платье Алены»). Беседа.

3. Рассматривание яиц, окрашенных разными красителями. Обсуждение: Чем еще  окрашивают дома яйца к празднику Пасхи? Рассматривание окрашенных этими же растворами нитей.

4. Рассматривание ниток, кусочков ткани, окрашенных отваром свеклы, чаем, кофе.

Обсуждение: Как изменяется цвет при окраске отваром свеклы?  Красиво ли окрашивает белую ткань чай, кофе?

5. «Драгоценные красители – пурпур и кармин». Рассказ воспитателя, рассматривание масляных красок, репродукций картин, где использованы эти краски.

6. Беседа. Что вы видели в лаборатории? Чем отличается лаборатория в колледже от нашей в группе? Что интересного вы узнали? Как изготовить хороший  краситель?

Работа в рамках проекта значительно обогатила опыт детей. Они стали обращать больше внимания на многоцветие окружающей природы, цвет одежды, обуви, вещей, которыми пользуются. Увеличилось количество цветов, освоенных детьми: к семи цветам спектра и их оттенкам добавились новые: кармин, пурпур, индиго. Поскольку работа строилась как совместная, где ребенок является активным участником, а не слушателем, то новый опыт был прочным и осознанным.

А это, в свою очередь, одна из предпосылок полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ», - писал К.Д. Ушинский.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогически обоснованный подбор и организация деятельности экспериментирования в рамках творческих проектов обеспечивают оптимизацию познавательной активности старших дошкольников, способствуют углублению представлений об окружающем мире, учат взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в условиях общего дела. Значит, эта работа в определенной степени удовлетворяет базовую когнитивную потребность – потребность в познании и понимании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»          «Лэпбук как форма организац...

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...

Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...

Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности для развития способностей и поддержки интересов у детей раннего возраста

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.Ранни...