Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ в проекте «Ступени мастерства» в рамках реализации наставничества в образовательных организациях Тема: «Сказочный гость»
материал

Программное содержание:

 

1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.

2. Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, находить выход из проблемной ситуации, умения выражать мысли.

3. Автоматизировать поставленные звуки.

4. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь

5. Воспитывать самоконтроль за своей речью, доброжелательность и взаимоуважение друг к другу.

6.Продолжать развивать психические процессы, мелкую и общую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8» «Белоснежка»

Конспект

совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ в проекте «Ступени мастерства» в рамках реализации наставничества в образовательных организациях

Тема: «Сказочный гость»

Педагог-наставник: Банщикова Ю.С.

Мегион, 2023год

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.

2. Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, находить выход из проблемной ситуации, умения выражать мысли.

3. Автоматизировать поставленные звуки.

4. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь

5. Воспитывать самоконтроль за своей речью, доброжелательность и взаимоуважение друг к другу.

6.Продолжать развивать психические процессы, мелкую и общую моторику.

Оборудование. Запись обращение к детям от падчерицы, схема для придумывания загадки про подснежник; сундучок с подснежниками и корзинка для них, карточки для игры «Системный лифт» (одуванчик, скворец, береза, волк); панно ( солнце, облака, сугробы, ручей, подснежники, человечки обозначающие жидкое,  твердое и газообразное состояние) для метода ММЧ,  

      Технология ТРИЗ теория решения изобретательских задач — появилась в СССР в 1946 году. Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер — творческий псевдоним Генрих Альтов начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач.

ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, более 50, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребенку в конкретном случае.

Основные принципы ТРИЗ в педагогике:

  • Свобода выбора.
  • Открытость.
  • Обратная связь.
  • Действие.
  • Результат.

Сегодня в ходе совместной деятельности вы увидите наиболее эффективные на наш взгляд методы работы.

Метод мозгового штурма является одним из наиболее часто применяемых, когда нужно решить какую-то задачу, которую нельзя решить по готовому шаблону.

Метод составления загадок обогащает словарь детей за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном  значении слова, помогает усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Метод системный лифт инструмент для развития системного мышления детей. Помогает рассмотреть и изучить части объекта, чтобы выстроить алгоритм, то есть последовательность действий, которая за определенное конечное количество шагов приводит к нужному результату.

Метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы.

Ход мероприятия:

    Организационный момент:

Воспитатель Ю.С.: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

1.Метод мозгового штурма. Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда»  Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель: Регина, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (можно задать вопрос индивидуально)

Дети: Сейчас время года весна

Воспитатель: Правильно весна, а давайте с вами поразмышляем, что вам больше всего нравится, когда весной происходит что.… Свой ответ вы должны начать со слов «Мне нравится когда…»

-Илья, Что нравится тебе? Когда весной  происходит что?  (Мне нравится, когда весной прилетают перелетные птицы)

-Софья, а тебе что нравится? Когда весной  происходит что?  (Мне нравится, когда весной появляются первоцветы)

-Регина, а тебе нравится когда? Когда весной  происходит что? (Мне нравится, когда весной на деревьях распускаются листья)

-Платон, а тебе что нравится? Когда весной  происходит что? (Мне нравится, когда весной тает снег и бегут ручьи)

-Надя, а тебе что нравится? Когда весной  происходит что? (Мне нравится, когда весной появляются проталины)

Воспитатель: ребята, а мне нравится, когда весной ярко светит солнце, у всех хорошее настроение и к нам приходят гости. 

Воспитатель:  Нам в детский сад пришла телефонограмма, давайте послушаем

Запись голоса Падчерицы из сказки «12 Месяцев»

Дорогие дети, здравствуйте, прошу у вас помощи. Моя мачеха отправила меня в лес, дала мне задание, а сильный ветер перепутал все карточки и теперь я не могу выполнить его. А если я не выполню в срок, то мачеха меня выгонит из дома. Поможете?

Воспитатель: Как вы думаете, от кого пришла нам телефонограмма? Сможем мы помочь падчерице.

Дети: От падчерицы из сказки «12 месяцев». Да, конечно поможем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вместе с телефонограммой пришла и бандероль, давайте посмотрим, что в ней. Здесь два конверта. Что это?

