Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Мария Сергеевна

Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности

С принятием нового ФГОС образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к организованной образовательной деятельности.

В образовательной деятельности в режимные моменты решаются следующие задачи:

- Формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр.), развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.

- Охрана здоровья и формирование основ здорового образа жизни;

- Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;

- Формирование у детей положительного отношения к труду и др.

Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду (в утренние и вечерние часы, на прогулке), независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обуславливает необходимость решения задач, связанных с реализацией темы. 

УТРО — это спокойный период дня. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с опорой на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания мероприятий.  

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня в утренний период:

  1. утренняя зарядка, хороводные игры, двигательные паузы (двигательная деятельность)
  2.  коммуникативные игры на развитие навыков общения (коммуникативная деятельность)
  3. дежурства во время завтрака и 2-го завтрака, самообслуживание (трудовая деятельность)
  4. настольные, дидактические игры, игры-драматизации (игровая деятельность)
  5. тематические беседы и рассказы, разучивание стихов, потешек, работа с мнемотаблицами, артикуляционная гимнастика (речевая деятельность)
  6. анализ проблемных ситуаций, опыты и эксперименты, рассматривание предметов и иллюстраций, короткие наблюдения в природе (через окно) и явлений общественной жизни, жизни города (познавательно-исследовательская деятельность
  7. Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры (музыкальная деятельность) и др.

При планировании режимных моментов утром рекомендуется придерживаться следующих правил:

- Важно учитывать характер предстоящей ООД: если она носит спокойный характер, требует умственной активности и усидчивости детей (ФЭМП, развитие речи, познавательное развитие), на утро планируется деятельность, вызывающая физическую активность и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной;

- Количество видов деятельности в утренние часы определяется на усмотрение воспитателя: в младшей и средней группе — 3-4 вида, в старшей и подготовительной группе — 4-6 видов;

- Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), поэтому как правило сюжетно-ролевые и строительные игры не планируются в утренние часы.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить активную, содержательную, разнообразную деятельность детей и снять утомление. В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе в летний период).

При планировании работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, придерживаясь следующей структуры:

- наблюдение за окружающим (неживые предметы), за живой природой, за транспортом, за живым объектом, за трудом взрослых (познавательно-исследовательская деятельность)

- подвижная игра со всей группой/ разучивание новой игры – активные игры с бегом, прыжками, метанием (двигательная деятельность)

- подвижная игра малой активности по подгруппам (двигательная деятельность)

- трудовая деятельность на участке или в природе (индивидуальные поручения) и экспериментирование (познавательно-исследовательская деятельность)

- индивидуальная работа по физическому воспитанию (двигательная деятельность) планируется с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, футбол, баскетбол, упражнения с обручем и т.д.

В процессе самостоятельной игровой деятельности детей на прогулке формируется детский коллектив, усваиваются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Поэтому педагог должен помочь детям сделать эту часть прогулки насыщенной и разнообразной. Формы работы: организация сюжетно-ролевых игр, игр с выносными игрушками, песком, природным материалом и т.д.

 Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки.

Во вторую половину дня в содержание прогулки входит короткое наблюдение за окружающим, формулирование выводов (экспериментально-исследовательская деятельность), подвижная игра по желанию детей (двигательная деятельность), знакомые и любимые сюжетно-ролевые игры детей (игровая деятельность), трудовая деятельность.

ПЕРЕД СНОМ. Цель работы – подведение итогов образовательной деятельности в первой половине дня, закрепление полученных знаний, помочь детям настроиться на отдых. Формы работы:

- чтение и обсуждение художественной литературы, разучивание коротких стихов, пословиц и поговорок, беседы о безопасности (речевая, коммуникативная деятельность)

- пальчиковые, артикуляционные гимнастики, психогимнастика (игровая деятельность, двигательная деятельность малой подвижности),

- дежурство по столовой (трудовая деятельность) и др.

В спальне перед сном в целях релаксации и подготовки ко сну можно прослушать аудиодиск со звуками природы, сказку или колыбельную.

ВЕЧЕР. Цель работы - создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад, развитие творческих способностей и трудовых навыков, формирование здорового образа жизни. Формы работы с детьми:

- бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, ходьба по массажной дорожке и др. оздоровительные мероприятия (двигательная, игровая деятельность)

- спортивные досуги (двигательная, игровая деятельность), музыкальные досуги (музыкальная, игровая деятельность), развлечения и зрелищные мероприятия (игровая, коммуникативная деятельность): различные виды театра, концерты

- разнообразная игровая деятельность: сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, дидактические и др.

- познавательные и литературные викторины, конкурсы (познавательная, коммуникативная деятельность)

- конструирование из разных видов конструктора, бумаги, природного материала (конструктивная деятельность)

- уборка группы, ремонт книг, пособий, игр, уход за растениями (трудовая деятельность)

- игровые тренинги по безопасности (игровая, коммуникативная деятельность)

- творческие мастерские с использованием разных видов изо-деятельности, в т.ч. нетрадиционных, работа с ножницами, пластилином и разнообразными материалами

- чтение книг с продолжением, слушание сказок, рассказов, аудиодисков

- работа по формированию звуковой культуры речи, разучивание и повторение стихов к празднику, речевые игры (речевая деятельность) и многое другое.

Индивидуальная работа планируется по всем видам деятельности: изобразительная, трудовая, познавательно-исследовательская (экспериментирование), речевая и т.д.  Планировать индивидуальную работу необходимо в первую очередь с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, чтобы во время ООД эти дети чувствовали себя увереннее.

При планировании работы в вечернее время важно учитывать принципы:

- Образовательная работа строится с учётом комплексно-тематического планирования так, чтобы провести предварительную работу и подготовить детей к предстоящей ООД

- Учитываются желания и потребности детей!

Таким образом, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов наряду с ООД является важной частью непрерывного образовательного процесса и интегрирует все 9 видов детской деятельности. Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Организованная образовательная деятельностьВиды деятельности Содержание (Формы средства, работы, методы приемы)Игровая деятельностьСюжетно –ролевые игры: «Семья», «Детский сад» (прогулки зимой, подгот...

Организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах в рамках проекта: «Моя любимая игрушка» в младшей группе.

В данной методической разработке представлены ситуации общения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, проблемные ситуации, произведения художественой литературы, используемые в ...