Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка
консультация на тему

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Новым методом, и пока еще, не получившим широкого распространения в нашей стране методом считается лэпбукинг. Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Лэпбук как форма организации

совместной деятельности взрослого и ребенка»

Выполнила заведующий

МБДОУ «Васильевский детский сад»

М.Н. Суслонова

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Кроме этого, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Новым методом, и пока еще, не получившим широкого распространения в нашей стране методом считается лэпбукинг. Однако, стоит знать, что лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Например, мамы в Америке лэпбукинг очень любят и делают лэпбуки, практически, на все существующие темы. Лэпбук интересен и полезен тем, что его можно делать совместно взрослым и детям. 

Что такое лэпбук? 

Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определенной теме. 

Лэпбук – это интерактивная книжка-раскладушка, информация в которой представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, мини-книжек, книжек-гармошек, коробках с подарками и прочих забавных деталей. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. 

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Когда родители и дети впервые сталкиваются с лэпбукингом, они влюбляются в него сразу же и навсегда. И те, и другие. Почему?

Потому что для детей лэпбук, это прежде всего – игрушка! Причем, это игрушка, которую дети делают сами! Ну, или вместе с родителями и педагогами, которые руководят процессом.

Лэпбук, на первый взгляд, очень похож на большую аппликацию. Но только похож… Что происходит с аппликацией после того, как она уже сделана? Она занимает свое место среди прочей макулатуры в шкафу, пылится, покрывается пылью и не приносит никакой пользы. Ребенок не может поиграть с ней, поэтому не все дети любят делать аппликации – они просто не видят особого смысла делать что-то, что потом навсегда пропадает из их жизни. Дети очень практичные. К тому же, детки всегда привязываются к своим вещам. Все мамы знают, что заставить ребенка прочитать новую сказку или посмотреть новый мультфильм – не такое уж и простое дело. Если сказка понравилась – ребенок хочет слушать ее снова и снова, достаточно долгое время. Он хочет снова пережить уже знакомые ощущения и провести время с теми персонажами, которых запомнил,  с кем успел подружиться, полюбил… Дети не любят постоянной смены обстановки – они любят наслаждаться общением с любимыми вещами. С лэпбуком, в отличие от аппликации – все обстоит совершенно иначе. Весь смысл его изготовления как раз в том, чтобы впоследствии можно было играть с ним достаточно долгое время. Такой подход к аппликации нравится детям намного больше: аппликация перестает быть аппликацией – она становится игрушкой! Детки раскрашивают свое творение, обклеивают его наклейками, ленточками, всячески украшают, берегут и заботятся о нем.

Но это еще не все. Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Что, в знаменитых на весь мир шоколадных яйцах, так нравится детям? Шоколад? Как бы не так! Шоколад интересует детей в последнюю очередь. А, некоторых и вообще не интересует. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они… Если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение. Именно это обеспечивает мировой успех невкусного, тонкого шоколада… Лэпбук создает похожий эффект…

Сделав такую книжку, ребенок привязывается к ней, постоянно берет ее в руки, играет с ней и очень, очень ей гордится! Он постоянно хвалится ей всем своим родственникам, друзьям, знакомым, знакомым знакомых… Ребенок снова и снова возвращается к своей любимой поделке.

Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире и хотят лучшей жизни для своих детей, лэпбук – это просто великолепный инструмент обучения. Не зря им пользуются профессиональные преподаватели во всех развитых странах.

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание тематической папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к составлению связных выступлений.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов (разновозрастная группа). Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать или читать) и сделать такую коллективную книжку.

5. Это просто интересно!

С чего начать?

1. Можно сделать лэпбук по уже готовым шаблонам, которые широко представлены в сети Интернет. Можно сделать свой собственный проект.

Для этого нужно начать с темы. Тема может быть любая: вулканы, насекомые, планеты, ЗОЖ, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события, литературные произведения. В большинстве случаев – это объекты, связанные с изучением тематических недель, реализацией принципа комплексно-тематического планирования. Каждую большую тему например ЗОЖ можно разделить на разные лэпбуки, (здоровое питание, летние и зимние виды спорта, режим дня, такая разная гимнастика и т.д.) что будет гораздо лучше для детей дошкольного возраста, а можно и создать один обобщенный.

2. После того, как мы выбрали тему, мы должны набросать план нашего лэпбука, который поможет нам полностью раскрыть тему. Детские планы и планы взрослого могут отличаться кардинально, особенно у старших дошкольников – даже одну и ту же тему ребята раскроют каждый по-своему, но общий план они могут использовать.

Например, план лэпбука на тему "Здоровое питание": кармашек с разрезными картинками, кармашек с загадками, конверт с полезными и вредными продуктами для раскладывания, гармошка с правилами здорового питания, вращающийся круг для составления меню и т.д.

3. Следующий этап самый интересный – создание макета. Основа лэпбука – картонная папка или другая прочная основа, на которую наклеены маленькие книжечки-раскладушки, вращающиеся круги, книжечки-гармошки, кармашки, в которые можно положить разрезные картинки, пазлы, раскраски, стихи, загадки, маленькие рассказики, ребусы, рисунки и т. д. Здесь нет границ для фантазии.

Данная форма работы помогает создать педагогам условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Также можно узнать в процессе наблюдения, что вызывает у детей большой интерес, какие задания. В процессе творчества ребенок становится не только создателем собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений, конечно, все в соответствии с возрастом. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»          «Лэпбук как форма организац...

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...

Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...

Лэпбук – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Лэпбук  – как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка....

Консультация для родителей «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»

Данная статья знакомит родителей с новой формой работы с детьми с помощью лепбука...