Дети: «Системный лифт» и «Таблица – схема  для составления загадок» 

Воспитатель: Правильно. Значит, нам надо выполнить эти задания. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы зря не терять время и быстрее помочь нашей падчерице я предлагаю нам поделиться. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Отлично, тогда я предлагаю нам с Региной пойти составить загадку, а вы с Оксаной Васильевной в это время выполните задание «Системного лифта».

2.Метод «Составление загадок»

Воспитатель Ю.С.: Регина, посмотри, что это такое? Конечно, все верно. Это таблицы для составления загадок. Какой вариант ты хочешь выбрать сегодня? Посложнее или попроще? Это картинки подсказки для загадки.  

Воспитатель показывает карточку с изображением предмета, о котором будет составляться загадка, таблицу-схему, карточки-помощники для составления загадки. Задание выполняет один ребенок, затем загадывает всем.

Пока составляет загадку дети работают с системным лифтом, после чего им загадывают загадку.

Воспитатель: Ребята, мы с Региной составили загадку. Готовы ее послушать?

Дети: Да

         Все карточки признаков воспитатель прикрепляет в левой части таблицы, а в правой части прикрепляет объект.
Например:

Весенний, но не одуванчик.

Нежный, но не мама.

Маленький, но не мышка.

Белый, но не снег.        

             (Подснежник)
Воспитатель: Регина, давай  еще раз проговорим загадку, чтобы падчерица запомнила, проговори еще раз, опираясь на схему, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Но..», «Не».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое задание получила Падчерица от мачехи?  (собрать корзину подснежников). Все верно ей собрать набрать корзину подснежников.

Воспитатель: Поможем падчерице собрать корзину подснежников? (Да)  За каждое выполненное задание выбудете получать каждый по подснежнику. Согласны? Тогда будьте внимательны при выполнения заданий.

3.Метод «Системный лифт» (4-5 карточки с изображением лифта с 3 этажами, детям раздаются карточки для заполнения этажей)

Воспитатель О.В.: Ребята, в конверте от Падчерицы еще какие-то карточки. Как вы думаете что это? Для чего они нам нужны?  

Дети: Для заполнения этажей, игра системный лифт

Воспитатель: Правильно. Все жители этих домов вышли погулять и забыли, кто на каком этаже живет, нужно помочь им вернуться

После того как дети заполнят этажи спросить каждого ребенка чтобы выделили на каком этаже система-это объект, надсистема - где можем встретить этот объект, подсистема (это часть системы) части объекта.

Например: Это волк. У него есть 4 лапы, туловище, голова, хвост. Тело волка порыто шерстью. Мы его можем встретить в лесу, тайге, зоопарке.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием мы справились и еще получаем «Подснежники» по количеству детей.

Получают подснежники и убирают в корзину

4.Метод мозгового штурма.

Воспитатель О.В.: Ребята, а где же сейчас можно найти подснежники? Ведь еще не наступил Апрель.

Воспитатель: А кто помнит апрель, какой по счету у весны?

Дети: Второй

Воспитатель: Правильно второй. Значит, какой месяц сейчас?

Дети: Март

Воспитатель: Правильно Март, А этот месяц какого времени года

Дети: Весны

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Весенний

Воспитатель: Все верно месяц то весенний, а на улице еще очень много снега. Как же нам помочь Падчерице добыть корзину с подснежниками?

Дети: Продолжить выполнять задания

5. Метод ММЧ Ю.С.

На панно, на котором есть сугробы, ручей, солнце, облачка, подснежники,  дети прикрепляют человечков в соответствующем состоянии (твердое, жидкое, газообразное) при этом составляют рассказ.

Зимой выпал снег и появились высокие сугробы (человечки, обозначающие твердое состояние). Наступила весна! Солнце стало пригревать и снег начал таять. Побежали ручьи, появились лужи (человечки, обозначающие жидкое состояние). Вода стала испаряться и превращаться в облачка (человечки, обозначающие газообразное состояние). Появились первые цветы - подснежники.

Получают подснежники и убирают в корзину

Воспитатель:  Ребята посмотрите, мы справились и с этим заданием, и у нас получилась полная корзина  подснежников. Теперь мачеха пустит падчерицу обратно домой. Падчерица, очень благодарна вам за помощь. 

Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас целая корзина подснежников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ для молодых специалистов Тема: «Сказочный гость»

Программное содержание:  1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.2. Развив...