Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».
статья (средняя группа) на тему

Чадченко Анна Николаевна

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью. С этой целью мы разработали и реализуем комплекс профилактических, воспитательно - образовательных, оздоровительных мероприятий, которые включены как в непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность педагога с детьми в режимные моменты и индивидуальную работу, а также взаимодействие с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_original.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Городское методическое объединение воспитателей №2

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

Нетрадиционные формы  организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Чадченко Анна Николаевна,

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение №48

«Детский сад присмотра и оздоровления  

«Золотая рыбка»,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Норильск,

2014 г.

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью. С этой целью мы разработали и реализуем комплекс профилактических, воспитательно - образовательных, оздоровительных мероприятий, которые включены как в непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность педагога с детьми в режимные моменты и индивидуальную работу, а также взаимодействие с семьями воспитанников.

Сегодня я хочу поделиться опытом организации совместной деятельности педагога с детьми в режимные моменты в рамках реализации задач образовательной области «Здоровье».                                                                                                                                                                                   

Для осуществления планомерной и систематической работы с детьми средней группы по формированию культуры здоровья, я разработала циклограмму деятельности детей вне занятий, куда вошли и мероприятия оздоровительной направленности. Для создания мотивации детей, активизации интереса к здоровому образу жизни, я использую различные нетрадиционные формы взаимодействия с детьми.

Предлагаю Вашему вниманию   фрагмент циклограммы, где представлены  

нетрадиционные формы взаимодействия с детьми оздоровительной направленности:

 «Минутки Здоровья». Каждый день, утром и вечером мы проводим с детьми «Минутки Здоровья»,  которые включают в себя различные здоровьесберегающие технологии, такие как (пальчиковую, дыхательную гимнастику, самомассаж, гимнастику для глаз).

Комплексы «Минуток Здоровья» мы подбираем в соответствии с темой недели. Если, например, тема недели « Зимние забавы», то  мы проводим самомассаж «Мороз»,  гимнастику для глаз «Снежинка», пальчиковую гимнастику «Погреем ручки» и т.д.

Таким образом, в неделю мы проводим 2 комплекса, утром и вечером, которые не меняются в течение недели.

«Милочка-копилочка».  В нашей группе поселилась Милочка-копилочка, это расписная коробочка, которая каждое утро в понедельник открывается, а дети кладут туда добрые слова с пожеланием здоровья, которые с удовольствием дарят своим сверстникам при встрече.

Часто в нашу копилочку свои добрые слова кладут и родители, с пожеланиями доброго дня и хорошего настроения и т.д.  Так у нас в группе каждый ребёнок начинает свою «рабочую» неделю.

Игры-эксперименты. По вторникам мы вместе с детьми на несколько минут становимся маленькими исследователями, проводим различные игры – эксперименты, которые помогаю детям понять, почему нужно варежки одевать в последнюю очередь, а после мытья рук их необходимо отжимать над раковиной и т.д. Эти простые  эксперименты помогают детям постигать житейские правила.

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем, или каким либо персонажем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков безопасности жизнедеятельности, навыков здорового образа жизни.

Требования к организации игр-экспериментов:              

-учет возраста и опыта детей;

-доступности содержания игр;

-мобильность, не загруженность атрибутами, что позволяет проводить игры без особой подготовки, иногда, в ходе режимных моментов;

-небольшая продолжительность по времени. 

Одна из таких игр-экспериментов -  «А варежки последние…»

Во время одевания на прогулку, дети нередко допускают распространенную ошибку, надевают варежки, а затем начинают обуваться и надевать пуховики или шапки. С целью закрепления последовательности одевания вещей на прогулку и уточнения, что в варежках неудобно одеваться, я предлагаю нескольким детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию друг-другу. В ходе проведения этой игры – эксперимента дети понимают, исходя из личного опыта, что в варежках это делать неудобно, поэтому мы их надеваем последними.

Игры-путешествия.  Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт укрепления своего здоровья, опыт здорового образа жизни.

По средам к нам в гости прилетает добрая Пчёлка, которая приглашает ребят в увлекательные путешествия в страну Королевы Зубной щётки, в гости к Мойдодыру, в страну Спортландию и т.д. В деревне «Витошкино» ребята вместе с Пчелкой познакомились  с полезными продуктами, некоторые из них даже попробовали на вкус. А во время путешествия в Молочную страну они помогли козлятам найти сбежавшее от них молоко.

Игры – этюды. В нашей группе существует традиция «Книжки для малышки»: каждый день мы после сна читаем любимые книжки. А в четверг мы читаем «Добрые книжки для здоровья малышки». В рамках этой деятельности мы проводим игры-этюды, чтобы активизировать интерес детей к своему здоровью.

Игры-этюды это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.

Требования к подбору художественных произведений для игр-этюдов:

  • Подбор художественного произведения должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем оно рассказывает.
  • Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений; побуждать ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

        «Мамины секреты, добрые советы». В работе по приобщению детей к здоровому образу жизни, формированию у них бережного отношения к своему здоровью нам активно помогают и родители наших воспитанников.

Очень любят дети, когда чья-нибудь мама или папа вечером в пятницу приходят к нам в группу, надевают волшебную шапочку Айболита и рассказывают разные полезные истории о «волшебных окошка» (органах чувств), о том, как нужно заботиться о своих зубах, как важно вовремя ложиться спать, делать зарядку по утрам и т.д. 

Конечно, мы  заранее обговариваем с родителями  тему их беседы, готовим нужные атрибуты, наглядность. Такие встречи способствует повышению родительского авторитета в сознании ребёнка, а родители приобретают новый опыт общения с ребенком, вырабатывают определенную модель взаимодействия с ним.

 Таким образом, дети ежедневно овладевают искусством сохранения и укрепления здоровья, правилами безопасного поведения, а вместе с тем реализуется принцип интеграции образовательных областей: говоря о здоровье, дети овладевают новыми знаниями из области «Познание», овладевают коммуникативными навыками, знакомятся с различными произведениями художественной литературы, и, конечно, приобретают навыки социальной адаптации в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по образовательной области «Художественное творчество» «Путешествие в город Мастеров»

Задачи:   Познакомить детей с видом искусства: дизайн, дать первоначальные представления с профессиями дизайнер, флорист, декораторУчить детей оформлять кукольные помещения с помощью различных пр...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности

Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным....

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ в проекте «Ступени мастерства» в рамках реализации наставничества в образовательных организациях Тема: «Сказочный гость»

Программное содержание:  1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.2. Развив...